Вознаграждения

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Вознаграждения
желательный результат отношений, представляющий ценность для человека.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Вознаграждения
rewards) Античная теория гедонизма осн. на заманчивом допущении, что поведение регулируется наслаждением и страданием. Мы стремимся делать то, что доставляет нам удовольствие, и стараемся избегать болезненных стимулов или ситуаций. Сформулированный т. о. принцип удовольствия - страдания оказывается по своей сути мотивационным принципом. Торндайк в поисках теории, к-рая бы могла объяснять адаптивное поведение (по аналогии с эволюционным отбором физ. признаков), применил этот принцип В. и наказаний к научению. Он высказал предположение о способности животных (и людей) к научению. Если организм повторил к.-л. реакцию, все то, что следовало за этой реакцией в предыдущей попытке, м. б. названо В.; если к.-л. реакция не возникает повторно, все то, что следовало за этой реакцией в предыдущей попытке, может рассматриваться как наказание. Т. о., если ребенка отшлепали за неблаговидный поступок, такое воздействие может и не вызвать сдерживающего эффекта - напротив, оно может привести к тому, что ребенок сочтет такое наказание "удовлетворяющим" нек-рую гипотетическую потребность во внимании. Однако гипотеза о том, что наказание ослабляет связи между стимулом и реакцией, так и не получала удовлетворительного подтверждения в экспериментах, и в конечном итоге Торндайк отказался от идеи, что вызывающие неудовольствие стимулы имеют к.-л. иное отношение к научению, помимо побуждения организма испробовать др. реакции. Т. о., научение стало делом В. желательных реакций. К 1938 г. два наиболее выдающихся последователя торндайковской теории осознали необходимость в изменении ее терминологии. Для обоих, К. Л. Халла и Б. Ф. Скиннера, "удовлетворители" (satisfiers) трансформировались в "подкрепления" (reinforcements). Халл определял подкрепление в терминах убывающих степеней воздействия драйва (или внутреннего побуждения). В., или "удовлетворители", теперь превратились в ослабители драйва, и научение могло происходить только при уменьшении силы драйвов. Так, пища для голодной крысы ослабляла драйв голода и каким-то образом это ослабление внутреннего побуждения усиливало связь между стимулом и реакцией. По мнению Скиннера, термин "драйв" был слишком неопределенным и/или субъективным, и он заменил его термином "депривация". С этой т. зр. крыса, к-рую продержали какое-то время без пищи, будет находиться в депривированном (букв. - "лишенном") состоянии и, находясь в таком состоянии, будет научаться (или выполнять) определенный акт поведения, за к-рым следует пища (подкрепление). Для Скиннера, как и для Торндайка, в качестве подкрепления может использоваться все, что приводит к более устойчивому или быстрому выполнению деятельности, к-рая прежде возникала лишь случайно. Скиннер, подобно Торндайку, не считал наказание действенным, поскольку смог продемонстрировать, что после подкрепления реакции наказание уже не влияет на вероятность будущих повторений и может только отсрочивать их. Вторичное подкрепление Для Халла и Скиннера представлялось очевидным, что люди не совершают действий или поступков ради В. в виде незамедлительного ослабления биолог. драйвов. Люди включаются в деятельность, когда они получают похвальные отзывы, золотые звезды, деньги или др. В. небиолог. характера. Дабы перебросить мост через ту пропасть, к-рая существует между поведением людей и голодных крыс, было введено понятие вторичного подкрепления. При этом предполагалось, что вторичное подкрепление приобретает свою подкрепляющую силу благодаря ассоц. с первичным подкреплением. Отметим, что при введении вторичных подкреплений никакой реакции не требуется - стимул прослеживается в появлении В. Парциальное (частичное) подкрепление Скиннер обнаружил, что когда В. или подкрепления время от времени пропускались, крысы и голуби (как, впрочем, и люди) работали усерднее или дольше, чем когда В. регулярно следовали за каждой реакцией. Т. о., для закрепления и повышения устойчивости нек-рого поведения рекомендуется почаще перемежать невознаграждаемые попытки вознаграждаемыми, однако не настолько часто, чтобы это могло привести к его "угашению" (ослаблению связей между стимулом и реакцией). Критика Уже в тот период, когда Халл и Скиннер подчеркивали важность В. для научения, возникали серьезные критические возражения против мнения, что В. имеют прямое отношение к научению. Вероятно, В. играют определенную мотивирующую роль, но научение может осуществляться и без них. В 1940-1950-х гг. было проведено множество исслед. по т. н. "побочному научению" (incidental learning). В этих исслед. испытуемых инструктировали учиться делать одни вещи, тогда как проверяли выполнение др. Было обнаружено, что они часто научались делать то, чему их не обязывали учиться, и даже тому, чему их инструктировали не учиться. В таких исслед. испытуемые определенно никак не подкреплялись за подобное "непрошенное" научение. В 1970-х гг., когда интерес к связи В. с научением начал постепенно снижаться, обнаружилась его новая роль, вероятно в большей степени раскрывающая его истинную природу, - роль мотивирующего фактора. Поведенческие терапевты стали применять предложенные Скиннером процедуры в целях модификации челов. поведения, т. е. вознаграждая людей, когда те вели себя неким желательным образом, и лишая их В., когда они демонстрировали нежелательное поведение. Эта древняя как мир практика всех родителей была перенесена на клиническую сцену в более систематическом и стандартизированном (или регулируемом) применении. Применение В. в настоящее время связывается гл. обр. с областью контроля поведения, в к-рой они демонстрируют свою очевидную эффективность. Родители часто не осуществляют должного контроля за поведением детей, поскольку они не склонны к систематическим действиям и, как правило, не формулируют четко своих требований к тому поведению, к-рое им хотелось бы видеть. Родителям следует осознать, что В. желательного поведения, по-видимому, является единственной процедурой, позволяющей достичь желаемых эффектов. Им тж следует принять во внимание предостережения Скиннера в отношении наказания, поскольку, помимо своей общей неэффективности, наказание зачастую сопровождается негативными побочными эффектами (гнев, обида), к-рые могут повлечь за собой нежелательные последствия. См. также Внешние побуждения (стимулы), Мотивация Б. Р. Бугельски

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
504.50 кб

Эффективность денежного вознаграждения при решении творческих задач вербальной и образной природы

Вольф Нина Валерьевна, Тарасова Ирина Валерьевна
В работе рассмотрен вопрос о влиянии денежного вознаграждения на оригинальность решений экспериментальных творческих задач вербальной и образной природы.
Читать PDF
99.19 кб

Влияние цели распределения вознаграждения на выбор нормы дистрибутивной справедливости

Гулевич Ольга Александровна
В данном исследовании изучалась связь между особенностями взаимодействия (контекстом и видом ресурсов), его целями (повышение продуктивности, воздаяние по заслугам, сохранение хороших отношений, восстановление справедливости) и вы
Читать PDF
5.53 мб

Влияние вознаграждения на математическую мотивацию и успешность выполнения математических задач у вз

Уинтер М., Воронин И.А., Гуляев А.С., Трифонова Ю.А.
Задача данного исследования проверить гипотезу «наказания вознаграждением» в отношении успешности решения математических задач, а также рассмотреть познавательную потребность как возможное опосредующее звено этого эффекта.
Читать PDF
201.71 кб

Системы вознаграждения и академических контрактов профессоров Калифорнийского университета в Лос-Анд

Халин Владимир Георгиевич
Материал, проанализированный в статье, приобретает особую актуальность, если рассматривать его в контексте стратегических целей развития российской высшей школы, сформулированных в Указе Президента России от 7 мая 2012 г. № 599.
Читать PDF
397.66 кб

Система вознаграждения и академических контрактов профессоров Калифорнийского университета в лосандж

Халин В. Г.
В статье изложены результаты сравнительного анализа систем вознаграждения профессоров в США и в России.
Читать PDF
74.49 кб

2000. 03. 013. Чао Чен С. , Форд C. M. , Фаррис Дж. Ф. Идет ли система вознаграждения на пользу орга

Горбунова Т. В.
Читать PDF
233.59 кб

Теоретические аспекты социальной системы вознаграждения в науке

Семакович Е.А.
В статье анализируются теоретические основы проблемы системы вознаграждения науки, вклада ученого. Представляется актуальным изучение данных аспектов в свете обращения к ценностной системе науки, ее роли для индивида и общества.
Читать PDF
473.57 кб

Третий табурет. Творчество, организация, вознаграждение

Анатолий Вассерман
Все, что создано каждым автором, следует сделать доступным следующим поколениям. Так новые творцы смогут опираться на созданное предшественниками, а эстафета развития не прервется.
Читать PDF
196.73 кб

Вознаграждение как фактор мотивации труда преподавателей вузов в 1985-1995 гг. : на материалах Тверс

Наумова Лариса Викторовна
Исследована актуальная проблема вознаграждение труда в виде заработной платы, премий, надбавок и доплат, т.е. материальное стимулирование, которое является одной из составляющих мотивации труда.
Читать PDF
472.46 кб

Коммодификация интимных отношений на постсоветском пространстве: «Свидания за вознаграждение» в Росс

Сводер Крис , Бунич Екатерина Александровна, Стрелкова Ольга Владимировна, Сутормина Алёна Евгеньевна
Читать PDF
62.99 кб

Правительство Российской Федерации. Постановление от 7 сентября 2006 г. № 548 о вознаграждении педаг

Фрадков М.
Читать PDF
1.26 мб

Изучение особенностей международных практик по выплате вознаграждений за научные публикации с помощь

Московкин В. М., Пересыпкин А. П., Пупынина Е. В.
В результате запущенной дискуссии на платформе Research Gate по вопросу внедрения стимулирующих выплат за статьи, опубликованные в журналах, входящих в базы данных Web of Science и Scopus, получены отклики от исследователей из пят

Похожие термины:

  • Вознаграждения и собственный интерес

    rewards and intrinsic interest) Обычно предполагают, что В. за выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Одна
  • Сравнение издержек и вознаграждения

    Cost-reward comparison) — Процесс, в ходе которого работники определяют и сравнивают свои издержки и полученное денежное поощрение, приблизительно определяя точку их равенства.
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

    Тип распределения вознаграждений (по принципам равенства или справедливости, или как-то иначе) человеком.
  • Синдром недостатка вознаграждения

    sуndrome reward-deficiency) – состояние, при котором «вознаграждающий центр мозга» активируется медленнее, чем это наблюдается в норме. Синоним: Ангедония.
  • ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ОЖИДАНИЕ

    В теории научения Толмена – внутренний процесс, который происходит тогда, когда организм обнаруживает, что находится в той ситуации, которая ранее была связана с вознаграждением.
  • РАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

    Один из вариантов распределения ресурсов в группе, при котором каждый участник получает равную долю. Обычно приветствуется теми, кто сделал меньший вклад или присоединился к группе, имея в наличи
  • Система тройного вознаграждения

    Triple-reward system) — Термин, используемый в отношении к практике, предполагающей удовлетворение потребностей и достижений сотрудников, организации и социальной системы в целом.
  • Жетонная система вознаграждения

    фр. jeton) - форма бихевиоральной терапии, в которой в качестве подкрепляющего стимула используют жетоны, то есть любые символические положительно воспринимаемые стимулы (обычно это объекты, которые
  • ВЛАСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

    Возможность оказывать влияние на поведение других людей, предлагая желаемый результат в обмен на выполнение просьбы. Одно из мощнейших оснований власти, по мнению Френча и Равена.
  • Модель возбуждение/затраты – вознаграждения

    (Arousal/cost-reward model) – представление о том, что люди, наблюдающие за страданиями человека, захотят оказать ему помощь, чтобы ослабить собственные страдания.
  • Система вознаграждения

    (англ. reward system) — совокупность участков головного мозга, которые обеспечивают чувство удовлетворения (удовольствия, наслаждения) в ответ на определенные виды воздействия. Предполагают, что в этой
  • Вознаграждение и собственный интерес

    феномен, установленный недавними исследованиями, состоит в том, что внешнее вознаграждение за выполнение деятельности, которая интересна сама по себе, может подрывать этот интерес (Серафино, 2005).
  • ЖЕТОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

    См. жетон (3).
  • Вознаграждение

    reward) - стимул, вызывающий приятные ощущения и поощряющий конкретное поведение.
  • ВТОРИЧНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

    Вторичный или условный подкрепляющий стимул.
  • Власть, основанная на вознаграждении

    власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.
  • ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, МАТРИЦА

    Матрица или таблица, которая отражает различные затраты и выгоды, связанные с каждым из возможных результатов в эксперименте по обнаружению сигналов, игре, эксперименте на принятие решения и т.д.
  • ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ

    Форма бихевиоральной терапии, при которой терапевтическое окружение устанавливается на основе использования жетонов (3) в качестве вторичных подкрепляющих стимулов. Заимствованные у предшестве
  • Теория тяготения к вознаграждению

    Reward theory of attraction) — теория, согласно которой мы любим тех, чье поведение каким-то образом нас вознаграждает, или тех, кто так или иначе ассоциируется со случаями вознаграждения.