Внимания исследование

Найдено 1 определение
Внимания исследование
в клинической психологии) — совокупность методических приемов и средств, применяемых при изучении внимания. В. и. проводится при профотборе, выявлении готовности к школе и причин неуспеваемости. В клинической психологии диагностика нарушений некоторых свойств внимания позволяет выявить снижение работоспособности, возникающее в результате соматических и психических заболеваний. Используются следующие методики. (а) Методика "Корректурная проба", предложена в 1895 г. Б. Бурдоном, применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Анализу подлежат два показателя: скорость и точность выполнения теста. Быстрый темп выполнения характерен для больных с маниакально-депрессивным психозом в состоянии маниакальности, а медленный — для больных в депрессивном состоянии. Существуют различные модификации теста: тест Тулуза — Пьерона, кольца Ландольта, которые используются для обследования детей дошкольного возраста. (б) Методика "Отыскивание чисел" (таблицы Шульте), используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Анализируется показатель — время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для больных с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для больных эпилепсией, однако, причины замедления темпа у указанных больных различны. Существует модификация этой методики — "черно-красные таблицы", предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964), применяется для диагностики переключаемости внимания. (в) Методика "Кубики Кооса", предложена К. Коосом в 1920 г., с ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Трудности при их выполнении обычно возникают у больных со сниженным интеллектом (олигофрения), больных с органическими заболеваниями и больных с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта. (г) Методика "Куб Линка" используется для исследования устойчивости внимания, эмоциональных реакций, пространственных нарушений. Непонимание инструкции и вследствие этого невозможность выполнить задание характерны для больных олигофренией (средняя ее степень — имбецильность), больных со сниженным интеллектом в результате органических поражений мозга, больных с локальным поражением мозга (левая теменная доля). Нарушения, проявляющиеся в виде увеличение ошибок к концу работы, утомляемости характерны для астенизированных больных. (д) "Доски Сегена" — методика предложена Э. Сегеном в 1866 году, позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
119.59 кб

Виды прайминга в исследованияхвосприятия и перцептивного внимания

Фаликман М. В., Койфман А. Я.
Читать PDF
2.83 мб

Информационное обеспечение исследований параметров внимания человека

Яковенко Р.Ю., Осипович В.С., Щербина Н.В., Яшин К.Д.
Приведены результаты исследований параметров внимания при воздействии звукового стрессогена с использованием модифицированной корректурной пробы «кольца Ландольта».
Читать PDF
712.37 кб

Психологическая специфика исследования внимания и памяти сферы геймеров

Маричева Анастасия Викторовна, Паламар Назар Олегович
С 1997 года начинается история киберспортивных игр. Киберспорт вид спорта, представляющий собой соревнования в виртуальном пространстве, которые моделируются компьютерными технологиями.
Читать PDF
2.27 мб

Объем зрительного внимания при нормальном старении: айтрекинг-исследование

Кроткова Ольга Андреевна, Данилов Глеб Валерьевич, Каверина Мария Юрьевна, Кулёва Арина Юрьевна, Гаврилова Екатерина Вадимовна, Ениколопова Елена Владимировна
Актуальность Изучение адаптивных мозговых перестроек в ходе нормального старения человека актуально как в социальном аспекте, так и в научном.
Читать PDF
384.88 кб

Исследование психофизиологических характеристик внимания в возрастном аспекте

Родин О.В., Колосунин И.А., Седова Д.Г., Мельникова Н.А.
Представлены результаты экспериментального исследования психофизиологических характеристик внимания у лиц разных возрастных групп.
Читать PDF
251.45 кб

Исследование произвольного внимания учащихся старших классов вспомогательной школы

Черных Л. А.
Читать PDF
280.09 кб

Дефицит внимания с гиперактивностью у детей: результаты исследований на Севере России

Грибанов Анатолий Владимирович
В статье представлены результаты изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей на Архангельском Севере, информация о выполненных научных проектах, подготовленных и изданных монографиях.
Читать PDF
255.39 кб

Результаты исследования произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Рябева А. В.
Читать PDF
110.09 кб

Автоматизация исследований свойств внимания человека-оператора в системе «Человек-дисплей»

Новикова Н. М., Александров А. С.
В данной статье рассматривается возможность автоматизации измерения свойств внимания оператора. Внимание измеряется с помощью таблиц Шульте-Платонова. Дано описание программы для автоматизации экспериментов.
Читать PDF
2.37 мб

Наблюдение как метод исследования концентрации внимания детей старшего дошкольного возраста

Худайгулова Галия Раисовна
В статье автор рассматривает наблюдение как метод исследования концентрации внимания детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
363.37 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИТУАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА В ОБРАЗОВАНИИ

Александрова Н.А., Черняева Т.Н.
В статье рассматриваются современные аспекты внимания как важнейшего когнитивного процесса, проблемы, связанные с влиянием информационно-технологической революции на внимание; раскрываются возможности использования новейших междис
Читать PDF
654.34 кб

Клинико-диагностическое значение исследования функции внимания при сахарном диабете у детей и подрос

Пузикова О. З., Афонин А. А.
Читать PDF
936.08 кб

Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв

Мартыновская Ирина Анатольевна, Шорохова Мария Васильевна
В статье отражены результаты исследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
348.39 кб

Российская политика в фокусе внимания Центра стратегических и международных исследований (США): акту

Коротышев Александр Павлович, Голубин Роман Викторович
В статье рассматриваются подходы Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) к внешней и внутренней политике России.
Читать PDF
298.26 кб

Экспериментально-психологическое исследование гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как п

Правило Екатерина Сергеевна
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания рассматривается как отдельный дисрегуляторный патопсихологический синдром.