ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу осуществления. Понятие «В. п. ф.» введено Л.С. Выготским.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Высшие психические функции (ВПФ)
Сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению и произвольные по способу своего осуществления. ВПФ – одно из основных понятий современной психологии. В осуществлении ВПФ приоритетную роль играет речь. Основные характеристики ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Высшие психические функции
термин Л.С. Выготского. ВПФ - прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредованные по строению и произвольные по способу осуществления сложные психические процессы. Закон развития ВПФ - "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая" (Л.С. Выготский).

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
прижизненно формирующиеся под воздействием внешних средств, прежде всего речи, сложные психические процессы. Понятие введено Л. С. Выготским. Первоначально (в раннем детстве) В. п. ф. существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Превращение внешних средств осуществления психического процесса во внутренний носит название интериоризации. Сначала – это развернутая внешне предметная деятельность, затем появляются умственные действия. В. п. ф. свойственны: опосредованность, произвольность, осознанность, пластичность. В основе теории В. п. ф. лежит положение марксизма об общественно-историческом происхождении психики человека. Теория В. п. ф. уязвима в том отношении, что в ней отделены генетический и социальный факторы развития психики, которые в единстве обусловливают возможность спонтанного, изнутри детерминированного формирования воображения, внимания, произвольного запоминания и других психических процессов.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и подчиняющиеся произвольной регуляции. Важнейшей характеристикой В.п.ф. является их опосредованность различными «психическими орудиями» – знаковыми системами – продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. В.п.ф. как система обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов, что позволило обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена новым и др.). Понятие было введено Л.С. Выготским и развито А.Р.Лурия и др. советскими психологами. Формирование В.п.ф. характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие В.п.ф., – их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В.п.ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, к–рая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность «свертывается», приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В.п.ф. Психофизиологической основой В.п.ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число аффекторных и эффекторных звеньев.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Высшие психические функции
Автор. Л.С.Выготский.
Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики.
Специфика. Сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть "натуральными", детерминированными преимущественно генетическим фактором, и "культурными", надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными "психологическими орудиями", знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.
Генезис. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем - как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Высшие психические функции
одно из основных понятий современной отечественной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия. В. п. ф. представляют собой сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К их числу принято относить произвольное восприятие, произвольную память, произвольное внимание, представление, воображение, мышление, речь, сознание. По мнению Л. С. Выготского, данные функции сформировались в процессе общественно-исторического развития человечества, причем их возникновение и развитие охватывают несколько этапов.
Первоначально В. п. ф. существовали как форма взаимодействия людей (интеропсихический процесс), т. е. человек не обладал способностью осознанно направлять свою деятельность. Для этого ему был необходим внешний источник управления — другой человек. Затем этот процесс стал полностью внутренним (интрапсихическим), т. е. человек научился владеть своей психикой. Превращение внешних средств осуществления В. п. ф. во внутренние психологические получило название интериоризации.
Примечателен тот факт, что аналогичную закономерность можно обнаружить в процессе возрастного развития психики детей. Первоначально ребенок не может управлять своей психической деятельностью, для этого ему нужен взрослый. Однако затем в процессе возрастного развития у него формируются способности к саморегуляции психической деятельности, развиваются произвольное внимание, произвольная память, мышление, речь и т. п.
Еще одна особенность В. п. ф. — то, что в процессе их развития наблюдается постепенная автоматизация данных функций. На первых этапах формирования они представляют собой развернутую форму предметной деятельности. Затем таковая свертывается, автоматизируется, приобретает характер умственных действий. (Например, первоначально при обучении детей простейшим арифметическим действиям используют разнообразные предметы: палочки, кубики, яблоки и т. д. Затем реальные предметы заменяются словом, которое их обозначает. Далее это слово сохраняется во внутреннем плане, т. е. ребенок называет предмет про себя. В ходе дальнейшего развития этой функции у ребенка формируется способность выполнять арифметические действия без опоры на какие-либо предметы — абстрактно.)
Литература
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
ЛирияА. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
