ЮНЕСКОЮРГЕНСА СИМПТОМ

ЮНОСТЬ

Найдено 5 определений термина ЮНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Юность

Период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью – 16–20 лет для девушек и 17–21 год для юношей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ЮНОСТЬ

период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Юность

Период между половым созреванием и зрелостью. Концепция юности как отдельной стадии развития вполне может быть чисто западной идеей, поскольку во многих других культурах переход от детства к зрелости совершается в процессе короткого «ритуала посвящения». Период юности по-разному рассматривается различными теоретиками. Для Фрейда это этап, когда всплеск инстинктов вследствие полового созревания приводит к эмоциональной неуравновешенности, а также период, когда молодой человек начинает процесс отделения от семьи, прежде чем занять свое место в мире взрослых людей. Писатели, которые находятся под воздействием этого образа мысли, часто говорят о юности как о периоде «бурь и стрессов». Эрик Эриксон (неофрейдист) считал юность наиболее значительным периодом в развитии взрослой личности. Эриксон предположил, что подростки проходят через психологический мораторий, во время действия которого они пробуют различные способы самовыражения, прежде чем отдать предпочтение одному стабильному типу личности, который формируется к зрелым годам. Социопсихологические объяснения приуменьшают роль внутренних факторов, делая акцент на увлеченности подростков изменчивыми ролями и ожиданиями, преобладающими на данный момент их жизни. Рассматриваемые из этой перспективы, стрессы и расстройства подросткового возраста обусловлены не столько внутренней эмоциональной неуравновешенностью (фрейдистская точка зрения), сколько противоречивыми факторами внешнего воздействия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Юность

возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю Ю., т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю Ю. (от 18 до 23 лет), которую иногда называют также периодом молодости. К концу юношеского периода завершаются процессы созревания организма человека: рост тела, формирование костно-мышечной системы, половое созревание, а также наиболее поздние по времени процессы нейрофизиологического оформления центральной нервной системы; приобретают определенность черты лица и внешнего облика в целом. В то же время степень личностной зрелости юношей и девушек в этом периоде еще значительно уступает степени зрелости организма. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач личностного и профессионального самоопределения, началом вступления во взрослую жизнь. В ранней Ю. большое место в жизни юношей и девушек занимает учебно-профессиональная деятельность, тесно связанная с разнообразными формами общения. На этой основе у молодежи формируются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы. В периоде поздней Ю. часть молодежи продолжает обучение в высшей школе, но большинство юношей и девушек в той или иной форме приобщаются к труду, т.е. к собственно производительной жизни общества. Этот значительный шаг на пути к самостоятельности (в том числе и материальной) отмечает условную границу Ю. с периодами взрослой жизни. В целом для Ю. характерно относительное преобладание процессов интеграции, вхождения в жизнь общества, по сравнению с присущими подростковому возрасту явлениями индивидуализации. Развитие многих психических функций человека (внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти и др.) к концу Ю. достигает своих максимальных показателей. В то же время ряд наиболее сложных психических процессов, включая мышление, продолжает свое развитие. Согласно теории Ж. Пиаже, в юношеские годы происходит важный процесс диверсификации интеллектуальных способностей, т.е. их дифференциации и специализации. Суть этого процесса состоит в качественном совершенствовании формально-операциональных структур интеллекта применительно к той конкретной сфере деятельности, которой юноша или девушка овладевают в рамках выбранной профессии или специальности. Однако на практике процесс образования формально-операциональных структур нередко заметно растягивается, и в результате овладение гипотетико-дедуктивным способом рассуждения, логика комбинаторного анализа и другие важнейшие интеллектуальные способности, базирующиеся на формальных операциях, появляются не к 14—15 годам, а между 15 и 20. Существенно, что высшие проявления интеллекта человека обычно отмечаются в области его профессиональной деятельности. В юношеском возрасте в значительной степени преодолевается свойственная предшествующим возрастным этапам зависимость от взрослых (как психологическая, так и материальная) и утверждается самостоятельность личности. В подобной автономии (эмансипации) выделяют поведенческий, эмоциональный, моральный и ценностный аспекты, иначе говоря, потребность и право юноши на самостоятельные поступки, собственные привязанности и взгляды, не обязательно совпадающие с мнениями и ценностями родителей (И.С. Кон). Эмансипация не означает утраты прежних эмоциональных связей и привязанностей к близким, но предполагает серьезную перестройку взаимоотношений с родителями, иное положение в семье, я во многих случаях — и фактическое начало жизни вне защитного круга родительской семьи. Недостаточный учет родителями закономерного характера процессов эмансипации юношей и девушек составляет одну из наиболее распространенных ошибок в воспитании и может служить источником взаимного отчуждения и других болезненных проблем. В свою очередь, способность молодого человека вести полноценную самостоятельную жизнь, требующую ответственного поведения и инициативы, служит одним из важных признаков не только успешной социальной адаптации, но и позитивного хода его личностного развития в целом. В Ю. сохраняется тенденция предшествующего (подросткового) возраста к особой значимости общения со сверстниками и участия в разнообразных молодежных организациях и неформальных группах. Однако содержание и характер контактов видоизменяются. Наряду с сохранением большой роли коллективногрупповых форм общения в отношениях со сверстниками, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Особое место начинают занимать дружба, любовь, т.е. взаимоотношения, основанные не только на общности интересов и увлечений, но и на психологической и сексуальной близости. Способность устанавливать такого рода отношения, согласно теории Э. Эриксона, составляет важное звено в цепи психологических новообразований поздней Ю. и периода молодости (18—25 лет). Оно возникает на основе успешного разрешения конфликтов самосознания и выработки устойчивой личной и социальной идентичности. Ю. — напряженный период формирования нравственного сознания, ценностных ориентации, устойчивого мировоззрения, выбора гражданской позиции личности. Поиск своего пути в жизни и обретение собственной системы ценностей и убеждений предполагает интенсивное личное общение, процесс сопоставления своих взглядов с мнениями родителей, друзей, сверстников, представителей различных социальных и профессиональных групп. Для этого возраста характерны проявления юношеского максимализма в критическом оценивании того общества, которое молодые люди принимают в наследство от старших поколений, поиск собственных идеалов и способов их конкретного воплощения в реальной жизни. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед человеком в юношеском возрасте, когда его собственный жизненный опыт крайне мал, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию Ю., а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых общественных нормативов. Наиболее подробное описание основных проявлений «обыденной психопатологии юношеского возраста» — формирования негативной идентичности или ее «размывания» (диффузия идентичности), самоизоляции, неспособности к продуктивной работе и др. — содержится в работах Э. Эриксона. Г. В. Бурменская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

ЮНОСТЬ

период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных.

Я (эго) - сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте - как структура, задача коей - найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.

Я - это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро - всегда бессознательно. "Несчастное существо", пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов - внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические - особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.

Я-ГРАНИЦА (границы Я) - психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию воздействий, внешних относительно него. Выделяются:

1) Я-границы внутренние - разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного; при гипнозе могут разрушаться;

2) Я-границы внешние - выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информацией из внешнего мира, позволяя оценивать ее соответственно принципу реальности; при их разрушении предметы восприятия обретают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации.

Я-ИДЕАЛ - согласно З. Фрейду - одно из обозначений и функция сферы личности, выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории Фрейда считает, что следует различать:

1) Сверх-Я - как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями;

2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.

Я ИДЕАЛЬНОЕ - (идеальное-Я) -> Сверх-Я; Я-идеал.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект "смотрится как в зеркало в другого человека" и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Я-ЛИБИДО (либидо нарциссическое) - согласно З. Фрейду - либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к Я. Похоже на большой резервуар, из коего высыпаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Найдено схем по теме ЮНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ЮНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме ЮНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме ЮНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме ЮНОСТЬ — 0

Вы можете заказать написание реферата: