Взаимоотношения
взаимоотношения (в психологии)
субьективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субьектов. В психологии это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д. В. чаще делят на служебные (официальные) и внеслужебные (неофициальные) и смешанного типа.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Взаимоотношения
субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. В. складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. В. характеризуется избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека. А.Г. Рузская
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
документально не зафиксированные субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и взаимодействия. Структурной единицей неформальных взаимоотношений является неформальная социальная роль, представляющая собой комплекс стереотипов поведения человека по выполнению определенной функции, обеспечивающей соответственную социально-психологическую потребность коллектива. Критический набор неформальных ролей группы должен обеспечивать развитие и стабилизацию психологических состояний и свойств коллектива (Е. Г. Баранов, 1995).
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. В. обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. Они бывают деловыми, дружескими, официальными, личными. В. основываются на определенных побуждениях (интерес, понимание необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения и т. д.) и включают то или иное поведение (речь, действия, мимика, жесты и т. п.), эмоции и чувства (удовлетворенность общением, симпатии, антипатии, взаимное притяжение, положительные или отрицательные состояния), познание (восприятие другого, мышление, воображение, представление), волю (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи в трудной ситуации). На В. людей влияют их направленность, характер, темперамент, образование, возраст, национальная принадлежность. Способность создавать и поддерживать добрые В. с окружающими является одной из важнейших составных частей активного образа жизни. В. в группе, коллективе зависят от уровня организации совместной деятельности, от личного примера руководителя, психологической совместимости людей, их взаимной уступчивости, вежливости. Культура В. – это часть общей культуры людей. Анализ группового взаимодействия позволяет выявить особенности межличностных отношений, их соответствие общечеловеческим ценностям, требованиям морали и дисциплины. Межличностные В. определяют настроения в группе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности, защищенности, даже воззрения на жизнь.
Взаимоотношения
социально-психол. результат (продукт) О. В. вытекают из взаимно влиятельных воздействий людей друг на друга и переживания встречных отношений. Эти воздействия наполнены эмотивным содержанием психол. деятельности, к-рое включает эмоциональный отклик, оценки, переживания, состояния, мотивы, чувства и отношения партнеров. В. амбивалентны по знаку, они внутренне противоречивы, т. к. воплощают единство противоположных тенденций в человеческих отношениях. Их амбивалентность является источником парадоксальности психологии человека, что создает неопределенность в личных отношениях, готовых всегда поменять свой знак. В. влияют на групповые эффекты О., они являются продуктом взаимных усилий партнеров, субъективной реальностью наших чувств и состояний, к-рые мы носим в себе как отношение и переживание. Объективация этой реальности происходит в выразительном поведении человека знаково-символическими и языковыми средствами. В процессах О. происходит объективация внутреннего во внешне наблюдаемых формах выражения (экспрессии) и их отображения в интерпретации (высказываниях). В экспрессии внутр. состояния души (идеальная реальность) чаще репрезентируется непроизвольно в виде мимики и пантомимики, но может регулироваться субъектом О. в интерпретации под контролем сознания, хотя и автоматизированного. Если мимика и пантомимика - непосредственная объективация внутреннего в материальных носителях внеш. облика, то интерпретация - когнитивно отображенная форма идеальной реальности, представленная в высказываниях. По внеш. облику мы получаем представление об идеальной реальности внутр. мира партнеров - виртуальной, существующей как отраженное явление идеальной реальности со всеми вытекающими из этого обстоятельства изменениями. В. образуют психол. среду совместной жизнедеятельности людей, к-рую принято называть «социально-психол. климатом». Основаниями классификации В. являются 4 категории, используемые в психол. науке для систематизации ее знаний - деятельность, О., отражение, отношения. По этим основаниям проявляются 10 классов В. (предметно-практические и ролевые; коммуникативные и коллективистические; когнитивные, эмоциональные и волевые; правовые, моральные и нравственные), к-рые неизменно присутствуют в любом процессе социальном взаимодействия на всех уровнях. Каждый класс В. трансформируется в специфические виды (сотрудничества-соперничества и ведущего-ведомого; общительности-замкнутости и дружбы-вражды; понимания-непонимания, любви-ненависти и независимости-подчинения; ответственности-безответственности, добра-зла, справедливые-несправедливые). В классификации названы только стержневые виды В., к-рые могут трансформироваться в подвиды (помощи-противодействия, заботы-равнодушия, лидерства-конформизма, принятия-отвержения, симпатии-антипатии, доверия-подозрительности, честолюбия-тщеславия и мн. др.) Лит.: Панферов В. Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психол. воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Диалог и общение // Человек в мире диалога. Л., 1990; Он же. Классификация взаимоотношений людей // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984; Он же. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн. № 4. 1987; Он же. Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. М., 1989. В. Н. Панферов
