ВНИМАНИЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ВНИМАНИЕ РАЗВИТИЕ
постепенное совершенствование В., прогрессивное изменение В. по всем или по отдельным его свойствам, в частности, повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объема В. Под развитием В. также понимают переход от более простых к более сложным видам В., от врожденных к приобретенным его свойствам. Развитием В. будет, например, появление у человека социально обусловленного В. и его использование вместе или вместо природного В. Развитием будет и переход от непроизвольного к произвольному В., так как произвольное В. работает лучше, чем непроизвольное. Если человек пользовался в основном только непосредственным В., а затем начал обращаться к опосредствованному В., то это также может рассматриваться как его развитие. Наконец, если у человека средний объем В. был, например, только три единицы, а стал равным пяти единицам, то соответствующий процесс тоже является развитием В. Развитие В. по разным направлениям может идти параллельно, включая одновременное совершенствование всех видов В., и может касаться только отдельных его видов или направлений. Развитие В. может идти естественным путем, по мере взросления человека и накопления им жизненного опыта. Это обычно происходит у всех, нормально развивающихся, здоровых детей в период от рождения до окончания школы. Развитие В. может происходить искусственно, целенаправленно, когда человеком предпринимаются сознательные, продуманные действия, ориентированные на улучшение его В. или В. других людей. Эти два процесса – естественное и искусственное (природное и социальное) развитие В. – имеют много общего и немало различного. Естественное развитие В. идет постепенно, по мере созревания мозга, и является сравнительно медленным процессом. Искусственное развитие В. может представлять собой ускоренный процесс, который обычно связан с выполнением в течение сравнительно короткого времени специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида В. Естественный процесс развития В. приводит к его устойчивым изменениям, а те изменения, которые происходят при искусственном развитии В. человека, не всегда являются достаточно устойчивыми, и их необходимо постоянно поддерживать и закреплять в повседневном жизненном опыте человека. Л.С. Выготский разработал общую теорию развития познавательных процессов человека, получившую название культурно-исторической теории происхождения и развития высших психических функций человека, и применил ее к изучению процесса развития В. у детей дошкольного возраста. В. детей этого возраста в своем развитии, по Выготскому, проходит через следующие шесть стадий. Вначале, сразу после рождения, у ребенка имеется лишь непосредственное В. по отношению к сильно действующим раздражителям, которое проявляется в форме ориентировочного рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребенка вскоре после его рождения появляются первые признаки непосредственного и непроизвольного В. Вторая стадия развития В. начинается с 1,5—2 лет, когда ребенок начинает реагировать на движения взрослого человека, указывающие направление В. (указательный жест, движения головой, движения телом в определенном направлении). В это время он уже выделяет и особым образом воспринимает лицо и голос матери (время появления комплекса оживления). В среднем данная стадия развития В. занимает от полутора-двух месяцев до шести-семи месяцев. Третья стадия развития В. связана с началом использования самим ребенком его телодвижений и произносимых им звуков для управления В. взрослых людей. Для того чтобы привлечь В. взрослого человека к чему-либо такому, что в данный момент времени интересует самого ребенка, он или произносит какие-либо звуки, или поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или же просто протягивает к нему руки, тем самым управляя вниманием рядом находящегося взрослого человека. В четвертой стадии развития В. (от 1—1,5 до 3—4 лет) ребенок, активно осваивая речь, начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова, связанные с регуляцией его В., а также сам приступает к использованию речи для управления В. окружающих людей. Пятая стадия развития В. характеризуется тем, что ребенок (от 3—4 до 5—6 лет) начинает использовать речь для управления собственным В. На этот период развития В. приходится появление у ребенка особой формы речи, которую Ж. Пиаже назвал эгоцентрической речью, и на этот же период жизни приходится начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и В. не только ребенка, но и взрослого человека. Шестая стадия развития В. ребенка характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное и опосредствованное В., регулируемое с помощью достаточно развитой внутренней речи. Это происходит уже в возрасте старше 5—6 лет, т. е. непосредственно перед поступлением ребенка в школу. См. Выготский Лев Семенович, деятельность ориентировочно-исследовательская, комплекс оживления, культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций человека, рефлекс ориентировочный, речь внутренняя, речь эгоцентрическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
652.44 кб

Проблема развития внимания старших дошкольников

Куркина Екатерина Александровна
В статье анализируется проблема развития внимания старших дошкольников.
Читать PDF
230.09 кб

Роль внимания в развитии познавательных процессов

Ерусева О. В.
В статье даётся характеристика внимания как одного из составляющих познавательного процесса, рассматривая каждый компонент внимания в совокупности с возрастными особенностями младших школьников.
Читать PDF
949.44 кб

Специфика развития внимания у старших дошкольников

Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна
В статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания.
Читать PDF
353.14 кб

Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания

Карабанова Ольга Александровна
Автор рассказывает о том, какие психолого-педагогические вопросы сегодня решают представители академических школ, каковы основные проблемы, какова логика движения и развития в направлении внедрения новых образовательных технологий
Читать PDF
405.62 кб

Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка

Богданова Оксана Юрьевна
Статья посвящена актуальной проблеме формирования внимания младших школьников с использованием психолого-педагогических методов на уроках русского языка.
Читать PDF
473.79 кб

Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания

Золотая Ирина Георгиевна
В статье рассматривается понятие внимания, виды внимания, свойства внимания, возможности развития внимания с помощью упражнений. Автором предлагаются дидактические игры, которые способствуют развитию внимания.
Читать PDF
229.62 кб

К вопросу о развитии внимания и памяти у младших школьников с дисграфией

Е. О. Мироевская
Читать PDF
214.70 кб

О факторах риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Тибекина Л.М., Фефелкина Н.С.
Читать PDF
242.02 кб

Спортивно-оздоровительный туризм как средство развития внимания у пожилых людей

Филиппова Е.В.
В статье рассматриваются особенности внимания в пожилом возрасте. Представлена динамика развития внимания средствами спортивно-оздоровительного туризма. Даётся обоснование результатов экспериментальных исследований.
Читать PDF
260.23 кб

Интеллектуальное развитие дете й 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью

Безруких М. М., Логинова Е. С.
С помощью теста Векслера выявлялись особенности интеллектуального развития детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Читать PDF
957.33 кб

Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания

Оконешникова Алина Васильевна, Чапогир Лидия Степановна
В статье написано о внимании младших школьников, и как развивать их произвольное внимание с помощью ряда упражнений.
Читать PDF
424.30 кб

Особенности развития памяти и внимания у младших школьников Московской агломерации

Сабанин Павел Валерьевич
В статье отражены результаты исследования произвольной памяти и произвольного внимания у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской и городской местности Московской агломерации.
Читать PDF
738.69 кб

Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания

Волокитина Т. В., Тихонова О. Н., Гринюк Н. В.
Проведено изучение психомоторных функций у детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания.
Читать PDF
299.30 кб

Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитие речи

Феофилатова Ксения Дмитриевна
В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.
Читать PDF
159.27 кб

Асфиксия как фактор риска развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

А. Р. Мубаракшина
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой самую распространенную форму хронических поведенческих нарушений детского возраста.

Похожие термины:

  • Внимания развитие

    развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Начальным этапом В. р. можно считать самые ранние о