ВОЗДЕЙСТВИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ВОЗДЕЙСТВИЕ
целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ВОЗДЕЙСТВИЕ
псих. целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. В. может быть непосредственным (контактным) и опосредованным (дистантным); (см. Воздействие непосредственное, Воздействие опосредованное)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ВОЗДЕЙСТВИЕ
exposure) - (в поведенческой терапии) метод лечения страха и состояний фобии с помощью противопоставления человека ситуации, которая вызывает у него страх, так чтобы он смог побороть свой страх путем его экстинкции. Это может быть достигнуто постепенно путем десенсибилизации или внезапно с помощью погружения.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ВОЗДЕЙСТВИЕ
из древнерусского дѣлати – субъектно-ориентированный перенос движения или информации от одного к другому участнику взаимодействия с целью достижения изменений в его желаниях, установках, целях. В. может быть непосредственным в форме контакта или удара, или опосредованным, при котором информация передается в виде совокупности сигналов, ориентирующих воздействуемого субъекта о значении и смысле этих сигналов. Степень влияния В., адресуемого субъекту, можно оценить по изменению его состояния, поведения и личностно-смысловых образований.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Воздействие
процесс, результатом которого является изменение в структуре и состоянии, хотя бы одной из систем, участвующих во взаимо¬действии. В. - целенаправленный перенос движений и информации от од¬ного участника взаимодействия к другому. В., в отличие от влияния, всегда носит целенаправленный и осознанный характер. Следовательно, воздей¬ствие - частый случай влияния. Обобщенным эффектом психологическо¬го воздействия относительно человека является изменение его субъектив¬ных характеристик (потребностей, установок, отношений, состояний, мо¬делей поведения и тп.).

