ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Юнг Карл Густав | Jung, Carl (1875-1961)

Учение Карла Юнга о личности включает три уровня психе (psyche): а) эго, б) личное бессознательное и в) более глубинное коллективное бессознательное.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Юнг Карл Густав
26.07.1875 – 6.06.1961) — швейцарский психолог и психиатр. В 1906–1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на анализе — при использовании аналогий из мифологии — сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости . Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия — интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Разработал методику ассоциативного эксперимента.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Юнг Карл Густав
(1875-1961) — швейцарский психолог и психиатр. В 1906-1913 гг. работал с 3. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную аналитическую психологию. Разработал одну из методик ассоциативного эксперимента, ввел понятие «комплекс». В результате многолетних клинических исследований пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Разработал сложную (малоизвестную в настоящее время) структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник неперерекаемых суждений). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия—интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
Qung, 1875-1961) -швейцарский психолог, психиатр, культуролог. В 1906-1913 гг. тесно сотрудничал с 3. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоанализа - аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, алхимиков и т. п., Ю. приходит
к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. По Ю., содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта - они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.
Ю. известен также своей типологией характеров. По Ю., существуют 2 основания для выделения психологических типов: экстравертная или интровертная установка, с одной стороны, и преобладание в системе психологических функций индивида мышления, чувства, ощущения или интуиции, - с др. Ю. - также автор одного из наиболее известных вариантов ассоциативного эксперимента. Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе был создан институт Ю. в 1948 г., а в 1958 - Межд. общество аналитической психологии), но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и др. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЮНГ Карл Густав

(1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии", разработчик идеи критериев культуры, находящих выражение в так называемых "архетипах", являющихся, по его мнению, фундаментальными составляющими общественной жизни людей и структурными элементами коллективного бессознательного, лежащих в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п., автор работ "Архетип и символ" (1991), "Психологические типы" (1992), "Феномен духа в искусстве и науке" (1993), "Проблемы духа нашего времени" (1993), "О психологии восточных религий и философий" (1994). Ю. считал, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, присутствует и более глубокий слой - коллективное бессознательное, которое, по его мнению, выступает отражением опыта прежних поколений, запечатлевшегося в структурах мозга человека Содержание коллективного бессознательного, отмечал Ю., составляют общечеловеческие первообразы -архетипы: образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п. Их существование и динамика развития отражают основу мироздания, символику художественного творчества, сновидений и т. д. Центральную роль среди архетипов Ю. отводил архетипу "Самости" как потенциальному центру личности в отличие от "Эго" -т. е., по З. Фрейду, "Я - как центр сознания".

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
Карл Густав Юнг родился в 1875 году в небольшой швейцарской деревне Кесвиль. Окончив Базельский университет, он стал врачом в психиатрической клинике. Юнг увлекался работами Фрейда и в 1907 году встретился с ним в Вене. Они быстро стали друзьями, и некоторое время казалось, что Юнг пойдет по стопам Фрейда. Однако позднее у них возникли противоречия по разным вопросам, и в конечном итоге различие во мнениях привело к разрыву их отношений. Юнг умер в Цюрихе в 1961 году, в возрасте 85 лет.
После разрыва с Фрейдом Юнг стал развивать свою психоаналитическую теорию (аналитическую психологию). Согласно этой теории, личность человека состоит из трех взаимодействующих систем: сознания (которое часто называется «эго»), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Для описания целостности всех трех взаимодействующих компонентов Юнг использовал термин «душа». Сознание — это часть психических процессов, в которых человек отдает себе отчет. Индивидуальное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и опыта, который не поднялся до уровня сознания. Юнг полагал, что индивидуальное бессознательное состоит из групп психических элементов, действующих как единое целое. Он называл эти группы «комплексами».
Второй уровень бессознательного, коллективное бессознательное, отражает эволюцию общечеловеческого опыта и образцов поведения. Юнг предположил, что поскольку все люди в той или иной степени являются наследниками общемировой истории, то все они будут осознавать мир приблизительно одинаково, используя схожие образы и символы. Универсальные символы и образы мышления, передающиеся из поколения в поколение и определяющие поведение людей, Юнг назвал «архетипами». Он верил, что наша личность, наша «душа», дана во всей полноте от рождения, а не развивается постепенно, под воздействием жизненного опыта. Он также полагал, что цель нашей жизни — поддерживать целостность нашей «души» и не допускать расчленения ее на различные, конфликтующие между собой части.
См. также статьи «Вытеснение», «Защитные механизмы», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Юнг (Jung) Карл Густав
(26.07.1875, Кесвиль, близ Базеля - 6.06.1961, Кюснахт, Цюрих) - швейцарский психолог и психиатр, создатель аналитической психологии.
Биография. В 1900 г. получил научную степень по медицине в университете Базеля. С 1898 по 1909 г. работал в качестве ассистента и главного врача у Э.Блейлера в клинике Цюриха. В 1900 г. познакомился с З.Фрейдом. В 1907-1912 гг. был одним из наиболее близких его сотрудников. С 1911 по 1914 г. - президент Интернационального психоаналитического общества. В 1912 г. прекратились личные отношения с Фрейдом. В 20-х гг. участвовал в полевых экспедициях в Африке. С 1932 по 1942 г. - профессор Федерального политехнического университета в Цюрихе.
Исследования. Работая с Блейлером, создал методику ассоциативного эксперимента. Его аналитическая психология основана на анализе - при использовании аналогий из мифологии - сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических исследований Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. В итоге, в его антропологии человек предстал как состоящий из трех интегрирующих систем: сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Центральное место занял архетип самости, который был призван отвечать за интеграцию и стабильность личности. Это проявляется во врожденной потребности в психологической целостности, в самооценивании и индивидуации. Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия - интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция).
Сочинения. Gesamelte Werke. Bd. 1-17, Z., 1958-76;
Post-Hume Antropologie. Z., 1976;
Психоз и его содержание. СПб., 1909;
К психологии сплетни // Психотерапия. 1911, № 3, с. 115-128
Психологические типы. М., 1924;
Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1. Психологические типы. Цюрих, 1929

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
Jung С. G., 1875-1961). Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. В юношеские годы увлекался философией и свою будущую профессию видел на грани соприкосновения философии и медицины. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 г. работал ассистентом в психиатрической клинике Цюриха, возглавляемой Блейлером (Bleuler E.). В 1905-1906 гг. преподавал психиатрию в Цюрихском университете. С 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с Фрейдом (Freud S.), вместе с ним совершил поездку по университетам США. В 1909-1913 гг. Ю. становится виднейшим последователем Фрейда, первым президентом Международного психоаналитического общества. Он председательствовал на III и VI психоаналитических конгрессах; в 1911-1913 гг. редактировал психоаналитический журнал "Jahrbuch"; читал лекции по введению в психоанализ в Цюрихском университете. Отход Ю. от Фрейда относится к 1913 г. и связан с выходом его книги "Метаморфозы и символы либидо", в которой он отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейда. С 1913 г. занимался частной психоаналитической практикой, много путешествовал, посетил Северную Африку, США, Мексику, Кению, Индию и Цейлон. Интересовался даосизмом, буддизмом, сохранил интерес к философии. "Вопреки растущим научным интересам, - писал он, - я время от времени вновь возвращаюсь к моим философским книгам". В 1921 г. вышла работа Ю. "Психологические типы". В 1933 г. он стал президентом Международного психотерапевтического общества, в 1948 г. открыл в Цюрихе Институт аналитической психологии.
Определяющее место в аналитической психологии Ю. занимает положение о коллективном бессознательном, в котором в виде архетипов отражен предшествующий опыт человечества. Архетипы находят свое выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, фольклоре, сновидениях, невротических симптомах и т. д. Он рассматривал аналитическую психологию как "западную йогу", как "путь освобождения", что отражает существенное влияние на творчество Ю. восточной философии.
Ю. - создатель ассоциативного эксперимента (1906) и концепции интро- и экстраверсии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ЮНГ КАРЛ-ГУСТАВ
(Jung Carl Gustav) (1875-1961)-швейцарский психоаналитик, автор и создатель аналитической психологии. Был одним из ближайших учеников и последователей З. Фрейда и в начале своей карьеры признавал его идеи, переписывался с ним. З. Фрейд также активно поддерживал Ю.К.-Г., и, когда в 1910 г. была организована Международная психоаналитическая ассоциация, Ю.К.-Г. стал ее первым президентом и занимал этот пост четыре года подряд. Однако незадолго до 1914 г., в 1913 г. отношения Ю.К.-Г. с Фрейдом ухудшились, и они прервали личную и деловую переписку, а позднее и взаимоотношения друг с другом. Одна из причин разрыва отношений между ними заключалась в том, что Ю.К.-Г. отверг пансексуализм Фрейда и приступил к разработке собственной психоаналитической концепции и метода, альтернативного психоанализу. Позиции Ю.К.-Г. от позиций Фрейда отличало подчеркивание значения сознательно поставленных целей и судьбы в жизни человека. Это сближало Ю.К.-Г. с представителями гуманистической психологии. Либидо для Ю.К.-Г.-это не сексуальная энергия, а просто некоторого рода жизненная энергия. Секс в ней присутствует лишь как один из ее компонентов. Человек как личность по Ю.К.-Г. определяется не только своим прошлым, но также настоящим и будущим. Создав свою аналитическую психологию, Ю.К.-Г., опираясь на идеи древней мифологии, которой он увлекался (как, впрочем, в свое время и З. Фрейд), ввел в нее понятия «комплекса», «архетипа», наполнив их мифологическим содержанием. Разделив бессознательное на «личное бессознательное» и «коллективное бессознательное», он существенно усложнил структуру личности по сравнению с той, которая была представлена в трудах З. Фрейда. Особое внимание Ю.К.-Г. обратил на два типа личности: экставерта и интроверта.
Соч.:Архетип и символ. М., 1991; Божественный ребенок. М., 1997; Человек и его символы. СПб., 1997; Аналитическая психология: ее теория и практика. СПб., 1998; Бог и бессознательное. М., 1998; Ответ Иову. М., 1998; Психология бессознательного. М., 1998; Критика психоанализа. СПб., 2000; Психологические типы. М., 2001. См. аналитическая психология К. Юнга, архетип, интроверсия, коллективное бессознательное, психология гуманистическая, Фрейд Зигмунд, экстраверсия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЮНГ Карл Густав

ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) -швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической психологии. Образование получил в Ба-зельском ун-те, окончив медицинский фак-т (лиценциат медицины, 1900; д-р медицины, 1902). Был избран поч. д-ром ун-та Кларка (1909), Фордхэмского (1920) и Калькуттского (1938) ун-тов; поч. д-ром наук Гарвардского (1936), Оксфордского (1938) и др. ун-тов. Профессор медицинской психологии ун-тов в Цюрихе (1933— 1941) и Базеле (1944—1961). Лауреат литературной премии г. Цюриха (1932). Был избран почетным представителем Германского медицинского общества психотерапии (1930) и Президентом Международного медицинского общества психотерапии (1933). В 1948 г. в Цюрихе был открыт Институт Юнга. С 1955 г. издается Журнал аналитической психологии. С 1958 г. действует Международная ассоциация аналитической психологии. Почетный гражданин г. Кюснахта (1960). После окончания Базельского ун-та, где специализировался по внутренним болезням и психиатрии Ю. работал в психиатрической клинике Бургхельцли (Цюрих ) под руководством проф. Э. Блейера (1900-1905). С 1905 по 1909 гг. был гл. врачом этой клиники. Разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один их основных методов психиатрического исследования. В 1902 защитил дис. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов. В 1902— 1907 гг. стажировался по психологии под руководством П. Жане (Париж). В 1904 г. организовал в клинике экспериментальную лабораторию, в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1903—1904 гг. совместно с коллегами (Э. Блейлером, К. А. Абрахамом, М. Эйтингоном и др.) заинтересовался психоанализом 3. Фрейда. Начал практиковать психоаналитическую терапию. Первой психоаналитической пациенткой Ю. была С. Н. Шпильрейн, впоследствии ставшая видным психоаналитиком. В 1905—1913 гг. Ю. — приват-доцент медицинского факультета Цюрихского ун-та. В 1906 г. перешел на позиции психоанализа. В 1907 г. познакомился с 3. Фрейдом и основал общество 3. Фрейда в Цюрихе. В 1908 г. участвовал в работе 1-го Международного психоаналитического конгресса в Зальцбурге. С 1909 г. в течение пятилет был редактором Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований, издававшегося Э. Блейлером и 3. Фрейдом. В 1909 по приглашению С. Холла совместно с 3. Фрейдом и др. посетил США, где читал психоаналитически ориентированные лекции по ассоциативной диагностике и конфликтам детской души в ун-те Кларка (Вустер, близ Бостона). Вместе с 3. Фрейдом был удостоен почетного титула доктора обоих прав. В 1911 г. по предложению 3. Фрейда был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации (МПА) и оставался на этом посту до 1914 г. Активно разрабатывал собственные версии исследуемых проблем. Еще в начале века создал метод ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивалось как индикатор комплекса, т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный метод был доведен им до уровня фундаментального метода психологического исследования. В 1906—1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в т. ч. и комплексе Электры. Эти идеи использовались и развивались в учениях 3. Фрейда, А. Адлера и др. В 1911 г. проявились серьезные теоретические разногласия с 3. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги Метаморфозы и символы либидо (1912), в которой Ю. отверг сексуальную интерпретацию либидо 3. Фрейдом, предложил понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В 1913 г. порвал с 3. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, которые составили основу созданной им аналитической психологии — одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе Структуры бессознательного (1916) развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы — архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди которых центральная роль принадлежит архетипу самости (das Selbst) — потенциальному ядру личности. Считал, что архетипы лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д. В 1921 г. в книге Психологические типы изложил разработанную им типологию характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивной или интровертивной установке) и доминировании определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания эмпирическими исследованиями. В этих целях совершил ряд путешествий и экспедиций, в т.ч. в 1924—1925 гг. к индейцам Пуэбло в Аризону и Нью-Мехи-ко (США) и в 1925-1926 гг. к Элтонам (Восточная Африка) и др. Значительное внимание уделял разработке концепции личности, в т.ч. вопросам ее становления, структуры и самореализации, понимание которых частично изложил в работах Отношение между Я и бессознательным (1928), Об энергетике души (1928), Проблемы души нашего времени (1931) и др. Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии: Психология и религия (1940), О психологии бессознательного (1943), Психология и алхимия (1944), Психология и воспитание (1946) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс индивидуации — стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и своеобразный путь освобождения людей. Оказал влияние на становление и развитие психоанализа и др. направлений глубинной психологии, психологию, социологию, философию, эстетику и культурологию. Основные труды Ю.: Gesammelte Werke. Bd. 1-17. Z., 1958—1976; Memories, dreams, reflections , N. Y., 1961; Man and his simbols, N. Y., 1964 и др. В рус. пер.: Психоз и его содержание, СПб., 1909; Психологические типы, М., 1924; Избранные труды по аналитической психологии, т. 1-4., 1929—1939; Архетип и символ, М., 1991; Феномен духа в искусстве и науке, М., 1992; О психологии восточных религий и философий, М., 1994; Аналитическая психология: Прошлое и настоящее, М., 1995; Психология переноса, М., 1997; Психология бессознательного, М., 1998; Работы по психиатрии. Психоанализ ум-ственнвх расстройств, М., 2000; и др. В. И. Овчарвнко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
Карл Густав Юнг родился в 1875 г. в швейцарском местечке Кес-виль, в семье небогатого деревенского священника. Семья Юнгов принадлежала к «хорошему» обществу, но едва сводила концы с концами. Его детство и юность прошли в бедности. Юнг получил возможность учиться в лучшей гимназии Базеля только благодаря помощи родственников. Необщительный, замкнутый подросток, он так и не приобрел друзей. К внешней среде он приспосабливался с трудом, очень часто сталкивался с непониманием окружающих, предпочитая погружаться в мир собственных мыслей. Он как раз и представлял классический случай того, что сам называл впоследствии «интроверсией». Окончив Базельскую гимназию, он поступает в 1895 г. в университет. Сам Юнг видел себя в будущем врачом, намереваясь серьезно заниматься хирургией. Но через некоторое время он изменил свое первоначальное решение. Когда Юнг практиковался в клинике и готовился к государственному экзамену, в его руки случайно попал учебник по психиатрии. На первой странице Юнг прочитал, что психиатрия есть «наука о личности». Тут же он принял решение, которое удивило всех, - серьезно заняться этой наукой. В те годы психиатрия считалась самым непрестижным для медика занятием, поскольку все успехи медицины в XIX в. не привели к заметным результатам в лечении психических заболеваний. Еще в отрочестве Карл Густав пришел к отрицанию религиозных представлений своего окружения. Живой опыт божественного был явлен многочисленными сновидениями: во сне являлись чудовищные, страшные образы. Поэтому свои мемуары он не зря назвал «Воспоминания, сновидения, размышления» - сновидения играли огромную роль в духовной жизни Юнга с раннего детства, и на анализе сновидений позже строилась вся его психотерапевтическая практика. В сновидениях Юнга той поры важен был один из мотивов: он наблюдал образ наделенного магической силой старца. Интерес к далекому прошлому, как к чему-то постоянно сопровождающему нас сегодня, был характерен для Юнга еще в юности. В повседневных его заботах жил замкнутый юноша - личность номер один, а в снах являлась личность номер два, совершенно противоположная первой. В 1900 г. Карл Юнг принял решение работать в качестве ассистента в клинике Бургхельцли. За годы работы в этой клинике Юнг многого добился - он достиг улучшения состояния многих больных. Юнг задался целью изменить структуру психиатрии, поскольку до него психиатры игнорировали психологию душевнобольных. А с 1905 г. он начинает читать курс психиатрии в Цюрихе и в это же время занимает пост главврача в университетской клинике. В этом же году он основывает лабораторию экспериментальной психопатологии при психиатрической больнице, где вместе со своими студентами изучает всевозможные психические реакции. Психология сделалась для Юнга наукой наук - именно она, как он считал, должна дать современному человеку целостное представление, мировоззрение. Кроме «философии жизни», его не обошла стороной и мода на оккультизм. На протяжении нескольких лет Юнг принимал участие в спиритических сеансах, познакомился с обширной литературой по астрологии и другим «тайным» наукам. В 1902 г. Карл Юнг закончил работу над докторской диссертацией «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Данная работа до сих пор сохранила научное значение - Юнг дает в ней психологический и психиатрический анализ медиумического транса, сопоставляет его с галлюцинациями и помраченными состояниями ума. Юнг считает, что у поэтов, пророков, мистиков, основателей различных религиозных движений наблюдаются те же состояния, которые психиатр встречает у больных. С 1906 г. между Карлом Юнгом и Фрейдом начинается оживленная переписка, продолжающаяся до 1913 г. В эти годы они обмениваются опытом, различными теориями, работами, среди которых Юнг посылает и свою работу «Психология Деменция praecox». Фрейд и Юнг выработали собственные культурологические концепции, которые хотя и спорны, но занимают достойное место в системе культурологических знаний. В 1890 г. Юнг, работая в Цюрихской клинике, становится его открытым последователем и пропагандистом теории. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом с ним не соглашался, а в 1913 г. их отношения и вовсе завершаются разрывом. Сам Юнг воспринимал Фрейда как трагическую фигуру, но в то же время и как великую. Юнг в качестве причины разрыва называет свою работу «Метаморфозы и символы либидо». Там, где Фрейд видел всего лишь сексуальные мотивы и стремление к насилию, Юнг обнаруживал сплетение женского и мужского начал, личных и коллективных факторов с многовековой историей (архетипы). Объединить все эти понятия в систему Юнгу помогли его исследования в области истории культуры и религии и, конечно, его богатейшая психотерапевтическая практика. Всегда возникал и возникает вопрос - сотрудничал ли Карл Юнг с нацистами? Достаточно известно о том, что он был редактором Журнала психотерапии. Сам Юнг характеризует нацизм как тип массового психоза, который сокрушает общество. В своих записях он говорит о том, что многие из его пациентов в 1930-х гг. имели фантазии о «белокурой бестии», и считает это предупреждением. Человек использует устное слово, чтобы передать окружающим некоторое осмысленное сообщение. При этом кроме слов-символов, которых очень много в любом языке, очень часто используют слова-обозначения, которые не являются строго описательными. Они имеют значения сами по себе, не являются символами, они - лишь знаки, называющие объекты, за которыми закреплены. Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов коллективного бессознательного, которые становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека. В работах по психологии религии для характеристики архетипи-ческих образов Юнг использует термин «нуминозное», что означает божество. Этот термин ввел немецкий теолог Р. Отто в книге «Священное» (1917). У Отто идет речь о восприятии сверхъестественного в различных религиях, в специфически лютеровском понимании «страха господня». Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души. По Юнгу, есть два типа мышления - логическое и интуитивное. Для логического мышления характерна направленность на внешний мир. Такое мышление протекает в суждениях и умозаключениях, всегда требует усилий и воли. С ним прежде всего связаны наука, техника, индустрия, являющиеся орудиями контроля над реальностью. А для художественного творчества, мифологии и религии необходима естественная для человека игра воображения. Подобное мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, поскольку оно уходит от реальности в царство фантазии, мечты. Человеческая психика представляет собой совокупность бессознательных и сознательных процессов, в которой между элементами происходит постоянный обмен энергией. Древние люди ценили опыт сновидений, галлюцинаций как милость божию, т.к. в них мы вступаем в прямой контакт с коллективным бессознательным. Юнг считал, что переживаемый человеком психический опыт не исчезает бесследно, а остается в структурах мозга, проявляясь на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов, которые мотивируют поведение человека Архетипы - это некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества. Это не имена и даже не философское понятие. Это частицы жизни, образы, которые неразрывно связаны с эмоциями и с живыми людьми. Изучив жизнь конкретного человека, можно объяснить архетип, встретившийся ему. Он выделил такие термины, как «эксраверт» и «интроверт» в отношении двух наиболее общих типов людей. Экстравертов характеризует открытость по отношению к окружающему миру, а интровертов, напротив, сконцентрированность на самих себе, которые не зависят от объекта. Экстраверты и интроверты - это лишь две разновидности людей. Они довольно часто встречаются, и их легко обнаружить. Однако термины, введенные Юнгом для описания психологических типов, не являются догматическими. Например, Ганди был одновременно аскетом (интровертом), и человеком политики (экстравертом) Юнг выдвинул и такой метод, как «психологический компас», позволяющий анализировать типы людей. У каждой точки компаса есть противоположный полюс Чувства подкрепляются интуицией, а мышление - ощущением. Например, у человека «думающего» чувственная сфера будет менее развита (она здесь обозначает способность оценивать обстановку спонтанно, чутьем, не прибегая к рациональному анализу мотивов действия). У каждой личности эти сферы могут накладываться друг на друга, например у человека действующего могут быть одинаково развиты мыслительная и чувствующая стороны (интуиция в этом случае будет ослаблена). Очевидно, что чувства и ощущения, будучи незадействованными, вытесняются в область подсознательного, что чревато их внезапной активизацией и неконтролируемым прорывом в виде стрессов или припадков одержимости. В 1944 г. в возрасте 69 лет Юнг перенес сильный сердечный удар. После выздоровления для него настал самый продуктивный творческий период, когда он написал наиболее значительные работы. В последние десятилетия жизни Юнга в его распоряжении был уникальный лекционный зал под открытым небом близ Лаго Маджо-ре, куда ежегодно со всего мира съезжались ученые, чтобы выступить с докладами и принять участие в дискуссиях по разнообразным вопросам, созвучным юнговской мысли. Многие наиболее важные работы, относящиеся к последним годам его жизни, впервые были представлены научному обществу именно на этих собраниях. А 6 июня 1961 г. Карл Густав Юнг скончался после непродолжительной болезни в своем доме в Кюснахте.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

ЮНГ Карл Густав
1875–1960) – швейцарский психолог, первый президент Международного психоаналитического сообщества, основатель аналитической психологии. Родился 26 июля 1875 года в швейцарском местечке Кессвиль (кантон Тюргау), недалеко от Базеля. Его отец Пауль Ахиллес Юнг был доктором филологии, интересовался классическими языками и древнееврейским, в совершенстве владел латинским языком, которому стал обучать своего сына, когда ему исполнилось шесть лет, но, отойдя от науки, стал пастором евангелической реформаторской церкви и протестантским капелланом в одной из психиатрических больниц в Базеле. Его мать Эмилия Прейсверк была чувствительной, но не терпящей возражений женщиной. В семье было трое детей, но К.Г. Юнг не видел своего старшего брата, который прожил всего несколько дней и умер за два года до его рождения. Его младшая сестра родилась, когда ему было девять лет.
   К.Г. Юнг колебался в выборе профессии между философией, археологией и естественными науками, но в конечном счете в 1895 году поступил на медицинский факультет Базельского университета, где начал специализироваться в области психиатрии.
   В возрасте двадцати четырех лет, увлекшись спиритизмом, К.Г. Юнг объединил вокруг себя группу и стал проводить спиритические сеансы, в которых участвовали четыре женщины, включая молодую девушку – родственницу по материнской линии, Элен Прейсверк, обладавшую способностями медиума. Во время этих сеансов девушка впадала в транс, рассказывала о духах, говорила голосом своего деда о тех событиях, о которых в то время никто не мог знать, но которые позднее подтверждались. К.Г. Юнг записывал результаты спиритических сеансов и штудировал литературу по оккультизму, паранормальным явлениям, месмеризму, ясновидению.
   По окончании Базельского университета в 1900 году К.Г. Юнг переехал в Цюрих, где начал работать в качестве ассистента Э. Блейлера в психиатрической клинике Бургхольцли. На протяжении двух лет он занимался изучением природы психических расстройств, знакомился с литературой по астрологии и нумерологии, завершил офицерский учебный курс и получил звание лейтенанта Швейцарской армии. В 1902 году К.Г. Юнг завершил работу над докторской диссертацией «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов», в основу которой легли наблюдения над девушкой-медиумом в процессе проводимых им спиритических сеансов. Взяв отпуск, поехал в Париж, где в период зимнего семестра 1902–1903 годов прослушал курс лекций П. Жане. По возвращении из Парижа вступил в брак с Э. Раушенбах, являвшейся дочерью богатого промышленника. В 1904 году он основал лабораторию экспериментальной психологии, разработал ассоциативный тест, выдвинул представления о присущих человеку комплексах.
   На раннем этапе своей профессиональной деятельности К.Г. Юнг прочитал работу З. Фрейда «Толкование сновидений», которая сперва не вызвала у него особого интереса, хотя в своей докторской диссертации он сослался на идеи основателя психоанализа. Позднее он вновь обратился к данной работе З. Фрейда, в 1906 году послал ему одну из своих работ о шизофрении и в 1907 году по приглашению основателя психоанализа приехал к нему в Вену, где в течение 13 часов имел возможность общаться с ним. К тому времени он уже читал курс по психиатрии в Цюрихском университете и был главврачом университетской клиники. После встречи с З. Фрейдом он еще больше укрепился в значимости психоаналитических представлений о психических расстройствах и наряду с лекциями по гипнозу стал читать курс лекций по основам фрейдовского психоанализа. В 1907 году К.Г. Юнг принимал участие в работе Международного психиатрического конгресса в Амстердаме, где выступал в дискуссиях по истерии в качестве сторонника З. Фрейда.
   Основатель психоанализа настолько проникся доверием к К.Г. Юнгу, что, несмотря на возражения со стороны ряда венских психоаналитиков, захотел его сделать своим кронпринцем, духовным наследником, который бы не только подхватил идеи психоанализа, но и способствовал его выходу на международную арену. В 1908 году они оба были приглашены в США, где в сентябре 1909 года прочитали свои лекции в Кларкском университете. До поездки в США К.Г. Юнг покинул свою должность в Бурхгольцли и стал принимать пациентов в своем новом доме в Кюснахте, расположенном недалеко от Цюриха.
   В 1910 году по рекомендации З. Фрейда К.Г. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. В то время швейцарский психиатр не только осуществлял большую организационную работу по распространению психоаналитических идей, читал в Цюрихском университете курс лекций «Введение в психоанализ», но и выступал с резкой критикой тех ученых и врачей, кто подвергал сомнению ценность психоаналитических теорий и клинических данных.
   После публикации книги «Метаморфозы и символы либидо» (1912), в которой пересматривалось психоаналитическое представление о сексуальной энергии, между ним и основателем психоанализа стало нарастать напряжение. И хотя в августе 1913 года З. Фрейд доверил К.Г. Юнгу отстаивать идеи психоанализа в полемике с П. Жане на проходившем в Лондоне Международном медицинском конгрессе, тем не менее вскоре между ними произошел окончательный разрыв, в результате которого в октябре того же года К.Г. Юнг сложил с себя полномочия президента Международной психоаналитической ассоциации, а затем и редактора «Ежегодника психоаналитических исследований».
   Последующие за разрывом с З. Фрейдом пять-шесть лет были столь болезненными для щвейцарского психиатра, что ему пришлось отказаться от активной общественной деятельности, порвать связи с Цюрихским университетом, где он читал лекции в должности приват-доцента, и погрузиться в свой внутренний мир сновидений и фантазий с целью разбирательства со своим бессознательным. В период внутренних колебаний, отчаяния и поиска выхода из кризиса он предавался воспоминаниям детства, пытался разобраться с потоком различного рода видений, начал рисовать и работать с камнем, заниматься йогой.
   Позднее соответствующие видения К.Г. Юнга привели его к рассмотрению архетипов, изучению алхимии, созданию рисунков с изображением мандалы, которые, наряду с записями различных видений и бесед с мертвыми, он поместил в свои дневники – «Черную книгу» и «Красную книгу». Понадобилось несколько лет, прежде чем его субъективный опыт приобрел концептуальные очертания и научные формы, составившие остов аналитической психологии.
   На протяжении 1918–1926 годов К.Г. Юнг знакомился с литературой гностиков, изучал труды по религии и философии. Позднее он обратился к китайским и тибетским трактатам, литературе по восточной медитации, средневековым текстам алхимиков. Изучая труды европейских алхимиков, он более тридцати лет работал над книгой по алхимии, которую завершил в конце жизни.
   Получив международное признание, К.Г. Юнг неоднократно приглашался для чтения лекций в Англию и США, вел обширную частную терапевтическую практику (среди его пациентов была дочь Дж. Рокфеллера Эдит Рокфеллер-Маккормик, которая проходила у него курс лечения в 1913–1914 годах, но оставалась в Цюрихе до 1921 года), получил почетные степени доктора Гарвардского, Йельского, Оксфордского университетов, стал почетным президентом Германского психотерапевтического общества (1933), основал и стал президентом Международного медицинского психотерапевтического общества (1934), был избран действительным членом Королевского медицинского общества (1938).
   В 1920-е годы он совершил несколько путешествий по Северной и Восточной Африке, включая Алжир, Египет, Кению, Тунис, а также побывал в Мексике, где имел возможность познакомиться с индийцами Пауэло в штате Нью-Мехико. К.Г. Юнг наблюдал за повседневной жизнью представителей первобытных племен, вел беседы с вождями и шаманами, вбирал в себя мудрость Востока. В те же годы он познакомился с известным синологом Р. Вильгельмом, пригласив его прочесть серию докладов в Психологическом клубе в Цюрихе, который объединял вокруг себя юнгианцев с 1916 года. В 1923 году он приобрел участок земли в Боллингене, на берегу Цюрихского озера, где построил Башню и проводил время в условиях, максимально приближенных к природе, обходясь без центрального отопления, света и телефона.
   Начиная с 1930-х годов К.Г. Юнг стал принимать участие в ежегодных собраниях общества «Эранос», проходивших в Асконе (Швейцария). В 1932 году в Цюрихе ему была присуждена премия по литературе. В 1934 году он стал соучредителем Общества анонимных алкоголиков, в 1935 году был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе и основал Швейцарское общество практической психологии, в 1938 году совершил путешествие по Индии и Цейлону.
   В 1943 году К.Г. Юнгу было присвоено звание профессора в Базельском университете и он был избран почетным членом Швейцарской академии наук. В 1944 году он сломал ногу и перенес инфаркт. Находясь на грани смерти, он имел различные видения, пребывал то в состоянии депрессии, то в состоянии эйфории и блаженства. Возвращение к жизни сопровождалось у него периодом, по его собственному признанию, наиболее плодотворной работы, когда им было написано и опубликовано много работ. В 1945 году ему было присвоено звание почетного доктора Женевского университета. В Англии стал издаваться «Журнал аналитической психологии», а в США семья Мэллонов основала фонд, финансировавший публикацию английского перевода Полного собрания сочинений его работ. В 1948 году в Цюрихе открылся юнговский Институт, в котором проходило обучение аналитической психологии, проводился учебный анализ, осуществлялась научно-исследовательская деятельность.
   В 1960 году в возрасте 85 лет К.Г. Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта. Смерть настигла его 6 июня 1961 года в Кюснахте, где он обосновался примерно год спустя после своего знакомства с З. Фрейдом.
   К.Г. Юнг – автор многочисленных статей и книг, включая «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Структура бессознательного» (1916), «Психологические типы» (1921), «О психической энергии» (1928), «Йога и Запад» (1936), «Психология и религия» (1940), «К психологии восточной медитации» (1943), «Психология и алхимия» (1944), «Психология переноса» (1946), «Aion. Исследование феноменологии Самости» (1951), «Символы трансформации» (1952), «Синхронистичность» (1952), «Ответ Иову» (1952), «Mysterium Conjunctions» (1955), «Нераскрытая Самость» (1957), «Современный миф» (1958) и другие.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Психологические проблемы в исследованиях Карла Густава юнга

Соколова Эмилия Александровна
Цель исследования установление и систематизация взглядов К.Г. Юнга на психологическую проблему с помощью метода теоретического анализа литературы. Психологическая проблема не была объектом исследований К.Г.
Читать PDF

Гностические образы в сочинениях Владимира Соловьева и Карла Густава Юнга

Пасечник Владислав Витальевич
The article studies the gnostic component in the works of both Russian religious notionalists and Western philosophers. Comparative and hermeneutical analyses are used as the methodological basis. The works by V. Soloviev, L.