от древнегреческого ψυχικός – «душевный, духовный»; от латинского functio – «исполнение, обязанность, взнос» – сложные, многокомпонентные, системные образования, качественно отличающиеся от низших психических функций, имеющихся и у животных. Понятие В.п.ф. введено Л.С. Выготским, который считал, что они представляют собой психологические системы, социальные по своему происхождению, формирующиеся и первоначально существующие как форма взаимодействия между людьми, опосредованно использующими «психологические орудия», знаки, возникшие в процессе длительного общественно-исторического развития человечества, к главным среди которых следует отнести речь. И только позднее, на втором этапе развития, первичные, интерпсихические функции, путем превращения внешних средств их осуществления становятся внутренними, которые обозначаются как интрапсихические функции. Поэтому процесс превращения внешних средств осуществления функций во внутренние психологические называется интериоризация. Данный процесс имеет чрезвычайно большое значение как позитивный результат формирования психологической устойчивости у субъектов в процессе подготовки к перенесению экстремальных ситуаций профессиональной деятельности. В.п.ф. являются «по психологическому строению семиотически опосредованные и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего существования» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко). Одновременно с изменением психологической структуры В.п.ф. на первых этапах развития осуществляются путем относительно простых сенсорных и моторных процессов, которые в дальнейшем «свертываются», становясь автоматизированными и обретая характер осознанных умственных действий, т.е. детерминируя свойственные человеку познавательные процессы. Психофизиологической основой В.п.ф. выступают сложные функциональные системы, часть из которых имеют четкую локализацию в мозговых структурах, а остальные, обладая высокой пластичностью и взаимозаменяемостью, обеспечивают как перестройку, заменяя друг друга, сообразно изменяющимся условиям, так и восстановление нарушенных или пострадавших психических функций. Поэтому считается, что каждая В.п.ф. осуществляет свою функцию, обусловленную работой не одного нервного центра, и не всего мозга, как органа, состоящего из однородных центров, а как система, принимающая дифференцированное участие в адаптивных, целостных, функциональных актах. Выделяют следующие характеристики В.п.ф.: опосредованность, прижизненное формирование, социокультурная обусловленность, доступность для рефлексии, произвольность, возможность их самоконтроля, оформленная структура, пластичность, системное строение.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Высшие психические функции
отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом, вербализованное поведение =власть – подчинение. (17.1, 53) Они – перенесенное в личность, интериоризованное отношение социального порядка, основа социальной структуры личности, их состав, генез, функция (способ действия) – одним словом их природа – социальна. Даже будучи в личности превращенными в психологические процессы, – они остаются quasi-социальными. Индивидуальное личностное – не contra, а высшая форма социальности. (17.1, 54) всякая высшая психическая функция, возникающая в процессе исторического развития человека, появляется на сцене дважды: сначала как функция социально-психологического приспособления; как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихологическая; затем – как форма индивидуального приспособления, как функция психологии личности, как категория интрапсихологическая. (8.3, 450) Высшие психические функции развились как высшие формы деятельности, которые имеют ряд отличий от элементарных форм соответствующей деятельности! Основным законом эволюции животного мира является закон психического развития по чистым линиям Вещь вне определенной ситуации для животного не существует. на первом плане развития высших психических функций стоит не столько развитие каждой психической функции («развитие по чистой линии»), сколько изменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимости психической деятельности ребенка на каждой возрастной ступени. (8.2, 368 – 369) Некоторые выводы, связанные с важнейшими правилами, которые управляют интересующим нас процессом развития: 1. История развития каждой из в.п.ф. является не прямым продолжением и дальнейшим усовершенствованием соответствующей элементарной функции, но предполагает коренное изменение направления развития и дальнейшее движение процесса в совершенно новом плане; каждая в.п.ф. является, таким образом, специфическим новообразованием. 2. В.п.ф. не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая в.п.ф. представляет, таким образом, единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом. 3. При распаде в.п.ф., при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады в.п.ф. представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению. (1.6.1, 56 – 59) В процессе психического развития ребенка происходит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающие место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психологическими функциями. (1.6.1, 81) В.п.ф. ребенка, высшие свойства, специфические для человека, возникают первоначально как формы коллективного поведения ребенка, как формы сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. (7.1, 95) высшие функции, являющиеся продуктом исторического развития человека, стоят в другом отношении к наследственности, чем функции, которые являются продуктом преимущественно эволюционного процесса развития. (7.1, 67 – 68) См. Деятельность, Личность, Псих(олог)ические функции

