период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа:
1) новорожденность (первый месяц жизни) - когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;
2) первое полугодие жизни - во время коего деятельностью ведущей становится ситуативно-личностное общение со взрослыми (-> этап полугодия первого);
3) второе полугодие жизни -"когда ведущей становится деятельность предметно-манипулятивная -> этап полугодия второго). Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка (-> кризис возрастной).
ВОЗРАСТ МЛАДЕНЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ МЛАДЕНЧЕСКИЙ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Младенческий возраст
Период возрастного развития человека от рождения до одного года (в пределах которого выделяют и возраст новорожденности от момента рождения до 1 месяца). По современным представлениям М. в. исключительно важен во всех сторонах становления его функций и здоровья и является сенситивным для развития речи, терморегуляции, двигательной активности, становления психики и др. функций. В связи с этим исключительное значение имеет организация образа жизни ребенка. Основными условиями последнего являются грудное вскармливание, полноценная двигательная активность (в основе которой лежат самопроизвольные движения ребенка) и благоприятная психологическая среда. При нормальном физическом и психическом развитии к концу периода ребенок понимает речь взрослых и произносит первые слова, координированно ходит, выполняет простые действия по самообслуживанию и т. д.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
первый год жизни ребенка, к–рый разделяется на период новорожденности (до 1 месяца) и грудной. В период новорожденности происходит первичное приспособление организма ребенка к жизни во внешней среде. Уже через две недели у младенца начинает функционировать кора больших полушарий мозга, становится возможной выработка условных рефлексов. Характерным для М.в. является очень интенсивное, с возрастом, однако, постепенно снижающееся, увеличение роста и веса ребенка (с 49
–50 см до 73–75 см; с 3,3 кг до 10 кг). Уже в М.в. обнаруживаются особенности, характерные для высшей нервной деятельности человека: относительно малая роль врожденных форм поведения и решающее значение воспитания: медленное нарастание функциональной работоспособности мозга, выражающееся в особенностях соотношения сна и бодрствования младенца (2х мес. ребенок может бодрствовать без перерыва 1,5 ч, 7и мес. – 2,5 ч, 10ти мес. – 3,5 ч). В М.в. идет интенсивное развитие анализаторов: на 2й неделе возникает слуховое, а на 4й – зрительное сосредоточение. Сложные движения глаз – фиксация, слежение, конвергирование, обеспечивающее бинокулярное зрение, формируется в первой половине 2го мес. На 3–4 мес. образуются не только условные рефлексы, но и их дифференцировки. М.в. наиболее благоприятен для развития анализаторов, для сенсорного воспитания. Из эмоционально-выразительных реакций вначале имеются только отрицательные – крик и беспокойные движения. Но уже на 5й неделе начинают формироваться эмоционально-положительные выразительные движения и мимика; на 2–3 мес. формируется весь комплекс сложных эмоционально-положительных реакций: более ярко выраженная улыбка, быстрые, оживленные движения, голосовые проявления и т.д. При правильном воспитании радость – преобладающее состояние здорового младенца в часы бодрствования, что является обязательной предпосылкой хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Развитие общих движений младенца идет «сверху вниз»; сначала оформляются движения головы (2–3 мес.), затем развиваются движения рук в форме хватания предметов (на 4–5 мес.), после чего развиваются общие движения по сохранению положения тела в пространстве и его перемещению – ползание (6 мес.), сидение и вставание на ноги при помощи неподвижной опоры (7–8 мес.), ходьба с поддержкой около неподвижной опоры (8 мес.), ходьба держась за подвижную опору (с 9 мес.), самостоятельная ходьба (ок. 1 г.). М.в. лишь подготовительный период развития речи. Первоначально формируется только понимание речи. Уже в 7–8 мес. младенец понимает несколько слов. К концу года понимает название многих окружающих его предметов и лиц. Первые голосовые реакции в виде коротких звуков «кхы», «ггы» (гуканье) возникают у 2–3 мес. младенца, в 4 мес. возникает «гуление», в возрасте 6–7 мес. – лепет (благодаря подражанию). На основе подражания, лепета и понимания слов к концу года возникают первые осмысленные слова.
–50 см до 73–75 см; с 3,3 кг до 10 кг). Уже в М.в. обнаруживаются особенности, характерные для высшей нервной деятельности человека: относительно малая роль врожденных форм поведения и решающее значение воспитания: медленное нарастание функциональной работоспособности мозга, выражающееся в особенностях соотношения сна и бодрствования младенца (2х мес. ребенок может бодрствовать без перерыва 1,5 ч, 7и мес. – 2,5 ч, 10ти мес. – 3,5 ч). В М.в. идет интенсивное развитие анализаторов: на 2й неделе возникает слуховое, а на 4й – зрительное сосредоточение. Сложные движения глаз – фиксация, слежение, конвергирование, обеспечивающее бинокулярное зрение, формируется в первой половине 2го мес. На 3–4 мес. образуются не только условные рефлексы, но и их дифференцировки. М.в. наиболее благоприятен для развития анализаторов, для сенсорного воспитания. Из эмоционально-выразительных реакций вначале имеются только отрицательные – крик и беспокойные движения. Но уже на 5й неделе начинают формироваться эмоционально-положительные выразительные движения и мимика; на 2–3 мес. формируется весь комплекс сложных эмоционально-положительных реакций: более ярко выраженная улыбка, быстрые, оживленные движения, голосовые проявления и т.д. При правильном воспитании радость – преобладающее состояние здорового младенца в часы бодрствования, что является обязательной предпосылкой хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. Развитие общих движений младенца идет «сверху вниз»; сначала оформляются движения головы (2–3 мес.), затем развиваются движения рук в форме хватания предметов (на 4–5 мес.), после чего развиваются общие движения по сохранению положения тела в пространстве и его перемещению – ползание (6 мес.), сидение и вставание на ноги при помощи неподвижной опоры (7–8 мес.), ходьба с поддержкой около неподвижной опоры (8 мес.), ходьба держась за подвижную опору (с 9 мес.), самостоятельная ходьба (ок. 1 г.). М.в. лишь подготовительный период развития речи. Первоначально формируется только понимание речи. Уже в 7–8 мес. младенец понимает несколько слов. К концу года понимает название многих окружающих его предметов и лиц. Первые голосовые реакции в виде коротких звуков «кхы», «ггы» (гуканье) возникают у 2–3 мес. младенца, в 4 мес. возникает «гуление», в возрасте 6–7 мес. – лепет (благодаря подражанию). На основе подражания, лепета и понимания слов к концу года возникают первые осмысленные слова.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
англ. infancy) - (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. - Ред.). М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность, 1-е и 2-е полугодия жизни.
Этап новорожденности охватывает 1-й мес жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится пред-метно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит общения.)
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная речь), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные). (С. Ю. Мещерякова.)
Этап новорожденности охватывает 1-й мес жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится пред-метно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит общения.)
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная речь), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные). (С. Ю. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Младенческий возраст
возрастной период от 1 мес. до 1 года. М. в. характеризуется высокой интенсивностью развития психических функций, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия со взрослым. Возможность установления контакта с последним, появление так называемой социальной улыбки (обращенной к другому человеку) и становится начальной точкой отсчета.
В этом возрасте вся деятельность детей, их поведение реализуются через взаимодействие со взрослым, все потребности — и органические и социальные — удовлетворяются взрослым. Социальную ситуацию развития ребенка в такой период Л. С. Выготский назвал ситуацией «Мы», что означает неразрывное единство со взрослым, общение с которым представляет главный фактор психического развития ребенка. Очень важно установление эмоциональной привязанности с матерью или заменяющим ее лицом, эмоционально положительного характера общения.
Способность младенцев заражаться эмоциями других людей показана во многих исследованиях. Если ребенок плачет, то приветливое выражение лица, спокойный, ласковый голос другого человека могут его успокоить. Сердитое же, как и сердитый голос, вызывает у ребенка огорчение и обиду, он может заплакать. Он усваивает эмоциональное отношение мамы, ее чувства, демонстрируемые относительно разных вещей, людей и событий. На этом основано раннее обучение. Известно, что люди, лишенные в младенчестве полноценного эмоционального контакта с матерью или заменяющим ее лицом, вырастают эмоционально обедненными, часто характеризуются замедлением, а иногда и нарушением темпов психического развития, депрессивностью.
В младенческом возрасте происходит интенсивное развитие сенсорных систем. В зрительной отмечается конвергенция, слежение, сосредоточение на объекте. Ребенок может начиная с 2—4 мес. подолгу разглядывать объект, в 4 мес. появляется реакция на новизну.
Развивается слуховое восприятие, формируется слуховая дифференцировка звуков, которая к 6—7 мес. составляет 1 — 2 тона, появляются реакции на голос матери. Развивается тактильная чувствительность, что имеет важное значение для возникновения акта хватания. Четырехмесячные дети вдруг «обнаруживают», что у них есть руки и пальцы, могут разглядывать их по несколько минут и производить с ними различные манипуляции. Примерно в 5—6 мес. они «замечают» свои ноги и с ними манипулируют аналогичным образом: следят за их движением, сводят и разводят, обхватывают руками и т. п. В этих простых действиях переплетается сенсорное, моторное и когнитивное развитие. К 5 мес. появляется содружественная активность глаз и рук, формируется координация зрения и хватания, появляется возможность зрительно направляемого доставания, предварительного нацеливания на объект, формируется способность предвосхищать следующую позицию перемещающегося предмета. С этого начинается этап систематического изучения предметов при помощи рук, глаз и рта. К 8 мес. младенцы могут перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами друг о друга — формируются предметные действия.
