ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
возраст в диапазоне от 11-12 до 14-15 лет. Данный возраст в психологическом плане является переходным от детства к взрослости.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ
возраст человека в пределах от 11—12 до 14—15 лет, являющийся в физическом (физиологическом), психологическом и поведенческом планах переходным от детства к взрослости. См. периодизация возрастного развития, подросток.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

подростковый возраст
[adolescence] Переходный период между детством и зрелостью, обычно, но не всегда связанный с психологическими изменениями, характерными для полового созревания, продолжительность которого колеблется от нескольких месяцев до 10 лет.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
период онгогенеза; этап психического и физического развития ребенка, соответствующий возрасту от 10-11 до 15 лет; является средним школьным возрастом, переходным периодом от детства к юности (см. Возрастная периодизация, Школьный возраст)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Подростковый возраст
Период онтогенетического развития с 10 до 14 лет у девочек и с 11 до 15 лет у мальчиков (переходный, пубертатный возраст). Характеризуется началом функционирования половых желез и перестройкой в деятельности практически всех функциональных систем организма, что ведет к заметному напряжению регуляторных механизмов с предрасположенностью к различным нарушениям здоровья. Сопровождается кратковременным бурным ростом тела в длину, определенными изменениями в обмене веществ, преобладанием в ЦНС процессов возбуждения над процессами торможения.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
период онтогенеза (от 10 до 14 лет). Выделение П.в. как особой возрастной ступени произошло в промышленно развитых странах в XIX–XX вв. П.в. – критический период онтогенеза, связанный с кардинальными преобразованиями в организме (начало полового созревания), в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в процессе социально- значимых видов деятельности. Новообразованием П.в. является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неадекватным реакциям, конфликтам, негативизму.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Подростковый возраст
Категория. Стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет).
Специфика. Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
период, в течение которого происходит перестройка детского организма в связи с переходом к взрослости. Центральным звеном этой перестройки является половое созревание. Психика подростка особенно ранима, внутренне он уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка и хочет быть взрослым, полезным, принимать решения и нести за них ответственность. Однако внешнее окружение отрицает его право на принятие ответственных ролей взрослого, на каждом шагу давая ему почувствовать и его социальную незрелость, и экономическую зависимость. В данном возрасте все мальчики и девочки стремятся самоутвердиться, добиться независимости от родителей через контакты со сверстниками. К ним они обращаются за советами, помощью, но очень скоро понимают, что и среди сверстников действуют определенные нормы и правила, которые ограничивают их свободу и стремление к самоутверждению. То, какие решения в области сексуальных взаимоотношений примет подросток, во многом зависит от его базовых личных качеств: уровня развития, моральных принципов и др. Но порой эти свойства личности не выдерживают натиска мнения группы, что более характерно для юношей, чем для девушек. Сексуальное поведение подростков может доставить много неожиданных хлопот родителям: это и нежелательная беременность, и венерические заболевания. Родители тоже находятся в двойственном положении, поскольку, с одной стороны, они не хотят казаться слишком строгими и старомодными, с другой – искренне верят в традиционные нормы сексуальной морали и поведения, которые не всегда легко понять и разделить подростку.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСТВО)
Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. В историческом плане выделение возраста подросткового как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в ХIХ-ХХ вв. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются "чувство взрослости", развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности коей являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (-> поведение девиантное).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Джейн посмотрела на свою 12-летнюю дочь Софи, которая болтала с подружкой по телефону. Она вспомнила, как Софи в первый раз пошла в школу — казалось, это было всего лишь вчера. Но сейчас заметно, что Софи взрослеет. Она стала расти гораздо быстрее; меняются очертания ее тела. Джейн обеспокоилась по поводу того, что эти физиологические перемены могут как-то сказаться на характере и поведении Софи, а также на их взаимоотношениях.
Переживания Джейн характерны для многих родителей, поскольку подростковый возраст — период полового созревания — в популярной литературе описывается как время частых нервных расстройств у детей, время их конфликтов с окружающими, в том числе с родителями. Это период физических и психологических перемен. Тело вырабатывает гормоны роста и половые гормоны, способствующие переходу организма во взрослое состояние. В некоторых случаях отношения между родителями и детьми и в самом деле становятся напряженными. Но особо волноваться не стоит, этот феномен несколько преувеличен; большинство подростков сохраняют нормальные отношения с родителями.
Американский психолог Эрик Эриксон рассматривал подростковый возраст как период становления личности, когда подростку приходится принимать важные решения — выбирать сферу дальнейшей деятельности, принимать какие-то религиозные убеждения, вырабатывать моральные принципы, правила поведения. Хотя на этом процесс становления личности не начинается и не заканчивается, в это время поиск собственного «я» особенно важен. Люди, после периода исканий осознавшие себя как личность, демонстрируют в дальнейшем определенные положительные качества. Они более независимы от окружающих, самостоятельны, обладают самоуважением, хорошо относятся к своим родителям.
В целом подростки, в отличие от детей, стремятся проводить меньше времени в кругу семьи и больше со своими друзьями-ровесниками. Конечно, давление, оказываемое со стороны ровесников, часто побуждает подростка действовать определенным образом, но в то же время он старается выбрать товарищей по своим собственным интересам.
См. также статьи «Когнитивное развитие», «Нравственное развитие», «Привязанность», «Социальное развитие».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Подростковый возраст
период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11 —12 до 15—16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т.е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний. Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентации приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе. П. в. — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними. Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т.к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. В целом для П. в. характерно относительное преобладание процесса индивидуализации по сравнению с присущими предыдущему возрастному периоду адаптационными процессами. Среди негативных компонентов П. в. отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное) поведение, различные невротические комплексы. К. Н.Поливанова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
это фаза-период онтогенеза, кот. явл. переходным этапом-стадией между детством — юностью — взрослостью; нет надобности абсолютизировать-ригоризировать-навязывать строгую тектонизацию-построение хронологических таблиц возрастного порядка, но, укажем, что П.в. можно разбить-дефиницировать на три периода-фазы; а) от 9 до 11 лет; б) от 11 до 13 лет; в) от 13 до 16 лет, кои можно эксплицировать как эволюционно-кризисно-возрастные феномены, стадийно-критические периоды онтогенеза, в условных моделях интерпретации; заметим-аргументируем, что П.в. модальноизируется экстенсивно-качественными трансформациями, кот. затрагивают все аспекты эволюции, что и определяет психическо-индивидуальную мультиверсионность индивидуально-психофизиологического развития мальчиков и девочек, детерминирует процессо-эволюционно-функциональное состояние подростка, как феномен гипервозбудимости-гипервлекомости-импульсивности, дифференциально-индивидуальных половых либидо, если воспользоваться термином Фрейда, а также когеренцируемые-ассимилируемые с ними новационные чувственно-эмотивные реакции, мультиметаболизированные преобразования поведенческо-мотивационных процессов, переживания-притязания-потребности-интересы-замыслы-цели, с коими имплицируются флуктуационно-неустойчивые отношения к своему Эго, неустойчивые критерии оценки-само-оценки; эволюция динамическо-гностических процессов в П.в, модальноизируется-характеризуется базисным становлением сложно-специфических матриц аналитико-интегративной деятельности субъекта, трансформациями-транстектонизациями-переходами от малодискурсивного абстрактного мышления к тектонически-стройному логико-теоретическому мышлению, т.е. к дискурсоменталитетоизированному осмыслению бытия-онтоса-социума, других субъектов, к индуктивно-дедуктивным формам суждения-высказывания-обобщения-умозаключения, как индивидуально-виртуальных возможностей субъекта архитектонизировать-комбинировать-композиционировать различные аргументации-доводы, производить ментально-операциональные операции, выдвигать различные теории, идеи, концепции; дискурсрезюмируем-короллариеизируем, что различный досуг, хобби, а также нормы-ценности-установки-ориентации той или иной группы к которой сопричастен подросток, феномены подростковой культуры-субкультуры, подростковые ритуалы, одежда, мода, подростковый этикет, уже выступают для Эго подростка, часто, как собственные, влияя т.о. на его личностную автономию, на его взаимоотношения с матерью, отцом, другими взрослыми людьми, на эволюцию его психики, нравственной эго-ориентации, часто многие мальчики и девочки требуют градационно-повышенного внимания к себе окружающих их взрослых, требуют большей самостоятельности, равенства прав в коммуникативных феноменах со взрослыми и, тем самым, неадекватно-необъективно-некритично оценивают собственное поведение, поступки, действия.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ADOLESCENCE)

