ВЫГОДА ОТ БОЛЕЗНИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ВЫГОДА ОТ БОЛЕЗНИ
Общий термин, используемый для обозначения преимуществ некоторых психических расстройств. Эта выгода может быть первичной, когда симптом проявляется для того, чтобы снизить тревогу (например, первичная выгода от клаустрофобии – свобода от тревоги, вызываемой закрытыми пространствами), или вторичной, когда недееспособность служит способом избежать выполнения неприятных обязанностей (например, от агрофоба, который не может покидать дом, не будут ожидать, чтобы он ходил на работу). См. бегство в болезнь.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Выгода от болезни
1. в психоанализе – психологический выигрыш,, который симптомы болезни доставляют ее пациенту (gain, primary and secundary): а) первичная или паранозная выгода (греч. para- возле, при, вне; nosos – заболевание) - состоит в уменьшении тревоги от того, что некое бессознательное желание реализуется или может быть реализовано; например, при агорафобии (см.) первичным выигрышем является «свобода от тревоги и конфликта», связанная с амбивалентностью к родительским фигурам (ненависть к отцу и любовь к матери или наоборот) и достигаемая тем, что пациент не выходит из дома; б) вторичная или эпинозная выгода (греч. epi – на, над, сверху, при, после; nosos – заболевание) заключается в освобождении благодаря болезни от неприятных ситуаций, обязанностей, ответственности (например, при агорафобии она состоит в том, что пациент может не ходить на работу или учебу и хотя бы частично освобождаясь тем самым от страха, возникающего у него вне своего дома). Разграничение выигрыша на первичный и вторичный, как и сам этот выигрыш, носят достаточно гипотетический характер.
Так, считать выгодой виртуальную «свободу» пациента с агорафобией, который из-за болезни получает возможность не выходить за порого своего дома, это в сущности то же самое, что рассматривать как избавление от угрозы тенденцию параноидного пациента мигрировать, скрываться от мнимых преследователей или до неузнаваемости менять свою внешность. Такой пациент, действительно, с одной стороны, «спасается» в своем воображении от своих преследователей и, с другой стороны, продолжая продуцировать бред, также преодолевает некий внутренний конфликт (предположительно, конфликт между самоуважением и агрессивными тенденциями). Действуя указанным образом, и пациент с агорафобией, и пациент с бредом преследования, очевидно, чувствует себя в итоге несколько спокойнее, чем если бы они не предпринимали указанных действий. Но главное состоит все же в другом, а именно в том, что ни агорафобия, ни бред, во-первых, от дарованной психическим расстройством «свободы» не исчезают и даже не делаются менее выраженными, а, во вторых, развитие психического расстройства не может быть детерминировано такой или какой-то иной выгодой, как это вытекает из почти параноидальной идеи о существовании «условной желательности» расстройства при истерии. Причина тут явно меняется своим местом со следствием.
Подлинная проблема, скорее всего, лежит в иной плоскости: если пациент и усматривает для себя в чем-то психологический выигрыш от болезни, фактически теряя из за нее свои базовые жизненные ценности, он, безусловно, серьезно болен, тут речь может идти лишь об иллюзорном, мнимом решении какой-то сопутствующей заболеванию внутренней проблемы; 2. в психопатологии – реальные материальная выгода и/или психологический выигрыш пациентов от своего заболевания. Значительная, если основная часть таких лиц являются обычными жуликами, мелкими мошенниками, которые разными окольными путями, посредством подношений, знакомств, аггравации и откровенной симуляции получают, например, инвалидность и связанные с ней льготы (это совершенно не касается пациентов, страдающих серьезной соматической патологией). Собственно больных людей, добивающихся выгод, представляют пациенты с сутяжно-паранойяльным развитием личности, убежденные в том, что они: а) они действительно больны, но только не в психиатрическом смысле; б) они больны по чьей-то вине и в) они имеют все основания требовать в судебном, а иногда и внесудебном порядке компенсации, льгот, привилегий, инвалидности для возмещения якобы причиненного им весьма значительного морального и материального ущерба и тем самым заодно наказать, виновных в своей болезни, всякий раз торжествуя, когда им это удается. При этом мало кто из таких пациентов сомневается в том, что справедливый суд должен встать на их точку зрения и принять именно их сторону. Все указанные позиции сутяжнопри объективном рассмотрении существа дела обычно ничем не подтверждаются; 3. вообще – прибыль от торговых и иных операций.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВЫГОДА ОТ БОЛЕЗНИ
преимущества, бессознательно приобретаемые человеком при его заболевании и извлекаемые им из самой болезни.
   В процессе своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд пришел к выводу, что при всех своих страданиях и обращении за помощью к врачу невротики не спешат расстаться со своим заболеванием, как будто их болезнь является своего рода благом для них. И действительно, в случае непереносимого внутриличностного конфликта человек может попытаться разрешить его таким способом, который представляет не что иное, как бегство в болезнь. Именно так и поступает невротик, находя для себя спасительное средство в болезни. Благодаря бегству в невроз его Я приобретает определенную выгоду от болезни. Это, так сказать, его внутренняя выгода, позволяющая ему уйти от опасностей реальной жизни в свой психический мир. Но нередко к внутренней выгоде от болезни присоединяется внешнее преимущество, находящее свое отражение в реальности.
   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд привел пример, иллюстрирующий понимание выгоды от болезни. Представьте себе женщину, с которой муж грубо обращается и беспощадно использует ее в своих собственных интересах. Разумеется, ее никак не устраивает подобное положение. В отместку мужу она могла бы ему изменить и найти утешение в любовных отношениях с другим, более покладистым и терпимым мужчиной. Но она не может решиться на такой смелый поступок или настолько нравственна, что не может даже помыслить об измене своему мужу. Можно было бы вообще расстаться с мужем, не уважающим ее. Но она не в состоянии этого сделать, так как не надеется, что сможет материально обеспечить себя или найдет более лучшего спутника жизни. Тогда ей не остается ничего другого, как найти выход из сложившейся ситуации путем бегства в болезнь: заболевание защищает ее от грубых посягательств со стороны мужа, становится орудием борьбы против него, освобождает ее от супружеского гнета, приносит ей облегчение. Не имея привычки жаловаться на своего мужа и испытывая страх перед его грубостью, бедная женщина может теперь пожаловаться на свою болезнь. Врач становится ее защитником, поскольку муж может прислушиваться к его рекомендациям, связанным с лечением. Отношение мужа к жене может стать менее грубым, поскольку он будет вынужден считаться с ее болезнью.
   Оказывается, болеть выгодно подчас. Когда у школьника возникает опасение по поводу того, что предстоящая контрольная работа, скажем по математике, принесет ему неудовлетворительную оценку, а это в свою очередь вызовет глубокие переживания, связанные с осуждением со стороны родителей, то у него возникает мысль, хорошо бы заболеть, чтобы не идти в школу по уважительной причине, и, следовательно, избежать нежелаемого результата. И бывает так, что школьник действительно заболевает: накануне вечером или утром у него неожиданно поднимается температура, начинает болеть горло или наблюдается кишечное расстройство. Одним словом, внезапное заболевание способствует временному разрешению возникшей перед школьником проблемы, избежанию конфликтной ситуации.
   Болезнь имеет преимущества, так как к больному человеку относятся с меньшей требовательностью и с большим снисхождением. У невроза свои преимущества. Я человека мирится с неврозом, поскольку бегство в болезнь оказывается спасительным средством в том случае, когда индивид не видит иных путей разрешения возникшего у него в душе конфликта. Но невроз, как подчеркивал З. Фрейд, обладает не только преимуществами, но и недостатками. К последним относится то, что облегчение конфликта путем бегства в болезнь не является окончательным разрешением его. Человеку приходится платить дорогую цену за подобный способ облегчения конфликта. В качестве компромиссного образования появляются невротические симптомы, доставляющие человеку страдания, подчас не меньшие, чем мучения от первоначального конфликта. При этом его Я оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно хотело бы избавиться от приносящих человеку страдания симптомов, а с другой – его устраивает та выгода от болезни, которую он имеет. Характерная для невроза подобная амбивалентность Я усугубляет его и без того нелегкое положение, в результате чего человек испытывает постоянное раздвоение, разрушительно сказывающееся на его психическом состоянии.
   З. Фрейд исходил из того, что выгода от болезни появляется вместе с симптомом. Это, так сказать, первичная выгода, которую приобретает человек. По мере того как болезнь становится затяжной, она как бы срастается с человеком: она приобретает самостоятельное существование, заключает некий союз между собой и другими сторонами психики, становится своего рода инстинктом самосохранения и развивает вторичную функцию, поддерживающую ее существование. К первоначальной выгоде от болезни добавляется то, что применительно к неврозу З. Фрейд назвал вторичной выгодой. Эта вторичная выгода закрепляет наличие болезни, в результате чего, несмотря на все жалобы больного по поводу переносимых им страданий, он внутренне не готов расстаться со своим заболеванием и оказывает всяческое сопротивление выздоровлению.
   Несколько лет тому назад группа отечественных медиков была поражена тем, что отклонили их благотворительное предложение. Они обратились к обществу слепых и предложили его членам сделать бесплатные глазные операции с тем, чтобы те обрели зрение, а вместе с ним и всю полноту жизни, которой были долгие годы лишены. Разумеется, речь шла о добровольном согласии людей, лишенных зрения. Врачи объясняли, что практически нет никакого риска. Апробированная много лет назад методика проведения соответствующих операций получила международное признание и высокую оценку у специалистов. За прошедшие годы врачи вернули зрение сотням, тысячам пациентов, которые не только испытывали чувства благодарности к своим спасителям, но и были несказанно рады своему прозрению. Но к удивлению врачей почти все члены общества слепых отказались от их услуг. И дело не в том, что они сомневались в успешном результате по проведению глазной операции. Просто незрячие люди привыкли жить и чувствовать себя слепыми. Они приспособились к своему недугу, извлекая вторичную выгоду от болезни. Приспособились настолько, что уже не хотели жить по-другому.
   Практика психоанализа показывает, что первичная и вторичная выгоды от болезни являются значительным препятствием на пути возможного излечения пациентов. Они усиливают сопротивление больных, которые, несмотря на все их сетования и жалобы по поводу переносимых им страданий, не собираются легко расставаться с тем внутренним убежищем, куда скрылись от неразрешимых проблем жизни и конфликтов, сотрясавших их душу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с самого начала своего лечения пациенты прибегают к различным формам и видам сопротивления, сохраняющего свою действенность на всем протяжении встреч с аналитиком. Другое дело, что в процессе проработки соответствующего материала сопротивление может менять свои формы выражения и интенсивность проявления.
   Пациенты пользуются выгодой от болезни. Она как бы усиливает их защитные функции, связанные с бегством от реального мира. По этому поводу в своем докладе на II Конгрессе психоаналитиков в Нюрнберге в 1910 году З. Фрейд заметил, что неврозы «имеют свою биологическую функцию, как меры предосторожности, и свое социальное оправдание; их «выгода от болезни» не всегда чисто субъективна». Однако, подчеркивал он, будучи действенной, подобная выгода оказывается на самом деле сомнительной с точки зрения нормального функционирования индивида. Во всяком случае она является такой выгодой, которая поддерживает само заболевание и в этом смысле оборачивается не чем иным, как вредом, не только усугубляющим психическое состояние больного, но и наносящим урон обществу. Обращая внимание на это обстоятельство, Фрейд замечал: «Выгода от болезней при неврозах в общем и в конце концов вредна как для отдельного больного, так и для общества».
   Пользуясь выгодой от болезни, пациенты не осознают тот вред, который скрыт за преимуществами, даваемыми им болезнью. Не случайно их сопротивление против излечения не становится предметом их сознания, в результате чего они не понимают того, что оказывают различные сопротивления аналитику.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
333.34 кб

Вторичная выгода от болезни и механизмы психологической защиты у пациентов с соматоформными расстрой

Молчанова Е. С., Авдошина Т.
This article is devoted to the study of possible connections between Ego defenses and the elements of secondary gain from illness (SGI) in patients with somatoform disorders and schizophrenia.
Читать PDF
256.79 кб

Вторичная выгода от болезни и механизмы психологической защиты у пациентов с соматоформными расстрой

Молчанова Е. , Авдошина Т.
This article is devoted to the study of possible connections between Ego defenses and the elements of secondary gain from illness (SGI) in patients with somatoform disorders and schizophrenia.