В 8—12 мес. ребенок узнает и выделяет предмет из ситуации, например часы на стене (мяч на ковре), может искать его, если он исчез.
Формируется локомоция (движения и действия, в которых принимают участие крупные мышцы и группы мышц). Большинство младенцев 2-месячного возраста держат головку, в 3—4 мес. ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. С 4 мес. начинают формироваться акты сидения и стояния, в возрасте 6—7 мес. дети могут сидеть без поддержки, а с 7—8 начинают тем или иным способом передвигаться в пространстве: ползая по-пластунски, или опираясь на четыре конечности, или быстро передвигаясь в сидячем положении. К 9 мес. большинство детей могут самостоятельно вставать, держась за опору, а часть из них делает первые шаги, держась за мебель. К 12 мес. около половины детей стоят без поддержки и пробуют ходить. Развитие локомоций существенно расширяет возможности активного изучения окружающего мира.
В младенческом периоде происходят развитие и тренировка голосового аппарата, устанавливаются связи слуховой, зрительной и речедвигательной систем, что создает предпосылки речи. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гуленье, гуканье, лепет. Лепет достигает своего расцвета в 11 мес.
Со второй половины первого года жизни начинает формироваться собственно речевая деятельность, интенсивно развивается понимание ребенком обращенной к нему речи, что проявляется в том, что он поворачивается к предмету, названному взрослым. Кроме того, выполняет заученные движения, когда их называет взрослый (7—8 мес.), поручения по словесному указанию (9—10 мес.), выбирает предметы из 2—3, когда ему указывают словами (10—11 мес.), прекращает действия под влиянием словесного запрещения (12 мес.). К концу года ребенок понимает 10—20 слов.
В этот период, а иногда и раньше (с 7— 8 мес.), он начинает произносить отдельные слова. Необходимо подчеркнуть решающую роль взаимодействия со взрослым в речевом развитии ребенка. В таком общении проявляются разнообразные формы неречевой коммуникации: мимика, жесты, эмоциональные и голосовые реакции. Активность этих реакций существенно (в 4 раза) увеличивается во втором полугодии по сравнению с первым. Многие исследователи отмечают возрастание голосовой активности младенца при общении со взрослым и с другими детьми и уменьшение при самостоятельной игре. Все это создает предпосылки для социального развития и социализации ребенка. В промежутке между 5 и 8 мес. дети начинают играть в так называемые социальные игры: «прятки», «ку-ку» и др.
В конце первого года жизни происходят существенные изменения во взаимодействии ребенка и взрослого. Психологи называют эти перемены кризисом первого года (см. Кризис возрастной). Он проявляется в том, что ребенок перестает покорно подчиняться взрослому. Дети способны действовать под влиянием не только непосредственных впечатлений, но и эмоционально-насыщенных представлений; все большую роль начинает играть память, ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией, перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием образов и представлений, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Таким образом, меняются его взаимоотношения с окружающей действительностью и людьми, происходит разрыв полной слитности ребенка и взрослого.
Для содействия развитию ребенка родители и другие взрослые должны: подвешивать над кроваткой ярко окрашенные предметы, чтобы он мог их разглядывать, дотянуться, хватать; разговаривать с ним, называть его по имени, проговаривать свои действия во время ухода за ребенком, объяснять происходящее, ставить вопросы; имитировать действия ребенка, стимулировать его к подражанию, играть с детьми в разнообразные игры («ладушки», «ку-ку», «прятки» и др.).
Литература
Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. СПб., 1999.
ЧистовичЛ., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. СПб., 1996.
В этом возрасте вся деятельность детей, их поведение реализуются через взаимодействие со взрослым, все потребности — и органические и социальные — удовлетворяются взрослым. Социальную ситуацию развития ребенка в такой период Л. С. Выготский назвал ситуацией «Мы», что означает неразрывное единство со взрослым, общение с которым представляет главный фактор психического развития ребенка. Очень важно установление эмоциональной привязанности с матерью или заменяющим ее лицом, эмоционально положительного характера общения.
Способность младенцев заражаться эмоциями других людей показана во многих исследованиях. Если ребенок плачет, то приветливое выражение лица, спокойный, ласковый голос другого человека могут его успокоить. Сердитое же, как и сердитый голос, вызывает у ребенка огорчение и обиду, он может заплакать. Он усваивает эмоциональное отношение мамы, ее чувства, демонстрируемые относительно разных вещей, людей и событий. На этом основано раннее обучение. Известно, что люди, лишенные в младенчестве полноценного эмоционального контакта с матерью или заменяющим ее лицом, вырастают эмоционально обедненными, часто характеризуются замедлением, а иногда и нарушением темпов психического развития, депрессивностью.
В младенческом возрасте происходит интенсивное развитие сенсорных систем. В зрительной отмечается конвергенция, слежение, сосредоточение на объекте. Ребенок может начиная с 2—4 мес. подолгу разглядывать объект, в 4 мес. появляется реакция на новизну.
Развивается слуховое восприятие, формируется слуховая дифференцировка звуков, которая к 6—7 мес. составляет 1 — 2 тона, появляются реакции на голос матери. Развивается тактильная чувствительность, что имеет важное значение для возникновения акта хватания. Четырехмесячные дети вдруг «обнаруживают», что у них есть руки и пальцы, могут разглядывать их по несколько минут и производить с ними различные манипуляции. Примерно в 5—6 мес. они «замечают» свои ноги и с ними манипулируют аналогичным образом: следят за их движением, сводят и разводят, обхватывают руками и т. п. В этих простых действиях переплетается сенсорное, моторное и когнитивное развитие. К 5 мес. появляется содружественная активность глаз и рук, формируется координация зрения и хватания, появляется возможность зрительно направляемого доставания, предварительного нацеливания на объект, формируется способность предвосхищать следующую позицию перемещающегося предмета. С этого начинается этап систематического изучения предметов при помощи рук, глаз и рта. К 8 мес. младенцы могут перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами друг о друга — формируются предметные действия.
В 8—12 мес. ребенок узнает и выделяет предмет из ситуации, например часы на стене (мяч на ковре), может искать его, если он исчез.
Формируется локомоция (движения и действия, в которых принимают участие крупные мышцы и группы мышц). Большинство младенцев 2-месячного возраста держат головку, в 3—4 мес. ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. С 4 мес. начинают формироваться акты сидения и стояния, в возрасте 6—7 мес. дети могут сидеть без поддержки, а с 7—8 начинают тем или иным способом передвигаться в пространстве: ползая по-пластунски, или опираясь на четыре конечности, или быстро передвигаясь в сидячем положении. К 9 мес. большинство детей могут самостоятельно вставать, держась за опору, а часть из них делает первые шаги, держась за мебель. К 12 мес. около половины детей стоят без поддержки и пробуют ходить. Развитие локомоций существенно расширяет возможности активного изучения окружающего мира.
В младенческом периоде происходят развитие и тренировка голосового аппарата, устанавливаются связи слуховой, зрительной и речедвигательной систем, что создает предпосылки речи. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гуленье, гуканье, лепет. Лепет достигает своего расцвета в 11 мес.
Со второй половины первого года жизни начинает формироваться собственно речевая деятельность, интенсивно развивается понимание ребенком обращенной к нему речи, что проявляется в том, что он поворачивается к предмету, названному взрослым. Кроме того, выполняет заученные движения, когда их называет взрослый (7—8 мес.), поручения по словесному указанию (9—10 мес.), выбирает предметы из 2—3, когда ему указывают словами (10—11 мес.), прекращает действия под влиянием словесного запрещения (12 мес.). К концу года ребенок понимает 10—20 слов.
В этот период, а иногда и раньше (с 7— 8 мес.), он начинает произносить отдельные слова. Необходимо подчеркнуть решающую роль взаимодействия со взрослым в речевом развитии ребенка. В таком общении проявляются разнообразные формы неречевой коммуникации: мимика, жесты, эмоциональные и голосовые реакции. Активность этих реакций существенно (в 4 раза) увеличивается во втором полугодии по сравнению с первым. Многие исследователи отмечают возрастание голосовой активности младенца при общении со взрослым и с другими детьми и уменьшение при самостоятельной игре. Все это создает предпосылки для социального развития и социализации ребенка. В промежутке между 5 и 8 мес. дети начинают играть в так называемые социальные игры: «прятки», «ку-ку» и др.
В конце первого года жизни происходят существенные изменения во взаимодействии ребенка и взрослого. Психологи называют эти перемены кризисом первого года (см. Кризис возрастной). Он проявляется в том, что ребенок перестает покорно подчиняться взрослому. Дети способны действовать под влиянием не только непосредственных впечатлений, но и эмоционально-насыщенных представлений; все большую роль начинает играть память, ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией, перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием образов и представлений, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Таким образом, меняются его взаимоотношения с окружающей действительностью и людьми, происходит разрыв полной слитности ребенка и взрослого.
Для содействия развитию ребенка родители и другие взрослые должны: подвешивать над кроваткой ярко окрашенные предметы, чтобы он мог их разглядывать, дотянуться, хватать; разговаривать с ним, называть его по имени, проговаривать свои действия во время ухода за ребенком, объяснять происходящее, ставить вопросы; имитировать действия ребенка, стимулировать его к подражанию, играть с детьми в разнообразные игры («ладушки», «ку-ку», «прятки» и др.).
Литература
Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. СПб., 1999.
ЧистовичЛ., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. СПб., 1996.