ВОЛЮНТАРИЗМ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Волюнтаризм
(от лат. voluntas — «воля») — субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВОЛЮНТАРИЗМ
Метафизическая доктрина, согласно которой произвольность или свободная воля являются главной силой в действительности. Дополнительно по этому вопросу см. свободная воля и детерминизм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Волюнтаризм
(Voluntarismus) (от лат. voluntas - воля). В психологии - точка зрения, которая придает волевым процессам основное значение в «душевной жизни» и в поведении человека. Современная психология тоже ставит волю в основу структуры личности, но здесь речь идет о сознательной человеческой воле, в то время как волюнтаристы имеют в виду «божественную» или «несознаваемую» волю.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Волюнтаризм
школа психологии, основанная Вильгельмом Вундтом, в которой подчеркивалось волевое внимание (апперцепция) и волевое расположение элементов сознания (творческий синтез). Вундт полагал, что экспериментальная психология имеет лишь ограниченную полезность и что высшие психические процессы можно изучать только косвенно, путем натуралистического наблюдения за культурным поведением человека.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ВОЛЮНТАРИЗМ
1. Психологическое учение, согласно которому внутреннюю организованность мышлению и другим познавательным процессам человека придает сила его воли. В. использовался, например, в учении о воле и поведении человека Вильгельма Вундта. 2. В философии – метафизическая доктрина, согласно которой свобода воли является основной силой, управляющей реальной действительностью. См. воли свобода, воля, Вундт Вильгельм, детерминизм, метафизика, мышление.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Волюнтаризм
Словообразование. Происходит от лат. vоluntas - воля.
Категория. Система мировоззренческих установок.
Специфика. В соответствии с ними в основе мироздания усматриваются процессы воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В.Вундт, У.Джемс, Н.Лосский).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВОЛЮНТАРИЗМ
лam. voluntas - воля). 1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу "душевной жизни" и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра. 2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ВОЛЮНТАРИЗМ
течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Волюнтаризм
от лат. voluntas - воля), направление в философии и психологии, признающее волю первоосновой всего сущего, высшим принципом бытия. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у Шопенгауэра. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Термин введен Ф. Теннисом в 1883.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Волюнтаризм
лат. voluntas - воля) - 1. метафизическая доктрина, согласно которой не высший разум, а верховная воля рассматривается как основной прицип бытия и главная сила в действительности. Мир, по А. Шопенгауеру, суть выражение слепой, самодостаточной, непознаваемой и тотальной “воли к жизни”. Из этого выводятся антиинтеллектуализм, индивидуализм, тенденция рассматривать психику исходя из сугубо волевых процессов;. 2. теория, которая в противовес детерминизму (см.) утверждает, что именно индивидуальные цели, выбор, решения и т.п. являются решающим элементом, определяющим социальную деятельность индивида; 3. вообще – тенденция действовать, руководствуясь исключительно субъективными побуждениями, не принимая при этом во внимание иные мотивы и объективные обстоятельства..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. voluntas - воля) -течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму {интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его "воля выше мышления", оформление В. в философское учение произошло в XIX в. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.
В конце XIX - нач. XX в. В. проник в психологию. Основоположником В. в психологии был В. Вундт, название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того, что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности, не м. б. сведена к ассоциации представлений и движений (X. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В., утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную детерминацию. Вундт и Лосский не отвергали качественной разнородности психических процессов. Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлений всегда осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение Вундта об апперцепции как волевом процессе.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВОЛЮНТАРИЗМ
течение в психологии и философии, которое признает волю особо-харизматической силой, лежащей в основе психики и онтологии-бытия в совокупности; согласно концепциям В. волевые акты, практически ничем не детерминируются, но сами по себе продуцируют ход-фазы психических процессов субъекта; концепции о примате воли в бытии, экзистенции возникли в период кризиса античной философии, когда в противовес воле, господствовала концепция о том, что главной динамическо-интеллигибельной силой психики, актов поведения человека, является разум, акты его мышления (ментальные акты); философом, который одним из первых разрабатывал постулаты воли, был Августин (354—430), но четкое-фундаментальное-экспрессивное значение в исследованиях, связанных с механизмами воли, получили концепции Канта, Фихте, Шеллинга. Гегеля, а чуть они позднее они модифицировались в оригинальную систему взглядов у А. Шопенгауэра (гл.труд «Мир, как воля и представление); А. Шопенгауэр абсолютизировал несколько концепцию вопи, он полагал, что воля является бессознательным первоначалом, неким иррациональным феноменом в психических актах субъекта; сторонником В. был выд. нем. философ и психолог В.Вунд, согласно идеям-постулатам которого, психическая детерминация индивида, получает свое высшее-апофеозное выражение, как раз-таки в волевых актах индивида; У.Джеймс, был убежден, что решающую роль в поступке субъекта исполняют-продуцируют механизмы воли, а уже результирующий сам волевой механизм, который репродуцирует субъект в различных ситуациях Джеймс, как самоакт, волевую саморезолюцию индивида предложил обозначить термином (лат. — «Да будет!»); ученые, кот. явл. сторонниками В., истолковывают-дескриптируют механизмы воли, как психоэффект действия, побуждения к действию и тем самым, пропускают мимо внимания присущую индивиду способность к автономному выбору способов, приемов, для реализации им тех или иных программ-целей-задач-проспектов: проблемы же, связанные с онтологической социоустановкой индивида, как правило, сторонниками теории В., не рассматриваются, а сами механизмы воли чаще всего герменевтизируются-дескриптируются (В.Вундт, Н. Лососий, У .Джемс, Э.Фромм, Г.Гадамер), как феномены, как продукт иррационально-интеллигибельных актов субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
247.56 кб

Пятидесятничество: транснациональный волюнтаризм в глобальном религиозном хозяйстве

Мартин Дэвид
Статья посвящена анализу феномена глобального пятидесятничества, которое, вместе с другими харизматическими течениями, является наиболее экспансивной формой протестантизма во многих частях «глобального Юга», в особенности в Латинс
Читать PDF
77.81 кб

Фатализм и волюнтаризм как категории социальной философии

Камалдинова Элионора Шайхутдиновна
В статье анализируются философские категории «фатализм» и «волюнтаризм».
Читать PDF
111.78 кб

Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма

Канарш Григорий Юрьевич
Читать PDF
429.34 кб

Об «Этическом волюнтаризме» ашаризма как о «Традиционной этике» ислама

Насыров Ильшат Рашитович
В научной литературе бытует представление об этической концепции ашаритов, представителей одной из школ калама (исламская рациональная/философская теология) как о традиционной этике ислама.