Восприятие сказки ВОСПРИЯТИЕ СУБСЕНСОРНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

Найдено 2 определения термина ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Восприятие сложных звуков

Категория. Форма слухового восприятия.

Специфика. Построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Сложные звуки имеют различные источники, в соответствии с чем на первый план выходят те или иные их признаки.

Прежде всего особенности структуры акустического спектра квалифицируются как звуки разного качества (глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие).

Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные повторяющиеся импульсы, когда частота и регулярность этого повторения являются значимыми признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия.

Звуки речи анализируются не только по их значению, но и - на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа - по экспрессивному наполнению.

При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально-звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

англ. perception of complex sounds) - процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника "алгоритму". Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные.

К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим - тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра - мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.

Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. - все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи).

В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантное™ и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности - как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ — 0

Найдено книг по теме ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ — 0

Найдено презентаций по теме ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ — 0

Найдено рефератов по теме ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ — 0

Вы можете заказать написание реферата: