ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

— представляет собой средство мышления в уме.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Внутренняя речь
вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
вид речи и форма мышления как более или менее четкое мысленное проговаривание слов и фраз; речь минус звук; образы слов и фраз.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

внутренняя речь

речь лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Речь внутренняя
Речевая деятельность, участвующая в процессах мышления и памяти, но не предназначенная для непосредственного общения с другими людьми. Внешне она лишь иногда проявляется микродвижениями речедвигательного и мимического аппаратов.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

речь внутренняя
[language, internal] Определенные слова, используемые при выполнении мыслительных заданий, которые требуют манипулирования символами; потенциальный источник недопонимания между клиницистами и пациентами, системы «внутренней речи» которых отличны друг от друга.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Внутренняя речь
особая, неосознаваемая, Автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно- логических задач. Внутренняя речь является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Речь внутренняя
а) внутреннее проговаривание – «речь про себя»; б) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специальными единицами( код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
особый вид речевой деятельности, речь про себя, для себя, беззвучная. Характеризуется максимальной свернутостью, фрагментарностью. При В.р. наблюдаются мышечные напряжения речевого аппарата (языка, губ, гортани), выявляющиеся при записи миограммы (биотоков мышц). Формируется в старшем дошкольном возрасте.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Речь внутренняя
речь, используемая в процессах мышления, «речь минус звук» (Рубинштейн, 1946), не имеющая обычно законченной, словесно завершенной структуры, как это свойственно внешней речи. Предполагается, что внутренняя речь наиболее тесно связана с процессами мышления. В вербальных галлюцинациях представлена, вероятно, именно эта форма речи.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

внутренняя речь
[internal language] Понимание словесных символов, что исследуется в заданиях, требующих скорее операций с символами, чем собственно владения речью. У многих детей с тяжелым расстройством экспрессивной речи отмечаются признаки относительной сохранности внутренней речи, что проявляется в способности этих детей играть в игры и должным образом использовать игрушки и бытовые предметы, а также в попытках адекватного невербального общения с другими людьми.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Внутренняя речь
Речь, с помощью которой человек мыслит Есть основание полагать, что процесс ее образования совершается только в школьном возрасте. (1.5.7, 124) Способ мышления, внутренний способ поведения, особая форма деятельности детского интеллекта. (1.5.12, 202) Внутренняя речь строится совершенно иначе, чем речь внешняя. В ней иное отношение между физическими и семантическими моментами. Внутренняя речь абстрактна в двух отношениях: а) она абстрактна в отношении всей звучащей речи, т.е. воспроизводит только фонетические черты ее (например: три ррр в слове революция , и б) она аграмматична; всякое слово в ней предикативно. Грамматика ее иная, чем грамматика внешней речи: во внутренней речи значения связываются между собой иначе, чем в речи внешней; слияние во внутренней речи совершается по типу агглютинации. Влияние смыслов: слово в контексте и ограничивается и обогащается; слово вбирает в себя смысл контекстов = агглютинация. Последующее слово содержит в себе предыдущее. (1.1.9, 163) См. Агглютинация, Значение, Мышление, Слово, Смысл

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Внутренняя речь
Автор. Л.С.Выготский.
Категория. Форма речи.
Специфика. Скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико-грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.
Литература. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т. 2, М.: Педагогика, 1982

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
УНУТРАНАЕ МАЎЛЕННЕ / INNER SPEECH– это речь про себя, для себя, механизм речевого мышления, процесс рождения мысли в слове. При проговаривании В. р. предшествует внешней, при слушании– наоборот. В. р. не выполняет функции прямого общения, не имеет внешнего звукового выражения. В. р. отличается тем, что она сокращена, имеет пропуски, хотя и протекает произвольно, но логически полностью не всегда оформляется. В. р. возможна как при отвлеченном, так и при наглядно-образном мышлении. Нередко человек проговаривает про себя то, что думает сказать другим людям. Эта речь часто носит этический оттенок, когда проводятся разбор и оценка собственного поведения, ведется беседа с воображаемым критиком. Высокий уровень развития В. р.– условие повышения психологической культуры. Эксперименты показывают, что при решении сложных мыслительных задач процесс внутреннего проговаривания увеличивается во времени. Отсюда следует вывод: когда учащиеся обдумывают новый и сложный материал, педагог не должен их торопить. Выделяют три вида В. р.: 1) внутреннее проговаривание, сохраняющее структуру внешней речи; 2) внутреннее моделирование внешнего речевого высказывания, текста и их содержания; 3) В. р. как механизм и средство умственной деятельности. В. р. является производной формой внешней (звуковой) речи. Она возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце первого года жизни.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ
форма речи, используемая человеком для организации процесса словесно-логического мышления, а также для того, чтобы контролировать свое поведение и другие познавательные процессы. Р.в. служит средством управления психологическими состояниями человека. На уровне Р.в. возникают команды, которые человек дает самому себе, и которые сам выполняет. Р.в. имеет особую структуру. В ней отсутствуют слова, обозначающие субъект, и имеются только слова, относящиеся к предикату (свойство предикативности внутренней речи). В Р.в. в основном используются сложносокращенные слова (свойство агглютинированности внутренней речи). Полный смысл таких слов понятен только человеку, который ими пользуется (свойство смысловой насыщенности Р.в.). Р.в.-это фактически беззвучная речь. Когда человек обращается к этой речи, он не произносит вслух слова и не производит никаких звуков, которые могли бы восприниматься им или окружающими людьми. Процесс порождения Р.в. представляет собой внутренний процесс, не имеющий каких-либо однозначных и хорошо заметных внешних проявлений. Р.в. является также неосознаваемой. Пользуясь своей внутренней речью, человек не может ее произвольно контролировать и в связи с этим не в состоянии точно сказать, какие слова и фразы он произносит на уровне Р.в. Р.в. практически никогда не применяется как средство обмена информацией или общения людей. Это не значит, что человек не в состоянии передать другим людям то содержание, которое существует на уровне его Р.в. Он может это сделать, однако, не с помощью Р.в. как таковой, а при помощи других разновидностей речи, в частности устной и письменной. Это происходит благодаря тому, что Р.в. может переходить в другие разновидности речи, однако процесс такого перехода также в основном является неосознаваемым. См. агглютинация, предикативность, речь (виды), речь эгоцентрическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ
различные виды использования языка - вернее, значений языковых - вне процесса реальной коммуникации; скрытая речевая активность - вербализация, сопровождающая процесс мышления. В онтогенезе она формируется в процессе интериоризации речи внешней. Ее проявления особенно явны в условиях повышенного умственного напряжения - при решении различных задач, мысленном планировании, чтении текстов "про себя", при заучивании и припоминании. На плане речи внутренней выполняется логическое упорядочение воспринимаемой информации, ее включение в определенную систему понятий; проводится самоинструктирование; анализируются свои действия и переживания.
По своей логико7грамматической структуре, существенно определяемой содержанием мысли, речь внутренняя представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, в группировке с различными наглядными образами и условными знаками. При встрече субъектом затруднений или противоречий его речь внутренняя становится более развернутой и может переходить в монолог внутренний, в речь шепотную или громкую речь, кои проще контролируются логически и социально.
С помощью речи внутренней происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. Она - весьма сложное явление, где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Благодаря ей словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.
Выделяются три основных типа речи внутренней:
1) проговаривание внутреннее - "речь про себя", сохраняющая структуру речи внешней, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения задач мыслительных в затрудненных условиях;
2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, код предметный, значения предметные) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры речи внешней;
3) программирование внутреннее - формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Речь внутренняя
понятие, относящееся к скрытым процессам, связанным у слушающего человека с восприятием и пониманием звучащей речи, а у говорящего - с подготовкой будущего высказывания и «внутр. говорением» без произнесения слов вовне. Среди специалистов существует кардинальное различие в понимании термина Р. в. Нек-рые из них сосредоточиваются на локальном феномене «внутр. говорения», другие обращаются к более широкому контексту, относя к Р. в. круг процессов, связанных с подготовкой будущего высказывания, восприятием слышимой речи, внутр. переработкой, структурированием и хранением речевой информации. Р. в. как внутр. говорение изучал Л. С. Выготский, ее характеристики он выводил из особенностей наблюдаемого у детей феномена - эгоцентрической речи. К особенностям Р. в. относились отрывочность, фрагментарность, сокращенность, непонятность вне ситуации, предикативность (преобладание предикатов), семантическая насыщенность, что давало основание сближать Р. в. с мыслительными процессами. Эта позиция дала толчок для экспериментального развития темы связи Р. в. с мышлением. Проводилась регистрация микродвижений речевых органов (языка, губ, гортани) во время выполнения человеком разных видов мыслительных операций: решения задач разной степени сложности, чтения про себя и т. п. Исследования позволили предположить, что осн. функция скрытой артикуляции при мыслительном процессе заключается в активации мозга и формировании речедвигательных доминант, способствующих осуществлению акта мышления. Др. взгляд на понятие Р. в. развил Б. Г. Ананьев, считая ее особым состоянием, предшествующим говорению. Она строится, полагал ученый, на основе сенсорно-моторных механизмов, включающих слушание и восприятие речи, говорение, зрительные впечатления и проходит 3 фазы: установку на наречение; процесс наречения, использующий предикативные и субстантивные структуры; указательные определения места нареченной мысли в суждении и умозаключении. Понятия внутр. речь и внутр. говорение, по Ананьеву, не тождественны друг другу. Р. в. получила характеристику субъективного языка-посредника, с помощью к-рого замысел переводится во внеш. речь, у Н. И. Жинкина. Она функционирует как сжатый отрезок теста, сгусток к-рого хранится в долговременной памяти. В процессах Р. в. используются элементы универсального предметного кода (УПК), связывающего мышление, речь и действительность. В рамках психолингвистического направления Р. в. рассматривается в контексте разработки психолингвистической модели речепорождения. По мнению А. А. Леонтьева, в процесс порождения включены субъект, предикат и объект. Складываясь из смысловых «вех», программа в той мере содержит смысловые корреляты особенно важных для высказывания компонентов, в какой их взаимоотношение существенно для понимания. Понятие Р. в. разрабатывается также в контексте обобщенной модели речеязыкового механизма. В модели с использованием данных эмпирических исследований описаны осн. блоки внутреннеречевого механизма в нервной системе человека: структуры долговременного хранения следов впечатлений, возникающих в связи с каждым словом («логогены»); «вербальная сеть», реализующая объединенность слов в единую систему; морфологический блок (морфемные и фонетические элементы); грамматические и текстовые стереотипы; блоки функционирования артикуляции и слуховой перцепции, а также динамические процессы, протекающие с включением этих структур. Разработаны подходы к характеристике связи внутреннеречевого процесса с мозговыми структурами. Данный аспект исследования Р. в. лежит в русле совр. когнитивно ориентированных психолингвистических разработок. Лит.: Выготский Л. С. Мышление и речь. Избраннные психологические исследования. М., 1956; Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999; Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968; Ушакова Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М., 2004. Т. Н. Ушакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
англ. implicit speech, inner speech, covert speech) - беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, напр., в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле В. р. - начальный момент порождения речевого высказывания, его "внутреннее программирование" до реализации в устной или письменной речи.
Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л. С. Выготского (1932,1934), она возникает из эгоцентрической речи - разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и др. занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. - речь "про себя и для себя", причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.
Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальный код, отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р. становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.
Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент - зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры (см. Речи органы). По данным электромиографических исследований (см. Электромиография), при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций: тонические (низкоамплитудные) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией речедвигательного анализатора, вторые - с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительных операции, включения в мыслительную деятельность тех или иных образов, индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единую функциональную систему, которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р. (см. Кинестезии речевые) 44и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления. См. Виды речи, Развитие речи детей.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.87 мб

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития.
Читать PDF
1,018.66 кб

Внутренняя речь как форма перехода непроизвольного понимания в свободное владенние языком

Костина И. Б.
В статье представлен генезис понятия "внутренняя речь" с позиций семантического подхода. Внутренняя речь рассматривается как особая форма монолога, возникающая из диалогического общения.
Читать PDF
9.30 мб

Ментальное слово и внутренняя речь: к концепции мышления в схоластических курсах раннего нового врем

Мусхелишвили Н. Л., Вдовина Г. В.