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
это психопроцессы формирующиеся-конституирующиеся на основе коммуникаций индивида с социосредой; В.п.ф. одно из базальных понятий совр. псих., кот. было введено в психологическую науку Л. Выготским, а далее проблемы В.п.ф. разрабатывали А. Лурия, А. Леонтьев, Д. Эльконин, А. Запорожец и др.; сам Выготский дифференцировал два уровня психофеноменов —натуральные и культурные психопроцессы, он полагает, что первый феномен детерминируется -дефиницируется в превалированном порядке различными генетическими факторами; а второй психотектонизируется-формируется под влиянием социовоздействий на того или иного индивида; социовоздействие детерминируют модусы трансформации и формирования Вл.ф. и тем самым моделируют психологические экстеро-и интраструктуры; субстантивной модальностью В.п.ф. является их опосредованность дифференциальными психологическими инструментами—знаковыми моделями, кот. являются продуктом культурологическо-исторического развития человека (Шпенглер, Шлет, Выготский, Гадамер), а психоинструментами, психоорудиями является, в основном, человеческая речь; таким образом, вербальные акты и представляют собой специфический модус, набор мультиприемов для формирования В.п.ф.; считают, что В.п.ф. есть сложносистемные конститутивы-образования, которые отличаются от других психофеноменов; их можно рассматривать как психомодели-психоструктуры, кот. создаются при помощи надстройки новационных конститутивов над старыми, с сохранением старых конститутивов-образований уже в виде подчиненных слоев в имманентных конструкциях новых конститутивов (Л. Выготский, К. Юнг); приоритетными модальностями В.п.ф. являются — произвольность, осознанность, опосредствованность, кот. представляет собой модально-системные предикаты, кои можно рассматривать, как психоструктуры, психо-системы, психомодели, обладающие взаимозаменяемостью, входящих в них деталей-элементов; инвариантными-константными в них являются какие-либо осознанные цели, программы, задачи спроецированные на конкретный результат; инструменты же, приемы-модусы, с помощью которых реализуются программы-цели, мультиверсионны и имеют тенденцию к трансформации в зависимости от формирования или же деструкции той или ивой психической функции; В.п.ф. формируются как коммуникативная матрица, например, в общении между индивидами, кот. можно рассматривать, как экстеропсихический или же интеропсихический процессы; инкарнация экстерьерных средств в интерьерные психофункции и получила название интериоризации; другой же важнейший предикат-индекс, хот. характер. эволюцию В.п.ф.—это их постепенная автоматизация; она подразделяется на две фазы: а) В.п.ф. на первых этапах эволюции представляют собой развернуто-интерпретированную индуктивную матрицу предметной деятельности индивида, которая базируется на элементарных сенсорно-моторных функциях; б) далее эти действия и процессы, как бы свертываются и приобретают модальность-характер автоматизированных ментальных актов, а симультанно с этими процессами и трансформируется психоструктура-психомодель В.п.ф.; психофизиологическим базисом В.п.ф. являются сложно-специфические функциональные системы-подсистемы, кот. включают огромное число афферентных и эфферентных моделей, имеющих по своей структуре вертикально-корково-подкорковую и горизонтально корково-подкорковую конституцию-тектонизацию; большое количество звеньев-коррелятов функциональной системы твердо закреплено за определенными локусами мозга, тогда как остальные, обладающие высокой гибкостью, могут взаимозаменять друг друга, что и лежит в фундаменте механизма индикаторной перестройки функциональных систем-подсистем в целом; это значит, что любая В.п.ф. не связана с работой только одного мозгового локуса-центра или же всего мозга, а является продуктом модельно-системной активации-конвергенции всей коры бол.пол.гол.мозга, в которой дифференциальные мозгомодели-структуры принимают активное участие, ассимилируются; заметим, что в совр. нейропсихологии понятие В.п.ф. является базальным при самом анализе мозгомеханизмов различных деформаций психопроцессов у больных с локусо-локальными поражениями коры бол.пол.гол. мозга.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
англ. higher mental functions) - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Выготский выделял 2 типа (и уровня) психических явлений ("натуральные" и "культурные" психические процессы), считая, что 1-й детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а 2-й - формируется на основе первого под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшая характеристика В. п. ф. - это их опосредствованность различными "психологическими орудиями" - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди "психологических орудий" ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования и функционирования.
В. п. ф. - сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой "психологические системы"', которые создаются "путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого" (Выготский). Основные характеристики В. п. ф. - опосредствованность, осознанность, произвольность - представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как "психологические системы".
В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название интериоризацш. Др. важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., - их постепенное "свертывание", автоматизация (см. также Интеллектуализация). На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными участками мозга, остальные - обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., В. п. ф. связаны с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. Локализация в. п. ф.).
Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Культурно-историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в "культурных" процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга - при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В. п. ф. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость. См. Воля, Деконтекстуализация, Знаковое опосредствование, Пролепсис. (Е. Д. Хомская.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
313.31 кб

Восприятие как Высшая психическая функция

Мухина Валерия
Обсуждаются: феномен зрительного восприятия человека в качестве высшей психической функции; сущностные идеи, побуждающие к пониманию восприятия; восприятие как зрение рассудка; сопряжение зримого и умопостигаемого; обнаружение кач
Читать PDF
358.00 кб

Восприятие как высшая психическая функция*

Мухина Валерия
Обсуждаются: феномены коллективных представлений, усвоенных через коллективные знания; историческое развитие познавательных процессов; сущностные особенности развития восприятия в онтогенезе.
Читать PDF
70.39 кб

К проблеме генезиса высших психических функций

Мишина Галина Александровна
В статье рассмотрены понятия «высшие психические функции», «психологическое средство», представлен анализ теоретических и экспериментальных исследований, направленных на изучение ВПФ.
Читать PDF
382.58 кб

Влияние Интернета на высшие психические функции

Лосик Георгий
В статье дано доказательство ограничений, априори присущих Интернету как инструменту передачи информации пользователю.
Читать PDF
253.66 кб

Особенности высших психических функций у сельских младших школьников

Колмакова Наталья Викторовна
Рассматривается влияние места проживания на развитие высших психических функций в младшем школьном возрасте.
Читать PDF
293.84 кб

Гемосферологическая классификация высших психических функций человека

Зюзерова Н. С., Лучинин А. В.
Читать PDF
274.83 кб

Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
Проанализированы публикации, посвященные вкладу мозолистого тела (МТ) в организацию высших психических функций (ВПФ) и в межполушарное взаимодействие.
Читать PDF
151.27 кб

Развитие высших психических функцийчасть 2. Культурологический подход

Кайдановская Ирина Анатольевна
В генетической психологии предметом исследований является интеллект.
Читать PDF
470.37 кб

Состояние высших психических функций у людей с гипертонической болезнью

Билле Алина Владимировна
Приведены результаты нейропсихологической диагностики высших психических функций у людей с гипертонической болезнью продолжительностью более 10 лет.
Читать PDF
4.73 мб

Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлена структура речеведческой подготовки студентов факультета иностранных языков, направленная на повышения уровня коммуникативной компетенции в области родного и изучаемого языков.
Читать PDF
309.40 кб

Нарушения высших психических функций при энцефалопатии различного генеза

Катаманова Елена Владимировна, Шевченко Оксана Ивановна, Лахман Олег Леонидович, Брежнева Ирина Анатольевна, Проскоков Константин Михайлович
Проведено обследование пациентов с энцефалопатией различного генеза (сосудистого от воздействия ртути и алкоголя).
Читать PDF
488.51 кб

Особенности высших психических функций у лиц, употребляющих каннабиноиды

Брюн Евгений Алексеевич, Цветков Андрей Владимирович, Шувалова Алиса Александровна
Споры о легализации «легких наркотиков» породили спрос на научные данные об объективно причиняемом ими вреде, однако к настоящему моменту данных, верифицированных нейропсихологически, явно не хватает.
Читать PDF
137.16 кб

Развитие высших психических функций. Часть 1. Формально-логический подход

Кайдановская Ирина Анатольевна
В генетической психологии предметом исследований является интеллект.
Читать PDF
537.38 кб

Половые различия в состоянии высших психических функций в период взрослости

Фотекова Татьяна Анатольевна, Кичеева Анастасия Олеговна
Представлены результаты нейропсихологического анализа высших психических функций взрослых людей с учетом половой принадлежности.
Читать PDF
375.71 кб

Нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии

Гогберашвили Тинатин Юзовна, Микадзе Юрий Владимирович
Описаны нарушения ВПФ у детей при разной локализации эпилептического очага. Рассмотрены возрастные особенности нарушения психических функций, влияние латерализации очага на общую картину нарушений.

Похожие термины: