ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
См. возраст, умственный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего умственного развития (см. также Возраст психологический).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Возраст умственный
уровень умственного развития, определяемый у испутыемых в возрасте до 18 лет тестом на интеллект. В норме соответствует хронологическому (паспортному) возрасту.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Умственный возраст
mental age). Показатель успешности выполнения теста интеллекта, определяющий ту возрастную группу, которой больше всего соответствуют результаты ребенка по данному тесту.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Умственный возраст
показатель успешности выполнения тестовых заданий, относящихся к определенной возрастной группе испытуемых. У. в. испытуемого будет соответствовать самому высокому возрастному уровню тех тестовых заданий, с которыми он успешно справился.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Умственный возраст
(mental age) — ранее термин использовался Бине, Симоном и Терманом при подсчете значений IQ; возрастной уровень тех интеллектуальных заданий, с которыми ребенок может успешно справиться. При сопоставлении с хронологическим возрастом ребенка позволяет вычислить показатель IQ.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Умственный возраст
Понятие, которым определяется уровень интеллектуального развития, измеренный с помощью определенных психометрических тестов. Введено Бине А. (см.), который является создателем также первой метрической шкалы интеллигентности. Понятие У. в. используется преимущественно при оценке уровня интеллекта у детей.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Умственный возраст
Состояние умственного развития, соответствующее определенному периоду онтогенеза. У. в. определяется результатом выполнения человеком тестовых заданий – при их совпадении со среднестатистическим уровнем считается, что У. в. индивида соответствует паспортному, при несовпадении – соответственно выше или ниже его.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ВОЗРАСТ, УМСТВЕННЫЙ
Уровень умственного развития, определяемый при помощи теста интеллекта. В нормальном случае (то есть среднестатистическом) умственный возраст равен хронологическому возрасту. Понятие умственного возраста имеет значение только тогда, когда используются четкие процедуры тестирования и разработаны шкалы возрастных эквивалентов; оно не имеет большого значения, когда речь идет о взрослых. См. коэффициент интеллекта.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ
понятие, введенное А. Вине и Т. Симоном в 1908г. для характеризации развития интеллектуального на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в коем - по среднестатистическим данным - решаются такие тестовые задания, что доступны испытуемому. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллектуальности как отношения возраста умственного к возрасту хронологическому.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
уровень развития интеллекта, определяемый по выполненным тестам и соотнесенный со среднестатистическими данными, сведенными в таблицы для каждого возрастного периода. Понятие У.в. введено А. Бине и Т. Симоном в 1908 г., а в 1912 г. В. Штерн предложил определять коэффициент интеллекта (IQ) как отношение У.в. к хронологическому. Расчет У.в. основывается на результатах возрастной валидации каждого теста, экспериментально проверяется, а затем корректируется каждые 25-30 лет для разных культур с разным уровнем экономического и общественного развития.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Умственный возраст
Авторы. А.Бине и Т.Симон (1908 г.).
Категория. Количественный показатель развития интеллекта.
Специфика. Служит для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ
психологическая характеристика уровня умственного развития, достигнутого человеком и выраженного в среднем физическом возрасте людей, которые имеют такой же, как и он, уровень умственного развития. Понятие В.у. имеет смысл использовать тогда, когда для его определения применяется процедура тестирования, в которой точно установлены шкалы детских возрастных эквивалентов. Однако это понятие не представляет особой ценности, если тестирование проводится со взрослыми людьми. См. возраст психологический, возраст умственный, возраст физический, возраст эквивалентный, интеллекта коэффициент.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
РАЗУМОВЫ ЎЗРОСТ / MENTAL AGE– особый показатель, выражающий уровень интеллектуального развития в годах; определяется с помощью тестов интеллекта. У. в. (обследуемого) показывает соответствие возрастному нормативу выполнения тестовых заданий. Понятие У. в. было введено А. Бине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином «умственный уровень». В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения У. в. и хронологического возраста индивида определяется его коэффициент интеллекта: IQ = УВ / ХВ u 100%, где УВ– умственный возраст; ХВ– хронологический возраст. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
понятие, введенное для обозначения уровня умственного развития на основании выполнения определенных тестов, доступных большинству детей у данного возраста. А. Бине и его ученик Т. Симон разработали шкалу с перечнем номеров заданий (вопросов) по 6 для каждого возраста. Под каждым номером ставилась отметка о правильном ответе ребенка. В промежутке между тремя плюсами подряд и тремя подряд минусами располагался умственный возраст ребенка. Позднее В. Штерн предложил исчислять коэффициент интеллекта IQ путем деления умственного возраста на хронологический по формуле IQ= (У. В./Хр. В.)* 100%. Коэффициент от 70 до 130 считается нормой, ниже 70 – умственно отсталые, выше 130 – умственно одаренные дети.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
англ. mental-age score) - особый показатель, выражающий уровень интеллектуального развития в годах; определяется у детей с помощью некоторых тестов интеллекта. У. в. (обследуемого) показывает тот хронологический возраст, умственному нормативу которого соответствует сырой показатель выполнения теста данным обследуемым. У. в. может соответствовать хронологическому (паспортному) возрасту обследуемого индивида, но м. б. и выше или ниже. Понятие У. в. было введено А. Вине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином "умственный уровень". В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения У. в. и хронологического возраста индивида определяется его коэффициент интеллекта:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
(англ. mental age, MA) — показатель успешности выполнения тестовых заданий, используемый в первых тестах интеллекта. Так, в шкалах типа Бине (см. БИНЕ — СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА) задания группируются по возрастам.
Напр., задания, с которыми справляется большая часть восьмилетних детей, а это устанавливается в процессе определения возрастных норм, относятся к уровню 8 лет, выполняемые большинством девятилетних — к уровню 9 лет и т. д. У. в. ребенка в
этом случае будет соответствовать самому высокому возрастному уровню тех заданий, с которыми он справляется.
Однако реальное выполнение обследуемым тестовых заданий несколько иное. Обследуемый может не справиться с некоторыми заданиями, которые по сложности соответствуют более низкому У. в., нежели его собственный. В то же время он выполняет отдельные
задания, рассчитанные на более высокий возрастной уровень. В связи с этим первоначально принято устанавливать т. и. «базовый возраст» обследуемого (см. СТАН-ФОРД — БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА). Это — максимальный возрастной уровень, ниже
которого все тестовые задания оказываются доступными для обследуемого. Выполненные им задания, рассчитанные на более высокие возрастные уровни, приплюсовываются к основному результату как «частичные зачеты» в виде определенного числа месяцев.
Таким образом, У. в. определяется как сумма «базового возраста» и дополнительных месяцев. Напр., хронологический возраст обследуемого 12 лет. Получены следующие данные:

Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между У. в. и возрастом хронологическим. Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, т. к. развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания
в интеллектуальном развитии для четырехлетнего ребенка имеет гораздо большее значение, нежели для двенадцатилетнего. В связи с этим В. Штерном было предложено определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а относительную (см. ИНТЕЛЛЕКТА
КОЭФФИЦИЕНТ).
Тем не менее понятие У. в., по мнению А. Анастази (1982), весьма полезно в силу общедоступности информации о том, что, напр., шестилетний ребенок выполняет те задания, которые под силу восьмилетнему.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.08 кб

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Габитова С.Б., Сулейманова Ф.М.
В данной статье рассматривается проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены задачи и содержание умственного воспитания дошкольника.
Читать PDF
136.96 кб

Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. . .

Выготский Лев Семенович
Публикацией работы Л.С. Выготского мы открываем рубрику «КАБИНЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА», где будем знакомить читателя с теорией и практикой закономерностей психического развития ребенка. В работе Л.С.
Читать PDF
145.03 кб

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF
248.34 кб

Гипердиагностика лёгкой умственной отсталости у лиц призывного возраста

Молина О. В., Уманский С. М.
Читать PDF
252.56 кб

Умственная работоспособность человека: динамические и возрастные аспекты

Ала Авад, Е. В. Переверзева, В. А. Переверзев
Проведенные исследования показали, что показатели умственной работоспособности человека в достаточно большой степени зависят от его возраста и существенно изменяются в процессе повторных тестирований.
Читать PDF
622.18 кб

Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
В статье делается вывод о том, что умственно отсталые дети в условиях социальной депривации имеют нарушения межличностных отношений. Особый социальный статус ребенка приводит к отсутствию избирательности в общении.
Читать PDF
133.60 кб

Возрастные особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна
В статье представлены результаты изучения возрастных особенностей общения школьников с умственной отсталостью.
Читать PDF
144.85 кб

О влиянии возраста детей с умственной отсталостью на качество социальной адаптации

Ю. В. Боброва, С. Б. Корнеенкова
Читать PDF
368.44 кб

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников.
Читать PDF
291.04 кб

Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза

Афонина Н. Ю.
Определены специфика и механизмы организации структуры познавательной деятельности старших дошкольников с задержанным, нормативным и опережающим умственным развитием.
Читать PDF
674.22 кб

Особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Кузьмичева Александра Викторовна, Лях Татьяна Ильинична
В данной статье рассматриваются особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Читать PDF
132.41 кб

Формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Омарова Патимат Омаровна
В статье описывается методика тренинга, направленного на формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста.
Читать PDF
840.34 кб

Особенности изучения Образа я детей младшего подросткового возраста с умственной отсталостью

Масленкова Кристина Евгеньевна
В данной статье рассматриваются особенности изучения Образа Я детей младшего подросткового возраста с умственной отсталостью.
Читать PDF
351.07 кб

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06-00382а.
Читать PDF
191.02 кб

Изучение профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью

Лобанова Анна Вячеславовна, Никитина Мария Александровна
Анализируются профессиональные предпочтения и предрасположенности детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Похожие термины:

  • Умственный возраст ИВ

    возраст, исчсляемый по данныи интеллектуального тестирования. Например, ребенок свободно справляеся с заданиями теста, расчитыннами на ребенка в возрсте 12 тет, умноженным на 100. Следовательо, возр
  • Идеальный умственный возраст

    Я думаю, вы понимаете, что значит идеальный умственный возраст каждого класса. Это та степень и характер умственного развития ребенка, которые позволяют ему идти с максимальным успехом, справляяс