ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОСТРАНСТВА, ВОСПРИЯТИЕ
Совершенно прямое значение – восприятие пространства. Обычно здесь подразумеваются значения 1 и 2 этого термина: 1 – как физическое пространство, окружающее индивида, а 2 – как ощущение пространства, внутри которого человек действует. Этот термин, таким образом, используется довольно свободно, охватывая восприятие глубины, соотношения мест, реального движения, кажущегося движения, личного пространства и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Пространства восприятие
1. субъективное восприятие физического пространства, окружающего индивида, точнее, того, каким образом оно представлено в его сознании. При нарушении такого восприятия возникают явления аллометаморфопсии (см); 2. восприятие пространственных характеристик собственного тела (осознавание соответствующих субъективных представлений). При нарушении этого восприятия возникают явления аутометаморфопсии (см.); 3. ощущение пространства, внутри которого индивид действует. При деперсонализации внеличностное пространство распадается иногда на две несвязанные одна с другой части: первую, которая воспринимается безопасной, как бы личной, собственной, и вторую, которая кажется отдаленной, чуждой и враждебной – диссоциация пространства.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
отражение в сознании человека объективно существующего пространства, формы, величины и взаимного расположения объектов, их удаленности и направления, в котором он находится. В. п. и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. При В. п. участвуют все органы чувств человека, однако наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаза, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые специальными точками сетчатки. В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Обязательными для пространственного зрения являются движения глаз.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г.Гельмгольц, И.М.Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ
образное отражение пространственных характеристик внешнего мира - восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств.
Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства.
Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Восприятие пространства
один из видов восприятия, обеспечивающий отражение пространственных характеристик окружающего мира: удаленность объекта, величину и форму предметов, их взаимное расположение и т. п. В осуществлении данного вида восприятия наиболее значимую роль играет зрительная сенсорная система. В настоящее время принято считать, что В. п. в значительной степени возможно для человека благодаря бинокулярному зрению. Так, удаленность объекта или взаимное расположение предметов воспринимается индивидуумом вследствие измерения угловых величин, осуществляемого мозгом на основе ощущений, поступающих от глазодвигательных мышц. Сближение или расхождение зрительных осей левого и правого глаз (конвергенция и дивергенция глаза) служит источником чувственной информации об удаленности предметов.
Бинокулярное зрение играет весьма важную роль и при восприятии объемных (трехмерных) форм предметов: на сетчатке одного из глаз строится двухмерное изображение предмета, несколько отличающееся от соответствующего на сетчатке другого. Рассогласованность изображений одного и того же объекта на сетчатке левого и правого глаза интерпретируется мозгом как информация о характеристиках пространственных форм предмета. В результате человек способен воспринимать последний объемно. Однако помимо физиологических механизмов существуют и психологические при восприятии объектов реальной действительности. Например, апперцепция, т. е. учет прошлого опыта.
Литература
Величковский Б. М., Зинченко В. П., ЛурияА. Р. Психология восприятия. М., 1973.
Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.
Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М., 1975.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
англ space perception) - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов.
В. п. основано на "измерениях" расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б. Г. Ананьев.)
При В. п. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.
Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Клике) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется 3-е - вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты). См. Аккомодация глаз, Безориентирное поле, Бинокулярное зрение, Восприятия пространства нарушения, Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Иллюзия Луны, Константность восприятия, Макропсия, Микропсия, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Поле зрения, Реафферентации принцип, Стереопсис.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
восприятие и оценка человеком различных пространственных характеристик предметов и явлений, включая форму, величину, глубину, удаленность, место расположения соответствующих предметов и явлений в пространстве. Есть два различных способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих человека предметов и явлений. Один из них используется тогда, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется в том случае, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики и их образ не размещается полностью на поверхности сетчатки глаза.
Восприятие и оценка сравнительно небольшого по величине предмета, образ которого полностью размещается на сетчатке, происходит на основе оценки количества зрительных элементов (рецепторов) – палочек и колбочек, которые покрываются изображением данного предмета на сетчатке: чем больше палочек и колбочек охватывает собой изображение предмета, тем большим по величине кажется человеку воспринимаемый им и соответствующий этому изображению предмет. Если воспринимаемый предмет слишком велик и для полного восприятия его величины или формы требуются движения глаз по поверхности или по контуру предмета, то оценка его величины или формы производится на основе количества работы, выполненной мышцами, управляющими глазами во время их движения по поверхности или по контуру предмета. Чем больше по величине оцениваемый предмет, тем больший объем работы должны будут выполнить мышцы, управляющие движениями глаз, для того чтобы этот предмет был полностью воспринят и правильно оценен. Форма предмета, если он мал и его образ полностью помещается на сетчатке глаза, оценивается по конфигурации палочек и колбочек, которые находятся на границе образа этого предмета. Такие палочки и колбочки реагируют на зрительные стимулы по-другому, чем «не засвеченные» (находящиеся вне изображения предмета на сетчатке) или полностью «засвеченные» (помещающиеся внутри образа на сетчатке) палочки и колбочки. Если предмет слишком велик и для полного восприятия его формы требуется осмотреть данный предмет (обежать его взором по контуру), то вывод о форме данного предмета делается на основании последовательности сокращений и расслаблений глазных мышц в то время, когда глаза человека обегают воспринимаемый предмет по контуру. Глубина пространства, или протяженность воспринимаемых объектов в глубину, зрительно оценивается иначе. Известно, что чем дальше от человека удален какой-либо предмет, тем меньше он ему кажется по размеру, и, наоборот; чем ближе к человеку располагается воспринимаемый предмет, тем большим он ему кажется по размеру.
Соответственно, одинаковые по величине части протяженного в глубину предмета, находящиеся на разных расстояниях от человека, будут казаться ему различными по своим размерам. Данный факт используется при восприятии и оценке протяженности в глубину тех предметов, образ которых полностью размещается на сетчатке. Чем протяженнее воспринимаемый предмет в глубину, тем большей будет разница в величине близко и далеко расположенных от человека частей предмета. Если же воспринимаемый и имеющий значительную протяженность в глубину предмет слишком большой, то для того, чтобы полностью разместиться на поверхности сетчатки глаза, человек вынужден сначала зафиксировать свой взор на ближайшем к нему конце предмета, а затем перевести и зафиксировать его на наиболее удаленном от него конце объекта. Глаз человека при таком перемещении вынужден выполнить определенный объем работы, и по ее количеству можно будет определить протяженность соответствующего объекта в глубину. При фиксации взора на ближайшей и на наиболее удаленной точках воспринимаемого предмета будет также изменяться угол, образуемый зрительными осями, и по его изменению дополнительно можно сделать вывод о протяженности воспринимаемого предмета в глубину. Место расположения предметов в пространстве оценивается так.
Если воспринимаемый человеком предмет по своему размеру достаточно мал и его изображение полностью помещается на сетчатке глаза, то место расположения этого предмета в пространстве оценивается, соответственно, по месту расположения изображения данного предмета на поверхности сетчатки глаза. Такой способ оценки места расположения предметов используется в том случае, если взор человека является фиксированным. Если же человек не в состоянии своим взором полностью охватить пространство, которое занимает предмет, или если тот предмет, расположение которого в пространстве ему необходимо оценить, выходит за пределы части зрительного поля, которая воспринимается неподвижным глазом, то человек вынужден поворачивать свою голову для того, чтобы найти и зафиксировать взором нужный предмет. В этом случае оценка места расположения предмета производится по углу и направлению поворота головы или глаза в сторону искомого предмета относительно первоначального расположения глаза или головы (так называемой главной зрительной оси). См. зрительная ось.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
311.01 кб

К вопросу о восприятии пространства

Карпова Елена Владимировна
Читать PDF
4.65 мб

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Прокопьева Наталья Юрьевна
Статья посвящена изучению особенностей восприятия городской среды.
Читать PDF
104.17 кб

Методы изучения восприятия городского пространства

Бунич Е. А.
Восприятие городского пространства — одна из важнейших категорий, которыми оперируют урбанисты, социологи, географы, психологи и архитекторы.
Читать PDF
83.66 кб

Особенности восприятия пространства в русской сказке

Суслов Андрей Александрович
Анализируются особенности восприятия категории пространства русской сказкой. Особое внимание уделяется аспектам зарождения мира, продемонстрирована связь реального и волшебного сказочного пространства.
Читать PDF
601.68 кб

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Сохацкая Дарья Геннадьевна
Детально анализируется восприятие человеком архитектурной среды, предстающей суммой эмоционально-эстетических знаков, символов и образов, впечатанных в архитектурные объекты.
Читать PDF
1.10 мб

Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми

Лыкова Елена Сергеевна
В статье рассматриваются проблемы изображения пространства детьми. Выделен принцип обучения изображению пространства. Описаны этапы развития передачи пространства в детском рисунке.
Читать PDF
121.57 кб

Восприятие города: Выборг как кросскультурное пространство

Рябова Людмила Константиновна, Валегина Карина Олеговна
В статье рассматривается восприятие городского пространства Выборга, проблемы локальной идентичности его жителей.
Читать PDF
228.82 кб

Уровни восприятия иконы в храмовом и музейном пространствах

Юрикова Алёна Владимировна
В статье рассматривается вопрос об уровнях восприятия иконы как живописного произведения и как церковного предмета поклонения.
Читать PDF
452.75 кб

Онтологические основания социокультурного восприятия пространства

Карпова Е. В.
В статье исследуются онтологические основания социокультурного восприятия простран( ства.
Читать PDF
207.30 кб

Влияние спортивных тренировок на восприятие времени и пространства

Жилина О. А., Асочакова В. А.
Читать PDF
319.99 кб

Наглядные учебные пособия для развития пространственного восприятия

Ким Павел Алексеевич
Рассмотрены физические модели геометрических примитивов, обеспечивающие развитие пространственного восприятия в процессе обучения.
Читать PDF
910.44 кб

УРБАНОНИМЫ КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕМ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Голомидова Марина Васильевна
Статья посвящена описанию полисемиотических комплексов, образованных вербальными и невербальными знаками для символьного означивания фрагментов городского пространства.
Читать PDF
960.89 кб

Архетип центра. Опыт реконструкции архаического восприятия пространства

Борко Т.И.
В статье раскрываются особенности архаического восприятия пространства. Автор анализирует ар-хетип центра в культуре древних народов
Читать PDF
175.97 кб

Психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия

Замазий О. С.
Рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия, также рассмотрены основные понятия и тезисы.
Читать PDF
251.07 кб

Современные теории пространственного восприятия в контексте феноменологии

Добычина Наталья Владимировна
В статье рассматривается формирование пространственных моделей сознания в теоретических построениях классических феноменологических методологий и в современных когнитивных науках.

Похожие термины: