ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
См. время, психологическое.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Время психологическое
(в биографическом масштабе) — переживание событийной организации жизни, ее осмысление.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

Время психологическое
переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определенного события.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Психологическое время
субъективно оцениваемое время, отражает психологический возраст личности, самоощущение возраста.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ВРЕМЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
Переживаемое время, субъективное время. Ощущение продолжительности, не зависящее от внешних маркеров, таких как часы, календари, циклы дня/ночи. Кажется ясным, что это ощущение времени должно зависеть от внутренних, эндогенных событий. Некоторые из них могут быть биологическими (см. биологические часы, циркадный ритм), а другие могут быть психическими или когнитивными (см. когнитивный маркер).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
субъективно переживаемое или субъективно воспринимаемое человеком время; внутреннее чувство, ощущение времени, его хода, продолжительности и динамики (изменения). В.п. зависит от настроя, актуального психологического состояния человека, от того, чем он в данный момент времени занимается. В.п. может соответствовать и не соответствовать ходу реального времени См. ритм циркадный, часы биологические.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

психологическое время

отраженная в психике человека временная система отношений физических, социальных, психических процессов в его жизни, система взаимообусловленных межсобытийных связей типа "причина – следствие", "цель – средство" и т.д. П.в. может не совпадать с реальным временем: оно имеет свойство "уплотняться" в эмоционально, деятельно насыщенные периоды развития человека и "замедляться" в период бездеятельный, эмоционально однородный.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Психологическое время
отражение в психике человека временных отношений между событиями его жизни. П. в. включает в себя разномасштабные у разных субъектов «кванты времени», которые и обусловливают различия в субъективной оценке одних и тех же временных интервалов и периодов жизни. Эта оценка зависит от количества и интенсивности событий в тот или иной период жизни. Когда человек занят чем-то, ему кажется, что время пролетело быстро. Наоборот, вынужденное безделье, ожидание какого-то события «растягивают» П. в.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Психологическое время
феномен субъективного восприятия временной длительности в зависимости от того или иного душевного состояния.
Время страшно растягивается, когда постоянно думаешь о ком-нибудь наяву и во сне (Б. Прус, Кукла).
Трудно сказать, сколько времени продолжалось это кошмарное состояние, такие мгновения обладают иной длительностью, чем спокойные отрезки времени (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).
Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов, Горе от ума).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
отражение в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. П.в. включает в себя: оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни; переживание сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени; принадлежность событий жизни к настоящему, их удаленность в прошлое или будущее; осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни. П.в. не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа ««причина – следствие»« «цель – средство»: изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Содержит:
1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;
2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;
3) осознание возраста, этапов возрастных - детства, молодости, зрелости, старости;
4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению времени психологического:
1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени - от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение настоящего психологического);
2) с позиций событийной концепции особенности времени психологического зависят от количества и интенсивности происходящих событий - изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека. В рамках квантового и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем:
1) возможность обратимости и многомерности времени психологического;
2) возможность нелинейной последовательности прошлого психологического, настоящего психологического и будущего психологического;
3) единицы возрастной категоризации. Эти трудности преодолеваются причинно-целевой концепцией, согласно коей время психологическое отражает не просто хронологические интервалы и события сами по себе, а сложную систему взаимно обусловленных межсобытийных связей типа причина-следствие, цель-средство.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
кодоотзеркаливание-кодоинтерпретация-кодоотражение психике субъекта системно-модельных временных корреляций-отношений-ассоциаций между эпизодами, фрагментами, ситуациями, связанными с его индивидуально-апостериорным опытом; П.в. включает в свою модель; критериальности-одномоментности, мерилоизацию-модальности сукцессивности, временной длительности, временной кратковременности, оценки симультанности, ритма-темпоральности протекания дифференциально-онтологических ситуаций-событий-эпизодов бытия и их корреляцию с прошлым, настоящим и будущим, а также феномены дискретности, бездискретности времени на дифференциально-индивидуальных этапах социоонтологической эволюции субъекта таких, как младенчество, детство, подростковый период, юность, молодость, зрелость, старость; онтологизируясь-бытийствуя-экзистенцируя в бытии, субъект часто задумывается о вероятностно-стохастических феноменах жизни и смерти, об индивидуально-исторических корреляциях собственной экзистенции и смерти, о бессмертии и осознает, т.о., свою значимость-ценность или же бесполезность-неценность в самом социуме, онтосе, бытии; стор. квантовой теории дефиницируют-моделируют-интерпретируют дифференциальные подходы к феноменам П.в. и, согласно их квантовым тектоникам-идеям, существуют мультидифференциально-субъективные кванты времени от миллисекунд до десятилетий и сотен лет, кот. и детерминируют дифференциально-индивидуальные психопереживания субъектом времени, к примеру, критерии симультанности, сукцессивности с денотацией-индексацией психологически-прошлого, психологически-будущего, психологически настоящего, а уже в моделях квантового-онтологического-социального свойства-интерпретации можно, по их мнению, выделять-изучать ряд базисно-онтологическо-психологических проблем: обратимость-необратимость П.в., емкость-полиаспектность П.в., сукцессивность-десукцессивность П.в., модусы-способы констелляции-конвергенции П.в. с актами сознания и подсознания, с подключением-ассимиляцией каузально-причинных феноменов-предикатов-компонентов, моделей каузальность — следствие: причина—признак—элемент— аналогия — адекватизация — дискурс-обобщение; задача—программа — результирующие феномены — результат; пока в философии и психологии на тему, имеющую непосредственно-научное отношение к проблемам П.в. создана, на наш взгляд, создана только одна самобытно-оригинальная работа — см. соч. Э. Гуссерля «Феноменология внутреннего сознания времени»).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
278.18 кб

Психологическое время личности в подростковом возрасте

Солдатов Дмитрий Вячеславович, Жильцова Ольга Николаевна
Статья содержит описание результатов экспериментального исследования субъективных представлений о количестве значимых событий в прошлом, настоящем, будущем, а также о психологическом возрасте подростков, оставшихся без попечения р
Читать PDF
808.07 кб

Психологическое время женщин на разных сроках беременности

Гурова Ольга Сергеевна
Читать PDF
229.84 кб

Психологическое время как психологический аспект здоровья личности

Печерская Светлана Александровна
Представлены аргументы, подтверждающие роль психологического времени в здоровье личности.
Читать PDF
439.76 кб

Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы

Забелина Екатерина Вячеславовна, Смирнов Максим Георгиевич, Честюнина Юлия Владимировна
В статье содержится обоснование необходимости изучения психологического времени личности в условиях глобализации, обозначаются предмет и основная задача будущего исследования.
Читать PDF
652.94 кб

Динамика характеристик сердечного ритма во время психологического тестирования

Николаев А.Б., Джебраилова Т.Д.
Изучали динамику вариабельности сердечного ритма у индивидов с разной величиной психоэмоционального напряжения (оцениваемой с помощью оригинальной методики) и тревожности (по Спилбергеру) во время выполнения психологических тестов
Читать PDF
218.92 кб

Развитие философских оснований психологической концепции одаренности в новое время

Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.
В статье исследуется процесс становления и развития философских оснований психологической концепции одаренности в XVII-XVIII веках.
Читать PDF
1.42 мб

Психологическое пространство-время и базисные культурные сценарии образовательного события

Игнатович Владлен Константинович
Статья посвящена проблеме проектирования образовательного события как совместного действия участников, направленных на решение творческой задачи и сопровождаемых возникновением у них новых смыслов осуществляемой деятельности.
Читать PDF
302.00 кб

Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации

Шойгу Юлия Сергеевна, Пыжьянова Лариса Григорьевна
В статье изложена система прогнозирования и управления социально-психологическими рисками в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС).
Читать PDF
1.52 мб

Развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе

Бабинцева Людмила Николаевна
Дается определение социально-психологической компетентности личности. Исследуется развитие социально-психологической компетентности у студентов-психологов за время обучения в вузе.
Читать PDF
452.76 кб

Социально-психологический анализ представлений о вреде употребления алкоголя во время беременности

Балашова Татьяна Николаевна, Волкова Е. Н., Исурина Г. Л., Печенежская М. С., Скитневская Л. В., Цветкова Л. А.
Статья посвящена опыту использования метода фокус-групп для анализа социально-психологических представлений о вреде употребления алкоголя во время беременности и для разработки программ профилактики фетального алкогольного синдром

Похожие термины: