УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
См. возраст, умственный.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего умственного развития (см. также Возраст психологический).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Возраст умственный
уровень умственного развития, определяемый у испутыемых в возрасте до 18 лет тестом на интеллект. В норме соответствует хронологическому (паспортному) возрасту.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Умственный возраст
mental age). Показатель успешности выполнения теста интеллекта, определяющий ту возрастную группу, которой больше всего соответствуют результаты ребенка по данному тесту.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Умственный возраст
показатель успешности выполнения тестовых заданий, относящихся к определенной возрастной группе испытуемых. У. в. испытуемого будет соответствовать самому высокому возрастному уровню тех тестовых заданий, с которыми он успешно справился.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Умственный возраст
(mental age) — ранее термин использовался Бине, Симоном и Терманом при подсчете значений IQ; возрастной уровень тех интеллектуальных заданий, с которыми ребенок может успешно справиться. При сопоставлении с хронологическим возрастом ребенка позволяет вычислить показатель IQ.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
Умственный возраст
Понятие, которым определяется уровень интеллектуального развития, измеренный с помощью определенных психометрических тестов. Введено Бине А. (см.), который является создателем также первой метрической шкалы интеллигентности. Понятие У. в. используется преимущественно при оценке уровня интеллекта у детей.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Умственный возраст
Состояние умственного развития, соответствующее определенному периоду онтогенеза. У. в. определяется результатом выполнения человеком тестовых заданий – при их совпадении со среднестатистическим уровнем считается, что У. в. индивида соответствует паспортному, при несовпадении – соответственно выше или ниже его.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ВОЗРАСТ, УМСТВЕННЫЙ
Уровень умственного развития, определяемый при помощи теста интеллекта. В нормальном случае (то есть среднестатистическом) умственный возраст равен хронологическому возрасту. Понятие умственного возраста имеет значение только тогда, когда используются четкие процедуры тестирования и разработаны шкалы возрастных эквивалентов; оно не имеет большого значения, когда речь идет о взрослых. См. коэффициент интеллекта.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ
понятие, введенное А. Вине и Т. Симоном в 1908г. для характеризации развития интеллектуального на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в коем - по среднестатистическим данным - решаются такие тестовые задания, что доступны испытуемому. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллектуальности как отношения возраста умственного к возрасту хронологическому.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
уровень развития интеллекта, определяемый по выполненным тестам и соотнесенный со среднестатистическими данными, сведенными в таблицы для каждого возрастного периода. Понятие У.в. введено А. Бине и Т. Симоном в 1908 г., а в 1912 г. В. Штерн предложил определять коэффициент интеллекта (IQ) как отношение У.в. к хронологическому. Расчет У.в. основывается на результатах возрастной валидации каждого теста, экспериментально проверяется, а затем корректируется каждые 25-30 лет для разных культур с разным уровнем экономического и общественного развития.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
Умственный возраст
Авторы. А.Бине и Т.Симон (1908 г.).
Категория. Количественный показатель развития интеллекта.
Специфика. Служит для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ
психологическая характеристика уровня умственного развития, достигнутого человеком и выраженного в среднем физическом возрасте людей, которые имеют такой же, как и он, уровень умственного развития. Понятие В.у. имеет смысл использовать тогда, когда для его определения применяется процедура тестирования, в которой точно установлены шкалы детских возрастных эквивалентов. Однако это понятие не представляет особой ценности, если тестирование проводится со взрослыми людьми. См. возраст психологический, возраст умственный, возраст физический, возраст эквивалентный, интеллекта коэффициент.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
РАЗУМОВЫ ЎЗРОСТ / MENTAL AGE– особый показатель, выражающий уровень интеллектуального развития в годах; определяется с помощью тестов интеллекта. У. в. (обследуемого) показывает соответствие возрастному нормативу выполнения тестовых заданий. Понятие У. в. было введено А. Бине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином «умственный уровень». В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения У. в. и хронологического возраста индивида определяется его коэффициент интеллекта: IQ = УВ / ХВ u 100%, где УВ– умственный возраст; ХВ– хронологический возраст. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
понятие, введенное для обозначения уровня умственного развития на основании выполнения определенных тестов, доступных большинству детей у данного возраста. А. Бине и его ученик Т. Симон разработали шкалу с перечнем номеров заданий (вопросов) по 6 для каждого возраста. Под каждым номером ставилась отметка о правильном ответе ребенка. В промежутке между тремя плюсами подряд и тремя подряд минусами располагался умственный возраст ребенка. Позднее В. Штерн предложил исчислять коэффициент интеллекта IQ путем деления умственного возраста на хронологический по формуле IQ= (У. В./Хр. В.)* 100%. Коэффициент от 70 до 130 считается нормой, ниже 70 – умственно отсталые, выше 130 – умственно одаренные дети.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
англ. mental-age score) - особый показатель, выражающий уровень интеллектуального развития в годах; определяется у детей с помощью некоторых тестов интеллекта. У. в. (обследуемого) показывает тот хронологический возраст, умственному нормативу которого соответствует сырой показатель выполнения теста данным обследуемым. У. в. может соответствовать хронологическому (паспортному) возрасту обследуемого индивида, но м. б. и выше или ниже. Понятие У. в. было введено А. Вине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином "умственный уровень". В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения У. в. и хронологического возраста индивида определяется его коэффициент интеллекта:
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ
(англ. mental age, MA) — показатель успешности выполнения тестовых заданий, используемый в первых тестах интеллекта. Так, в шкалах типа Бине (см. БИНЕ — СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА) задания группируются по возрастам.
Напр., задания, с которыми справляется большая часть восьмилетних детей, а это устанавливается в процессе определения возрастных норм, относятся к уровню 8 лет, выполняемые большинством девятилетних — к уровню 9 лет и т. д. У. в. ребенка в
этом случае будет соответствовать самому высокому возрастному уровню тех заданий, с которыми он справляется.
Однако реальное выполнение обследуемым тестовых заданий несколько иное. Обследуемый может не справиться с некоторыми заданиями, которые по сложности соответствуют более низкому У. в., нежели его собственный. В то же время он выполняет отдельные
задания, рассчитанные на более высокий возрастной уровень. В связи с этим первоначально принято устанавливать т. и. «базовый возраст» обследуемого (см. СТАН-ФОРД — БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА). Это — максимальный возрастной уровень, ниже
которого все тестовые задания оказываются доступными для обследуемого. Выполненные им задания, рассчитанные на более высокие возрастные уровни, приплюсовываются к основному результату как «частичные зачеты» в виде определенного числа месяцев.
Таким образом, У. в. определяется как сумма «базового возраста» и дополнительных месяцев. Напр., хронологический возраст обследуемого 12 лет. Получены следующие данные:
Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между У. в. и возрастом хронологическим. Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, т. к. развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания
в интеллектуальном развитии для четырехлетнего ребенка имеет гораздо большее значение, нежели для двенадцатилетнего. В связи с этим В. Штерном было предложено определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а относительную (см. ИНТЕЛЛЕКТА
КОЭФФИЦИЕНТ).
Тем не менее понятие У. в., по мнению А. Анастази (1982), весьма полезно в силу общедоступности информации о том, что, напр., шестилетний ребенок выполняет те задания, которые под силу восьмилетнему.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.