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
УЗАЕМААДНОСІНЫ / RELATIONSHIP (INTER RE LATION)– это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе общения и совместной деятельности. В. в воинском коллективе формируются на основе общения и взаимодействия и выполняют следующие социально-психологические функции: 1) регулирование общения и взаимодействия, т. е. определяют, кто с кем общается и взаимодействует, в каких сферах, кто за какой участок деятельности отвечает; 2) информирование членов группы об их правах, обязанностях и ответственности, т. е. создание одобряемой модели поведения и прогнозирование каждым человеком значимых для него последствий его собственных действий; 3) мотивация поведения в интересах партнера (наличие служебных, товарищеских или дружеских отношений обязывает к оказанию помощи в определенных ситуациях); 4) обеспечение нормального самочувствия человека и социальное развитие личности (человек стремится к социально-психологической комфортности путем завоевания статуса, соответствующего его личностным качествам и склонностям). Основными элементами В. в коллективе являются статус (функциональное положение человека в организации, определяющее его права, обязанности и ответственность) и роль (комплекс образцов поведения, связанных с выполнением какой-либо функции, которую берет на себя исполнитель роли). Роль определенным образом связана с другими ролями, что позволяет предсказать взаимное поведение их исполнителей, т. е. ролевое поведение предсказуемо. Качествами В. являются их близость (теплота, душевность, искренность) и уравновешенность (субординационные, равноправные В.). В. не являются однородными. Различают формальные и неформальные В. Между этими системами В. существуют взаимосвязи и противоречия. Различие между ними основывается на том, что они имеют разное назначение. Назначением формальных В. является получение технологического результата, продукта. Поэтому продукт и особенности его производства (характер труда) являются системообразующим фактором формальных В. Права, обязанности и ответственность субъектов формальных В. описаны в официальных документах (инструкциях, положениях, уставах и т. п.). Назначением неформальных В. является получение социального результата (психологического климата). Он и его составляющие (психологические состояния индивидов и группы) являются системообразующими факторами неформальных отношений. Основным субъектом неформальных В. является лидер. Эти две формы В. почти незаметно переходят одна в другую. Но различия тут немаловажны, и неспособность их замечать может привести к большой путанице (например, при изучении лидерства). Иными словами, существуют два параллельных контура управления, сферы компетенции которых частично пересекаются. В этих двух системах отношений оценка одного и того же события (например, поведение члена группы) может быть различной, т. к. отличаются критерии этой оценки. Более того, они могут быть противоречивыми. Какая же из них является приоритетной для члена группы? Идеальным является случай, когда человек может разделить вопросы, относящиеся к сфере компетенции каждой системы отношений. В реальной жизни такое случается редко. С одной стороны, нормальная структура В. часто не справляется полностью с управлением, не обеспечивает устойчивость и адаптивность организации, т. е. становится недостаточно компетентна в своей сфере управления. Формальная и неформальная структуры В. тесно переплетены между собой, и границы их компетенции в каждой организации складываются по-своему. Для социальной ориентации член организации должен различать, какие участки жизнедеятельности организации какой структурой управляются. Структурной единицей В., позволяющей сделать это, является роль. Поскольку она включает стереотипное поведение, то человек может по поведенческим признакам определить, с позиции какой структуры выступает взаимодействующий партнер. Более того, партнер может прямо пояснить это, например, с помощью обращения (по должности или по имени) или сообщением о том, что в организации усилен режим и требуется специальное разрешение по данному вопросу. Кроме того, группа, в которой более 5–7 человек, неизбежно разбивается на микрогруппы. Это связано с тем, что эффективность коммуникативных процессов и удовлетворенность человека в общении и взаимодействии зависят от количества партнеров. Микро группы формируются по различным признакам (национальность, специальность, возраст, пол, эмоциональные симпатии, личностные качества) и имеют свою статусно-ролевую структуру, распределение обязанностей. Противодействовать возникновению микрогрупп бессмысленно, а вот учитывать их присутствие и регулировать отношения между микрогруппами необходимо. Е. Г. Баранов