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

ВОЗДЕЙСТВИЕ
Близость и/или контакт с источником болезнетворного агента, что может привести к передаче агента или реализации вредных влияний агента. Количество фактора, воздействию которого была подвержена группа или индивид; иногда противопоставляется дозе, т.е. количеству фактора, поступающему в организм или взаимодействующему с ним. Иногда воздействие может быть полезным, а не вредным, например, воздействие вакцин. Процесс, посредством которого определенный агент контактирует с человеком или животным, у которого могут развиться определенные последствия (исход), например, заболевание.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Воздействие
в психологии) — целенаправленный перенос движения, информации или других (в т.ч. материальных) агентов от одного участника взаимодействия к другому. В. может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено В., можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта (или объекта). Л.А. Карпенко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ВОЗДЕЙСТВИЕ
в психологии) – целенаправленный перенос движения, информации или др. (в т. ч. материальных агентов) от одного участника взаимодействия к др. В. м. б. непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (напр., прикосновения или удара), и опосредованным (дистантным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-л. и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено В., можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта (или объекта). Важной особенностью В. в конфликтах является то, что на характер В. и на восприятие его смысла сильное влияние оказывают личностные особенности участников борьбы. Часто В. и его восприятие носят эмоциональный характер. Однако о возможностях оппонента судят не по его заявлениям, а по силе того реального противодействия, которое он оказывает. В. оказывается не только с помощью языка слов, а посредством языка действий.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Воздействие
осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого. При этом в качестве партнеров подобного взаимодействия могут быть как отдельные личности, так и группы разного размера и типа. В социально-психологической науке выделено два основных вида воздействия — прямое (открытое) и косвенное. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к объекту с целью предъявления ему каких-либо требований или предложений. Если в качестве примера взять педагогическое воздействие учителя на учащегося, то следует отметить, что сама специфика профессиональной деятельности педагога, его постоянный и при этом непосредственный контакт с учащимися предполагает необходимость довольно частого использования именно такого типа воздействия. В то же время в некоторых случаях подобная тактика может оказаться недостаточно гибкой и слишком прямолинейной. Порой неоправданно настойчивое применение педагогом прямого воздействия вызывает равное по силе противодействие школьника, создает конфликтную ситуацию, серьезно осложняет взаимоотношения учителя и учащихся. Здесь более эффективным оказывается прием косвенного воздействия, суть которого заключается в следующем. Педагог направляет свои усилия не непосредственно на того, на кого он и стремится в конечном счете оказать влияние, а на его окружение, преследуя цель, изменив обстоятельства жизнедеятельности интересующего его лица, изменить в нужном направлении и его самого. Особенно эффективной такая тактика оказывается в отношении подростков, нередко активно сопротивляющихся любому контролю со стороны взрослого. Так, если учитель по тем или иным причинам лишен возможности добиться желаемого результата путем прямого воздействия на учащихся, он может использовать прием воздействия, например, через референтное лицо. Как правило, у каждого ученика в школе есть один или несколько товарищей к чьему мнению он прислушивается, на чью позицию он ориентирован, другими словами, есть референтные для него лица. Если с помощью специально организованного воздействия на такой референтный круг педагогу удастся превратить его представителей в своих союзников, то и основная задача может быть легко решена. Референтные ученики станут тем «каналом», по которому учителю будет нетрудно осуществлять косвенное воздействие на остальных школьников и в результате добиться необходимого влияния. Как показывают и специальные исследования, и сама жизненная практика, примерно такая же схема выстраивания воздействия (правда, порой иными средствами и с другими целями) осуществляется в группах и организациях, не имеющих отношения к образованию. В то же время всегда результатом воздействия оказывается эффект того или иного влияния — целенаправленного или нецеленаправленного, индивидуально-специфического или функционально-ролевого.
Классическим примером психологического воздействия является влияние на индивида или группу посредством убеждения. Ф. Зимбардо и М. Ляйппе выделили шесть основных, на их взгляд, этапов процесса убеждения.
«Начальный этап — предъявление сообщения адресату. Невозможно обратить внимание на то, что вам не предъявлено. Например, агентство, рекламирующее какой-то товар, может увешать своей рекламой все стены своего офиса, но где гарантия, что люди — тем более, “нужные” люди, — увидят или услышат ее..? Вот почему телевидение проводит рейтинги популярности отдельных программ. Чем многочисленнее аудитория той или иной передачи, тем многочисленнее потенциальная аудитория размещенных в ней рекламных роликов»1.
Однако факт предъявления сообщения сам по себе вовсе не означает, что содержание сообщения дошло до адресата. Достаточно вспомнить тонны рекламных буклетов, которые люди, достав из своего почтового ящика, тут же отправляют в мусоропровод, не читая. Поэтому следующим необходимым этапом убеждения является привлечение внимания к сообщению. Эта задача осложняется тем, во-первых, что человеческое внимание весьма ограничено и, во-вторых, что оно избирательно. Последнее означает, что люди склонны больше «...уделять преимущественное внимание тому из представленных сообщений, которое поддерживает имеющуюся установку, чем сообщению, противоречащему ей»1. Более того, как показывают многочисленные экспериментальные исследования, из целостного сообщения, отражающего различные точки зрения, адресаты склонны выделять аспекты, отвечающие их установкам и игнорировать остальное. Между тем именно изменение изначальной установки, а через нее и поведения, как правило является целью убеждения. По мнению Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, описанные барьеры на пути привлечения внимания можно преодолеть «...в том случае, если аудитория, готовая проигнорировать «чужую» информацию, будет своевременно извещена о двух моментах: 1) о том, что сообщение содержит новые и полезные сведения ... и 2) о том, что изменение мнения сулит выгоды и легко достижимо...»2. При этом существенно важно подчеркивать, что альтернативная точка зрения не просто несет определенные выгоды, но и, по большому счету не противоречит глубинным установкам и ценностным ориентирам аудитории. Также для привлечения внимания к информации, не совпадающей с начальными установками, широко используются такие факторы влияния, как авторитет, благорасположение и социальное доказательство. Вполне очевидно, что соображения об опасности курения для здоровья, высказанные лауреатом Нобелевской премии в области медицины, с куда большей вероятностью привлекут внимание среднестатистического курильщика, чем аналогичные рассуждения какого-нибудь активиста «Партии жизни». Девочки-подростки, которых не сильно волнует проблема профилактики СПИДа, с особым вниманием скорее всего выслушают сообщение на данную тему, если оно исходит от кого-нибудь типа Дэвида Бэкхэма, а заявление: «Свыше 100 миллионов людей во всем мире являются нашими клиентами!» способно привлечь внимание индивидов, прежде всего, склонных к конформизму.
После привлечения внимания необходимо добиться понимания информации адресатом. По образному сравнению Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, «уделить внимание сообщению, смысл которого не вполне понятен, — все равно что съесть порцию сахарной ваты, которая не имеет ни полновесной материальности, ни сколько-нибудь продолжительного значения»3. Результаты многочисленных исследований показали, что «...когда понимание затруднено, снижается и степень изменения установки. ... Следовательно, смысловая внятность — качество обязательное для сообщения. Кроме того, если по какой-то причине сообщение не может быть представлено иначе, как в виде сложном для понимания, наибольшую убедительность такому сообщению может придать письменная форма подачи. ...
Еще одна сторона дела должна приниматься во внимание агентом влияния: это необходимость решить, как именно будет преподнесено сообщение — рационально или эмоционально, стоит ли апеллировать к рассудку или же лучше попробовать сыграть на чувствах слушателя. Одна из ... работ по рекламным стратегиям предлагает делать акцент на рациональной аргументации в том случае, когда предмет сообщения 1) высоко значим для аудитории и 2) имеет высокую степень новизны.... Когда значение информации невелико, предмет знаком публике, а само сообщение будет повторяться снова и снова, предпочтительней эмоциональный подход»4.
Однако самое исчерпывающее понимание адресатом информации, заложенной в сообщении, еще не гарантия его согласия на изменение существующих установок. Более того в ряде случаев оно может усиливать сопротивление воздействию.
Поэтому следующим, пожалуй, ключевым этапом процесса убеждения является принятие вывода, диктуемого сообщением. Принятие вывода зависит от множества переменных, среди которых можно выделить качество аргументации, целенаправленность и личностную значимость сообщения.
«Приводимые в сообщении доводы должны выдержать сравнение с имеющимися у аудитории знаниями, а также суметь “перебросить мостик” между рекомендуемой позицией и уже имеющимися у аудитории установками. Вообще, к веским аргументам относятся те, что кажутся четко сформулированными и неопровержимыми, равно как и содержащими новые данные по обсуждаемой теме. Сообщения, отвечающие упомянутым критериям “качества”, способны оказывать более мощное убеждающее воздействие»1. Из сказанного видно, что качество аргументации во многом обусловлено нацеленностью информации на конкретный адресат, учетом особенностей восприятия, исходных установок и ценностей последнего. Не случайно специалисты в области рекламы прилагают массу усилий для сбора информации о своей «целевой аудитории», используя для этого социологические исследования, фокус-группы и другие методы. При этом высокая степень личностной значимости сообщения для адресата повышает требования к качеству аргументации, поскольку в этом случае люди стремятся как можно более точно и полно уяснить для себя суть дела, прежде чем принять решение. И, напротив, если личностная значимость вопроса в субъективном представлении адресата невысока, он может «не глядя» воспринять весьма поверхностные и малоубедительные аргументы. Последним обстоятельством широко пользовались и пользуются политики определенного толка в целях манипуляции массовым сознанием.
Пятый этап убеждения предполагает закрепление в сознании адресата новой установки, сложившейся в результате принятия выводов сообщения. По мнению Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, однократная передача эффективного убеждающего сообщения «...делает возможными последующие шаги к изменению установки. Впрочем, чтобы обеспечить высокую вероятность осуществления этих предполагаемых шагов, может потребоваться многократное повторение информации.
В одном из экспериментов группе участников показали несколько китайских иероглифов один раз, другой группе — дважды, тогда как прочим группам — по пять, десять и по двадцать пять раз. В течение всего эксперимента участников просили отметить вероятное значение каждого иероглифа на шкале от “плохого” до “хорошего” Выяснилось, что чем чаще демонстрировался определенный раздражитель, тем больше участников эксперимента относили его к “хорошей” части шкалы. Эта зависимость справедлива для самых различных стимулов, включая людей и произведения искусства. Ситуация, когда “простое предъявление вызывает одобрение“, по-видимому, отчасти проистекает из комфорта, присутствующего в чувстве узнавания, встречи с чем-то знакомым и привычным»2.
Данный пример демонстрирует факт положительного влияния на отношение к стимулу не только эффекта узнавания, но и принципа последовательности. Если изначально стимул вызвал позитивную оценку, то и в дальнейшем испытуемые придерживались своей позиции. Именно этим руководствуются рекламные агентства, стремясь вставить один и тот же ролик в каждую телепрограмму и разместить свой щит на каждом километре автомагистрали.
Однако другой эксперимент, целью которого было исследование воздействия принципа последовательности на восприятие и оценку сложных сообщений, показал, что все обстоит не так просто. В рамках эксперимента «студенты колледжа прослушивали магнитофонную запись рассуждения, содержащего восемь вполне разумных доводов. Отдельные группы выслушивали запись один, три и пять раз подряд. ... Как и предполагалось, после трех прослушиваний участники эксперимента более активно выражали согласие с содержанием сообщения, чем после однократного прослушивания»1. Однако, «...убежденность аудитории в своем отношении к сообщению возрастала по кривой от одного до трех повторов, но начала падать, если повторы продолжались и дальше». Очевидно в данном случае после третьего повтора начал действовать эффект пресыщения, суть которого заключается в том, что «...если информация сообщается людям слишком часто, она может им просто-напросто опротиветь»2. Для того чтобы избежать эффекта пресыщения, необходимо дополнять повторяемое сообщение новыми деталями, варьировать акценты, а также временные промежутки между предъявленьями.
Завершающий этап убеждения — это перевод установки в поведение. Наряду с силой, ясностью и субъективной значимостью самой установки, этому в большой степени могут способствовать два обстоятельства — одобрение поведения, опосредованного новой установкой референтными фигурами из социального окружения индивида (а это означает, что наибольший эффект, с точки зрения изменения поведения, дает комбинация прямого и косвенного воздействия) в сочетании с условиями внешней среды благоприятными с точки зрения проявления поведенческой реакции, релевантной новой установке. Последнее обычно реализуется на практике методами социально-психологического тренинга, ролевых и организационно-деятельностных игр и т. п.
Вполне очевидно, что эффективное убеждение как метод воздействия представляет собой многоходовую стратегию, разработка и реализация которой требует высокого уровня социально-психологической компетентности, поведенческой гибкости, терпения и настойчивости. В силу этого на практике используются нередко упрощенные и деструктивные схемы воздействия — от метода «кнута и пряника» в самой примитивной трактовке, до прямого физического принуждения. Это особенно свойственно авторитарным личностям при осуществлении ими руководящих, либо воспитательных функций, и при этом, прежде всего, в корпоративных группировках.
Практический социальный психолог должен в силу своих профессиональных обязанностей, с одной стороны, отслеживать, контролировать и корректировать стихийно возникающие в рамках внутригруппового и межгруппового взаимодействия «каналы» трансляции личностного и ролевого влияния, а с другой стороны, психологически грамотно и технологически выверенно организовывать целенаправленное воздействие как на отдельных членов сообщества, так и на него в целом, добиваясь такого результирующего влияния, которое бы максимально и по направленности, и по интенсивности отвечало коррекционно-поддерживающему психологическому сопровождению конкретной группы или организации.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
572.74 кб

Воздействие музыки на эффективность деятельности операторов персональных компьютеров

Джантемирова Т. Г., Лызь А. Е.
Читать PDF
179.97 кб

Нравственное воздействие руководителя на подчиненных в служебном коллективе

Денисенко Снежана Валентиновна, Казюберда Екатерина Валерьевна
Читать PDF
224.93 кб

Психологическое воздействие: парадигмальные координаты и практика

Черненилов Валерий Иванович
Данная статья ориентирована на предельно общие вопросы исследований психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Читать PDF
242.01 кб

Психологическое воздействие информационной среды на современного человека

Ежевская Татьяна Иннокентьевна
В статье раскрывается проблема психологического влияния информационной среды на современного человека.
Читать PDF
94.76 кб

Творческие поэтические мастерские: воздействие на личность

Оганесян Наталья Томовна
Читать PDF
198.58 кб

Воздействие телевизионной рекламы на сознание младших школьников

Первак В. Е., Лосева А. Н.
Читать PDF
274.24 кб

Психологическое воздействие (насилие) как фактор противоправного поведения (на основе анализа УК РФ)

Еремеев Сергей Геннадьевич
Статья посвящена проблеме правомерности и допустимости применения психологического воздействия.
Читать PDF
378.78 кб

Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в ус

Косарева Ирина Владимировна
Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии.
Читать PDF
378.78 кб

Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в ус

Косарева Ирина Владимировна
Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии.
Читать PDF
172.41 кб

Воздействие современной информационной и медиасреды на «Образ я» подростков

Королева Наталья Николаевна, Богдановская Ирина Марковна, Луговая Виолетта Федоровна
Читать PDF
98.83 кб

Деструктивное воздействие стрессовых факторов на психологические характеристики личности педагога

Глушкова Нина Ильинична
Читать PDF
376.92 кб

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Смелов П. А., Эпштейн Н. Д., Амирханова Р. А.
Читать PDF
0.00 байт

Воспитательное воздействие в современной российской семье и показатели креативности ребенка: роль по

Тихомирова Татьяна Николаевна
Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между фактом участия в воспитании детей представителей второго предшествующего поколения и уровнем развития креативности детей.
Читать PDF
257.40 кб

Специфика лидерства в управлении музыкальным коллективом: суггЕстивноволевое воздействие

Буянова Наталия Борисовна
Рассматриваются специфические функции руководителя художественно-творческого коллектива, существенно отличающиеся от обязанностей руководителя в любой другой отрасли.
Читать PDF
0.00 байт

Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной с

Глебов В. В., Щавырёва Е. В.
В статье представлены результаты исследования влияния социально-психологических факторов на проявление детско-подростковой агрессии в условиях школьной среды.

Похожие термины:

  • ВОЗДЕЙСТВИЕ АБИОТИЧЕСКОЕ

    те виды энергии или свойства предметов, кои не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами, по себе они не полезны и не вредны.
  • Воздействие акмеологическое

    это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на прогрессивное развитие личности или гру
  • Информационное воздействие: правовой аспект

    Распространение информации (представлений, идей, интересов, настроений, чувств и т. д.), ориентированное на изменение правовой психологии и правового поведения объекта воздействия, неразрывно свя
  • АТМОСФЕРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

    Устаревший термин для обозначения общеситуативного воздействия, при котором внешние обстоятельства ("атмосфера") влияют на поведение. Когда термин начинал использоваться, он относился к внешним
  • Профессиональное общение: воздействие авторитарное и диалогическое

    В зависимости от средств выделяют 2 типа психол. воздействия в профессиональном О.: авторитарное (А. в.) и диалогическое (Д. в.). Каждый тип воздействия соответствует разл. задачам, решаемым в процессе
  • Воздействие информационных продуктов на психику человека: эффекты

    Со времен Аристотеля принято выделять 2 противоположных механизма воздействия информационного контента на психику человека: катарсис и антикатарсис. Катарсис предполагает гармонизирующий эффе
  • Воздействие СМИ на человека: уровни

    Исследователи выделяют осн. аспекты влияния СМИ на человека: 1. Причастность человека к огромному информационному потоку, содержащему информацию как межд., так и частного характера, вызывает у чел
  • Воздействие СМИ на человека

    Под воздействием понимается акт О., направленный на достижение того или иного заранее запланированного эффекта. Согласно А. А. Леонтьеву, методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в
  • НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ДЕНЛАПУ

    Относится к приемам поведенческой психотерапии. Денлап (Dunlap K., 1928) выдвинул положение о том, что от "дурной привычки" можно избавиться, если многократно сознательно повторять то привычное дей
  • ДИРЕКТИВНОЕ ГРУППОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЯВУ ДУБРОВСКОГО

    (Дубровский К. М.). Суггестивный прием, реализуемый в бодрствующем состоянии. Методика предложена К. М. Дубровским для «одномоментного снятия заикания». «Снятие заикания» проводится одномоментным
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ХОДЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

    это такое влияние на психику личности, а также групп людей, представителей различных этнических общностей в процессе взаимодействия и взаимоотношений, которое в конечном итоге сказывается на их
  • Информационное воздействие

    Вид социального воздействия, когда нам приходится обращаться к другим людям за информацией о том, как нам следует думать или поступать. Если мы не уверены в своем мнении или выборе наилучшей страт
  • Воздействие в телевизионной коммуникации

    Форма телевизионной передачи может быть реализована как именно воздействие - в 2 вариантах: 1) «Интрига». Здесь цель и задачи телепередачи, а часто и ее эмоциональный фон и действия персонажей остаю
  • Воздействие управленческое на конфликт

    Действие управляющей системы (президента, руководителя министерства или предприятия, совета директоров, руководства партии и т.п.) на участвующие в конфликте стороны (или на одну из них) с целью из
  • Манипулятивное воздействие

    специфический вид воздействия, под которым понимается использование различных способов, средств и при¬емов воздействия на психику человека для изменения его поведения таким образом, что он начи
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

    контактное воздействие, когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (напр., прикосновения или удара)
  • Нормативное воздействие

    Объяснение конформизма как результата желания следовать групповым нормам. Нормативный конформизм чаще всего обусловлен тем, что человек хочет видеть себя в составе группы, а не отдельно от нее.
  • Профессиональное общение: воздействие психологическое

    В процессе профессионального общения (П. о.) возможно проявление воздействия психологического (В. п.), состоящего в изменении психич. регуляторов активности реципиентов (адресатов В. п.). Эти изменен
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ

    дистантное воздействие, когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-л. и ориентирующих воспринимающую систему относит
  • Подпороговое воздействие

    subliminal influence) П. в. - это использование убеждающих тактик, реализуемых на уровне ниже порога сознавания. Термин П. в., несмотря на существование в психол. литературе хорошо определенного понятия П. в.,