ВООБРАЖАЕМОЕ

Найдено 1 определение
ВООБРАЖАЕМОЕ
одно из понятий, дающее наряду с реальным и символическим представление о психоаналитическом понимании субъекта деятельности.
   Понятие «воображаемое» связано с раскрытием специфической функции Я, формирующейся на стадии зеркала и рассмотренной Ж. Лаканом (1901–1981) в его докладе, прочитанном на ХVI Международном конгрессе по психоанализу в Цюрихе в 1949 г. В этом докладе он высказал мысль о том, что формирование Я символизируется в сновидениях, функция стадии зеркала (в возрасте от 6 до 18 месяцев) представляется случаем функции образа, заключающегося в установлении связей между организмом и его реальностью, и на стыке природы и культуры «только психоанализ сумел распознать тот узел воображаемого рабства, который любовь обречена вновь и вновь развязывать или разрубать». Из теории стадии зеркала вытекало, что один лишь вид целостной формы человеческого тела дает субъекту воображаемое господство над его собственным телом, то есть такое господство, которое является преждевременным по отношению к реальному овладению.
   В дальнейших своих размышлениях о психоаналитическом опыте Ж. Лакан провел различие между реальным, воображаемым и символическим. Вместе с тем он исходил из того, что в психическом аппарате воображаемый и реальные миры находятся в тесном сплетении друг с другом. В соответствии с теорией зеркала субъект предвосхищает завершение психологического развития, это предвосхищение придает свой стиль всякому позднейшему обладанию двигательными функциями, что представляет собой первичный опыт видения себя, где человек в отражении осознает себя другим, чем он есть, «закладывается основное человеческое измерение, структурирующее всю его фантазматическую жизнь».
   Ж. Лакан считал, что механическое подключение сексуального инстинкта кристаллизовано на отношении образов, на воображаемом отношении. Это значит, что либидозное влечение сфокусировано функцией воображаемого. Центральная структура человеческого опыта – это «структура воображаемого порядка». Данная воображаемая функция встречается во множестве различных форм. Однако настройка воображаемого зависит от символической связи между людьми. Собственное Я, функция воображаемого, участвует в психической жизни исключительно в качестве символа. И именно слово, символическая функция, определяет большую или меньшую степень совершенства, полноты, «приблизительности воображаемого». А от отношения к другому зависит то, насколько удовлетворительно структурировано воображаемое.
   Для Ж. Лакана Я – это воображаемая конструкция. Без понимания этого невозможно работать в сфере психоанализа. Для психоаналитика важно иметь в виду то, что понимание Я, как воображаемой конструкции, не умаляет значение Я. Напротив, в этом заключается его достоинство. Не будь Я воображаемым, мы бы не были бы людьми. Вместе с тем это не означает, будто достаточно иметь воображаемое Я, чтобы быть человеком. Можно оказаться тем промежуточным существом, которое называют сумасшедшим. «Ведь сумасшедший как раз и есть тот, кто просто-напросто с этим воображаемым срастается».
   По мнению Ж. Лакана, реальное может включать и одновременно определять положение воображаемого, а «воображаемое может включать в себя реальное и одновременно оформлять его». Что касается символического, то оно отождествляется с языком. В конечном счете проблема заключается «в сопряжении символического и воображаемого при конструировании реального».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.98 кб

А. А. Тахо-годи миф у Платона как действительное и воображаемое

Гудимова С. А.
Тахо-Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб, 1999. С. 536-556.
Читать PDF
326.49 кб

СВЯЗЬ ДВУХ ПРОСТРАНСТВ: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ ЛЮДЕЙ И ТЕРРИТОРИЯ ЗЕМЛИ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

Гаврилова Софья Андреевна
Карты всегда были важной частью материальной культуры, представляя доминирующие в конкретный момент времени пространственные концепции.
Читать PDF
113.94 кб

Наступление воображаемого: воображаемое как феномен культуры

Суворов Николай Николаевич
Природа воображаемого рассматривается как феномен культуры и в его отношении к событию. При этом событие предстает в своей структуре и по-разному представляется.
Читать PDF
87.49 кб

ДЕЛАТЬ «НАРОД»: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖАЕМОЕ И МАТЕРИАЛЬНОСТЬ БАРРИКАД В МЕКСИКЕ И ЛАТВИИ. Резюме

Аренас Иван , Дзеновска Даце
Читать PDF
673.44 кб

Воображаемое сообщество

Фразе Питер
Читать PDF
145.52 кб

Воображаемое пространства ХХI века

Конева Анна Владимировна
Рецензия на монографию Т. Ю. Быстровой «От модернизма к неорационализму: творческие концепции архитекторов XX — XXI веков». В статье анализируется концепция Татьяны Быстровой, изложенная в книге «От модернизма к неорационализму».
Читать PDF
227.08 кб

Медиасреда как пространство культурной практики: борьба за воображаемое

Хайдарова Гульнара Равилевна
Недавно возникшая среда медиакоммуникации является как всякое социальное пространство местом учреждения новых культурных практик, установления властных отношений, утверждения нового типа рациональности.
Читать PDF
559.54 кб

Образ будущего России: социальное воображаемое

Измоденова Н.Н.
В статье анализируются результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования о типах социальных представлений о современном российском обществе и образе будущего России у студентов филиала МАГУ в г.
Читать PDF
225.74 кб

2019.01.001. РОММЕТВЕЙТ К., УАЙН Б. ТЕХНОНАУКА, ВООБРАЖАЕМАЯ ПУБЛИКА И ВООБРАЖАЕМОЕ ПУБЛИКОЙ. ROMMET

Белялетдинов Р.Р., Виноградова Т.В.
Читать PDF
407.92 кб

Воображаемое в философии И. Канта

Кукунина Екатерина Викторовна
Origin, becoming and development of I. Kants something imagined is considered In the article. The author analyzes various connotations of the term «imagination» and makes attempt of an explication of meaning of this concept for I.
Читать PDF
107.00 кб

Воображаемое в контексте философии человека

Каравацкая Оксана Геннадьевна
В статье рассмотрены становление и основные позиции исследования воображения и воображаемого в контексте русской философско-антропологической традиции ХIХ-ХХ вв.
Читать PDF
219.45 кб

Воображаемое прошлое. О памяти и категории прошлого

Шевцов Константин Павлович
В статье анализируются способы философской концептуализации прошлого как одного из темпоральных модусов.
Читать PDF
0.00 байт

Неизбежность идеологии: «Воображаемое» и «Символическое» в пространстве массмедиа

Григорьева Лариса Юрьевна
Политическая напряженность, усиленная технологическими возможностями масс-медиа, определяет актуальность методологической разработки и социально-философской рефлексии оснований идеологии.
Читать PDF
0.00 байт

Восприятие и воображаемое как модусы присутствия

Султанов Константин Викторович, Суворов Николай Николаевич
Исследуется соотношение различных сторон обращённого присутствия. Полученные непосредственные данные восприятия субъективного становятся содержательным пространством воображаемого.
Читать PDF
76.65 кб

Памятник культуры как воображаемая реальность

Суворов Николай Николаевич
Культурное наследие исследуется как воображаемая реальность. Подобная позиция выдвигает особенные требования к анализу артефактов и произведений искусства, взятых в новых координатах и отношениях присутствия и бытия.

Похожие термины:

  • Воображаемое исполнение желаний

    Фрейдистский термин, означающий любое удовлетворение, достигаемое через активацию образа желаемого объекта. К примеру, голодный младенец может временно удовлетворить свою потребность в кормлен
  • Агрессия воображаемая

    агрессия, представленная в фантазиях и сновидениях, но пока что отсутствующая в реальном поведении.
  • Воображаемые товарищи

    imaginary companions). Товарищи, которых выдумывают себе дети, делая при этом вид, что они реально существуют.
  • Воображаемые зрители

    imaginary audience). Характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно обращают на них свое критичное внимание.
  • ВООБРАЖАЕМЫЙ КОМПАНЬОН

    Невидимый" друг, партнер по играм, создаваемый маленьким ребенком, к которому он относится как к реальному. Мифический друг может быть очень ярким, иметь имя, устойчивую индивидуальность, характер
  • ПАРТНЕР ВООБРАЖАЕМЫЙ

    «невидимый» партнер, «не воспринимаемый» участник совместной игры, создаваемый в воображении детей, рассматриваемый ими как реально существующий человек. П.в. характерен для игр детей-дошкольник