Период жизни, в течение которого происходит реорганизация психической деятельности, обеспечивающая согласование психофизических изменений в процессе полового созревания. Подростковый возраст определяет рамки процесса адоптации к половому созреванию. Блос (1962) назвал его генитальной стадией, то есть конечной стадией четырехступенчатого процесса психосексуального развития, начинающегося в раннем детстве и завершающегося после перерыва (латентного периода) в пубертате. В раннем подростковом воз-росте Я испытывает влияние эндогенных и экзогенных факторов, временно ослабляющих его в попытках справиться с волной интенсивных инстинктивных влечений. Эти изменения сопровождаются возникновением фантазий, непосредственно относящихся к мастурбации, и нередко являются причиной конфликтов и тревог, связанных отчасти с реальной возможностью гетеросексуольных контактов и беременности. Интенсифицируются генитальные сексуальные импульсы, о импульсы, относящиеся к других эротогенным зонам, подчиняются примату гениталий, хотя по-прежнему сохраняются и дериваты компонентных влечений.
Индивид регрессирует к более ранним формам отношения к объектам, активируются потребности в зависимости, страхи и конфликты, преобладавшие на прежних стадиях развития. Дорабатывается и консолидируется половая идентичность. Чтобы индивид смог найти замену первичным объектам, необходим процесс вторичной индивидуации, сопоставимый с доэдиповой фазой сепарации-индивидуации; в этом процессе подросток пересматривает свои представления о родителях и становится способным к избирательным идентификациям. Ослабление инфантильных связей с объектами вызывает ощущения одиночества и изолированности, которые могут прервать этот процесс. Чтобы адаптироваться к новым идентификациям, индивид должен изменить некоторые из своих идеалов и моральных норм; происходит дезорганизация и реорганизация Сверх-Я, в результате чего Я приобретает относительную власть на Сверх-Я. Такой сдвиг позволяет индивиду в" определенной степени удовлетворять влечения, сохраняя таким образом психическое равновесие.
Типичными защитными механизмами, поддерживающими функционирование Я в подростковом возрасте, являются смещение к внесемейным, неинцестуозным источникам удовлетворения и следование образцам Я-идеала и нормам Сверх-Я, обращение аффекта в противоположность (стремление к зависимости обращается в протест, уважение и восхищение - в презрение и высмеивание), обращение враждебности против себя и смещение катексиса с объекта на себя, что является причиной грандиозных фантазий и ипохондрических опасений. Специфические защиты подросткового возраста включают в себя аскетизм, интеллектуализацию (A. Freud, 1936), затянувшуюся юность, униформизм (Blos, 1954). Успешное развитие абстрактного мышления часто сопровождается интересом к формулированию суждений, идей и идеалов, связанных с этическими, политическими и социальными проблемами, расширяются интеллектуальные горизонты, могут проявиться интеллектуальные и творческие способности. Эти психологические изменения помогают индивиду обрести уникальное чувство личной идентичности.
Обусловленные изменчивостью физического созревания, многие подростковые нарушения являются преходящими и не требуют анализа. Патологические проявления на розных стадиях подросткового возраста и технические проблемы обсуждаются в рубрике подростковый анализ.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
англ. teenage period, adolescence) - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что П. в. является периодом начала ряда психических заболеваний.
Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. - в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б. Эльконин). Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе "я и мое участие в жизни общества." (Д. И. Фельдштейн).
Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития, несформиро-ванность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.
Основное содержание П. в. рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о "чувстве взрослости" как основном новообразовании П. в.), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. П. в. (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой "подростковой" общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами "мира взрослых" выражает важнейшую потребность подростка - в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в П. в. важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает П. в. особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения. (А. М. Прихожан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Подростковый возраст
возрастной период от 11 до 15 лет. Включает периоды 11-13 лет — младший П. в., 14-15 лет — старший П. в. Это время бурного и неравномерного развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мышечный аппарат, происходит процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца, сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.
Центральным фактором физического развития в П. в. становится половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения, мысли.
Особенности физического развития в П. в. определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.
Психофизиологическое функциональное развитие — одно из основных направлений психической эволюции в этом возрасте. Происходит увеличение силы нервной системы относительно процессов возбуждения и торможения. Значительно повышается сенсорная чувствительность, усложняются функции внимания, памяти, мышления.
В возрасте 10-13 лет отмечается замедление роста функции внимания и разнонаправленное изменение отдельных ее сторон. В 13-16 лет наблюдается ускоренный и однонаправленный рост внимания, особенно его устойчивости. Динамика продуктивности отдельных видов памяти имеет колебательный, криволинейный характер. При этом наивысший уровень продуктивности образной памяти достигается в 8-11 лет, а вербальной — в 16. Школьное обучение оказывает решающее влияние на умственное развитие, у детей развивается способность выполнять многие недоступные ранее мыслительные операции.
С 11-12 лет формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных проблемах, появляется потребность проверять правильность своих мыслей, принимать точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Появляется так называемая обратимость мышления, т. е. способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта. Так, благодаря этому ребенок понимает, что сложение — это действие, противоположное вычитанию, а умножение — делению. У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы.
Несформированность мыслительной сферы, неумение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы затрудняет учение школьника, требует огромного напряжения механической памяти, усидчивости, делает процесс учения неинтересным. Вместе с тем у многих школьников оказывается несформированной познавательная потребность как потребность в приобретении и усвоении новых знаний. Это, в свою очередь, ведет к тому, что учение воспринимается ими как неприятная обязанность, порождает отрицательные эмоции и устойчивую школьную тревожность, которая отмечается в среднем у 20% школьников.
Если в младшем П. в. наиболее интенсивные изменения происходят в физическом развитии, то в старшем — наиболее высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные контакты со сверстниками, усиливается ориентация на группу, с другой — возрастает самостоятельность и возникает стремление освободиться из-под опеки взрослых.
Кризисы подростка (см. Кризис возрастной) связаны с возникающими новообразованиями (см. Психологические новообразования), среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания. Проявляется обостренное стремление утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей.
Переоценкой своих возросших возможностей определяются стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность по отношению ко взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности. Это одна из причин частых конфликтов в П. в.
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, и определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.
Один из важнейших аспектов в личности подростка — развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с ними (важнейшую роль в этом играет успешность деятельности). Если в младшем школьном возрасте она неотделима от оценки окружающих, то в П. в. происходит переориентация на оценки самого себя. Усложняется ее содержание: в ней учитываются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Обостряется восприятие внешних оценок и самовосприятие; оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка.
Наличие положительной самооценки, самоуважение — необходимое условие нормального развития личности. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведет к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству.
Тенденции в развитии характерологических особенностей заключаются в том, что к концу П. в. заметно возрастает общительность, легкость в общении с людьми, настойчивость, соревновательность. Начинают снижаться импульсивность, возбудимость. В П. в. особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения (см. Акцентуация характера). Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание этого периода нельзя считать его генеральным свойством.
Для благополучного протекания подросткового кризиса необходимо установление тесного контакта, взаимодействие ребенка и взрослого, доверие и исключение мелочной опеки, привлечение подростков к социально значимой деятельности, которая создавала бы условия для самоутверждения и самовыражения. Очень важно сформировать у подростка устойчивые личностные интересы, которые направили бы его активность, заставили бы быть внутренне собранным и организованным.
Литература
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ПАДЛЕТКАВЫ ЎЗРОСТ / ADOLESCENCE– период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и взрослостью. Хронологические рамки точно не фиксированы и зависят от периодизации, с позиций которой рассматривается данный возраст. В случае если период ранней юности не рассматривается как самостоятельный этап онтогенеза, П. в. отводится период от 10–12 до 16–17 (или даже 18–19) лет; в противном случае– от 10–12 до 15 лет. В П. в. тесно переплетаются два взаимодействующих фактора развития: биологический и социальный. К биологическому фактору относится пубертат (от лат. puber ta tas– возмужалость, половая зрелость). Он проявляется в гармональных, физио ло ги че ских и физических перестройках. Важную роль в развитии играет половое созревание. У мальчиков оно начинается в 12–13 лет и заканчивается к 15–16 годам; у девочек– на 1,5–2 года раньше. Биологический возраст у девочек и мальчиков различен. Может возникнуть дисгармония между быстрым темпом биологического созревания (явление акселерации) и нравственным развитием, пониманием отношений между мужчиной и женщиной. К социальному фактору развития подростка относят его маргинальность (К. Левин)– пребывание на границе мира детей и мира взрослых. В отношении развития взаимодействия с окружающим миром следует отметить следующее: поведение подростков становится в значительной степени опосредованным социальными отношениями и системой общепринятых значений объектов (важен не объект сам по себе, а его социальное значение); индивидуальные особенности подростка уже настолько сильно выражены, что общие закономерности его взаимодействия с окружающей средой утрачиваются; индивидуальность выступает как третий фактор поведения по отношению к пубертату и маргинальности; обнаруживаются также общие особенности поведения– это повышенная эмоциональная реактивность, недостаточный рациональный контроль над внешним выражением эмоций, повышенная (по сравнению со взрослыми) физическая активность; происходит усиление половых различий в поведении подростков. В П. в. обнаруживается развитие социального поведения: в семье, со сверстниками, с учителями, со старшими. Существенно расширяются сферы социальной активности подростка и изменяется их значимость. Увеличивается количество социальных ситуаций, требующих самостоятельной ориентации. Изменяются отношения со сверстниками, учителями и родителями. Переходный характер развития подростка вызывает тяжелое переживание неопределенности. Противоречивый характер отношений в семье проявляется, с одной стороны, в экономической, эмоциональной и нормативной зависимости от родителей, а с другой– в желании получить самостоятельность, потребности в независимости (которая, впрочем, не является абсолютной и всесторонней). Такое противоречие обнаруживает себя в реакции эмансипации– стремлении подростка освободится от опеки, контроля и покровительства старших (И. С. Кон, А. Е. Личко). Важной особенностью социального поведения подростка являются его отношения со сверстниками, которые становятся более глубокими и значимыми, нежели отношения со взрослыми. На притягательность среды сверстников влияют также индивидуальные особенности подростка. Личностное общение со сверстниками, согласно И. С. Кону, выполняет и ряд других функций: получение информации, не сообщаемой взрослыми (например, по вопросам секса); отработка навыков социального взаимодействия; переживание эмоционального контакта с группой, чувства солидарности, групповой принадлежности и взаимной поддержки, что позволяет сформировать чувство автономии от взрослых. Часто наблюдается стремление подростков к образованию неформальных групп как проявление реакции группирования (Е. А. Личко). Если в младшем подростковом возрасте это преимущественно однополые группы, то в старшем– это группы смешанные. В П. в. происходит значительное изменение мотивационно-потребностной сферы. У подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые (Л. С. Выготский). Вследствие роста самосознания формируется способность рефлексии собственных мотивов, которые приобретают более обобщенный и устойчивый характер по сравнению с детством. Мотивы поведения связываются с жизненными планами подростка, его намерениями на будущее (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Выстраивается иерархически соподчиненная система мотивов. Изменяется мотивация учебно-познавательной деятельности подростка. Учение определяется мотивами, связанными с реализацией планов на будущее, профессиональным самоопределением. Одной из особенностей этого возраста является повышенный интерес к сексуальной сфере, к вопросам полового развития. Для подростков характерно в качестве мотивации сексуальных контактов: любопытство, стремление к получению удовольствия, эмоциональные потребности, престижность, усиление чувства свободы. Следует также отметить возникновение в П. в. мотивов делинквентного поведения (наркомания, алкоголизм, курение, преступное поведение): поиск новых ощущений, психическое экспериментирование; соответствие обычаям и традициям подростковой группы; желание выглядеть взрослым; реакция на чувство тревоги и одиночества, неуверенности в себе; корыстная и насильственно-эгоистическая криминальная мотивация. Представления о ведущем виде деятельности подростка у разных авторов различны. Д. Б. Эльконин в качестве ведущих видов деятельности рассматривает интимно-личностное общение в период пубертата (12–15 лет), в ходе которого устанавливаются личные привязанности подростка, доверительные отношения, развивается взаимоуважение, формируется представление о самом себе. Д. И. Фельдштейн указывает на то, что для подростка 12–15 лет ведущей является общественно полезная (признаваемая и общественно одобряемая) деятельность. Формирование рефлексивного мышления, умения видеть ситуацию с различных позиций и мысленно выходить за ее пределы, что необходимо для построения интимно-личностных отношений, способствует определенным изменениям в познавательной и личностной сферах подростка. Развитие познавательной сферы в П. в. характеризуется следующими особенностями. 1. Усложняется зрительный анализ предметов, развивается способность произвольно выделять косвенные признаки предмета (например, увидеть сечение объемной фигуры). 2. Замедляется развитие механической памяти и активно формируется логическая и произвольная память (А. Н. Леонтьев). 3. Изменяется соотношение памяти и мышления: если раньше память доминировала, а мышление являлось, скорее, процессом воспроизведения информации, то теперь мышление приобретает доминирующее положение, а запоминание определяется смысловыми связями.
В П. в. развивается теоретическое мышление. Подросток овладевает формальнологическими операциями, приобретает способность абстрагироваться от непосредственного чувственного опыта, строить умозаключения исключительно в словесном плане. У подростка формируется формально-логическое мышление. Старшие под - рост ки решают различные мыслительные задачи, опираясь на установление логических и смысловых связей между объектами, объединяя их в классы. У подростков обнаруживается способность оперировать гипотезами при решении интеллектуаль ных задач. Как правило, они продумывают различные пути решения задачи и выбирают наиболее эффективный. Данные особенности мышления влияют и на формирование обобщенных чувств: чувства прекрасного, трагического, юмора. У подростков развивается способность анализировать абстрактные идеи, искать в них ошибки и логические противоречия. Эта особенность находит отражение в интересе к философским, мировоззренческим вопросам, стремлении осмыслить собственную жизнь, планировании своего будущего. Данная способность предполагает рефлексию собственного внутреннего мира: своих эмоциональных состояний, идей, мыслей, планов, намерений, желаний (Л. С. Выготский). В П. в. происходит развитие письменной речи и монологической речи в связи с развитием способности к планированию и рефлексии собственной психической активности (сочинение на заданную тему, уме ние готовить устное выступление, вести рассуждение, аргументировать мысли). В качестве основных новообразований П. в. Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие указывают на формирование самосознания и рефлексивного мышления, социальной ответственности, мировоззрения, «чувства взрослости». А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
115.60 кб

Любовь в подростковом возрасте

Слякаева Карина , Гапоненко Татьяна Вениаминовна
Читать PDF
223.82 кб

Стресс в подростковом возрасте

Андреева И. А., Анохина Светлана Александровна
Читать PDF
505.81 кб

Проблемы подросткового возраста

Яйленко А.А.
В статье представлены общие закономерности развития организма подростка и становления его как личности, проблемы подростковой среды в современных условиях, организационные и клинические аспекты оказания медико-социальной помощи по
Читать PDF
89.77 кб

Эклампсия в подростковом возрасте

К. И. Булыгин, А. Б. Орлов, Н. Б. Попова, А. И. Еремин, К. А. Смыков
Читать PDF
548.29 кб

Возрастные схемы самости подростков

Курышева Ольга Васильевна
В работе приводятся результаты эмпирического исследования структуры и содержания возрастных схем самости подростков.
Читать PDF
221.36 кб

САМОСОЗНАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ондар Лилия Монгуновна
В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к развитию самосознания в подростковом возрасте, особое внимание уделяется особенностям самооценки подростка.
Читать PDF
264.41 кб

НЕРВНАЯ АНОРЕКСИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Мазаева Наталья Александровна
В работе рассмотрены клинико-динамические особенности нервной анорексии (НА) у подростков, сопутствующие соматоэндокринные нарушения, краткосрочные и отдаленные исходы заболевания.
Читать PDF
354.67 кб

Социализация детей подросткового возраста

Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович
В данной статье рассматриваются причины образования подростковых групп, связанные с этим проблемы социального воспитания и методы их решения.
Читать PDF
303.05 кб

Особенности старшего подросткового возраста

Сиденко Елена Александровна
Статья посвящена вопросу адаптации старших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми старшего подросткового возраста.
Читать PDF
4.44 мб

Особенности адаптации в подростковом возрасте

Б.Б. Джарбусынова
Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества.
Читать PDF
875.53 кб

Оценка депрессивности в подростковом возрасте

Белова Александра Павловна, Малых Сергей Борисович, Сабирова Елена Замировна, Лобаскова Марина Михайловна
В данной статье приводится описание адаптации и стандартизации методики подростковой депрессивности CDI (М. Ковач) в русскоязычной неклинической популяции.
Читать PDF
300.75 кб

Нравственное развитие в подростковом возрасте

Плужникова Т.С.
В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте. Акцентируется внимание на важности сопровождения нравственного развития подростков родителями, педагогами и психологами.
Читать PDF
106.54 кб

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ

Сидоренко Денис Петрович
Рассмотрены возрастные особенности структуры Я-концепции подростков. Анализируются модели Я-концепции. Представлен анализ подходов гуманистической психологии к изучению феноменов Я-концепции.
Читать PDF
6.68 мб

Токсикомания в детском и подростковом возрасте

М.С. Журунова, З.С. Абишева, Т.К. Раисов, У.Б. Искакова, Г.К. Асан
В данной статье рассмотрена современная проблема нашего времени токсикомания. Распространение токсикомании среди детей и подростков. Влияние токсических наркотических веществ на организм.
Читать PDF
888.91 кб

Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте

Кнутова Анна Игоревна
В статье раскрываются особенности и становление «Образа-Я» у детей подросткового возраста. Описываются компоненты, из которых состоит «Образ-Я», и их влияние на жизнь подростков.

Похожие термины: