ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Произвольное внимание
один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

внимание произвольное

разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении, обьекте в результате его самонастройки; оно требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
основное качество внимания взрослого здорового человека. «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил»,— писал К. Маркс (т. 23, с. 189).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания невозможно осуществлять длительную и планомерную деятельность.
Обычно принято различать следующие свойства внимания: концентрация (или сосредоточенность), объем, распределение, переключение и устойчивость.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Произвольное внимание
Произвольное внимание с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется в результате изменения и перестройки всего процесса под влиянием внешних стимулов-средств. (6.1, 401) Произвольное и непроизвольное внимание относятся друг к другу так, как логическая память к мнестическим функциям или как мышление в понятиях к дологическому мышлению. (6.1, 401) Произвольное внимание характеризуется раньше всего умением произвольно отметить фигуру и фон. Если я умею видеть вещь только таким способом, какой диктуется структурой этой вещи, то мое внимание максимально непроизвольно. Если же я умею видеть вещь так, что я могу любой элемент этой вещи сделать центром, фигурой, а все остальное фоном, то мое внимание становится максимально произвольным. (7.1, 260 – 261) См. Внимание

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.08 мб

Роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника

Сабанин П.В.
В статье отражены результаты исследования словесно-логического и произвольного внимания и их взаимосвязи у детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
184.97 кб

Показатели частоты альфа-ритма и произвольного внимания у восьмилетних детей

Плотникова Марина Васильевна, Турбасова Наталья Вячеславовна
Существует взаимосвязь между созреванием мозга и становлением высших психических функций. Индивидуальные особенности произвольного внимания находятся в тесной связи с функциональными особенностями нервного субстрата.
Читать PDF
957.33 кб

Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания

Оконешникова Алина Васильевна, Чапогир Лидия Степановна
В статье написано о внимании младших школьников, и как развивать их произвольное внимание с помощью ряда упражнений.
Читать PDF
251.45 кб

Исследование произвольного внимания учащихся старших классов вспомогательной школы

Черных Л. А.
Читать PDF
349.58 кб

Произвольное внимание у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией

Поляков Владимир Матвеевич, Колесников Сергей Иванович, Долгих Владимир Валентинович, Ильин Владимир Петрович, Рычкова Любовь Владимировна
Исследовались процессы внимания, от состояния и уровня развития которых зависит эффективность когнитивной деятельности, у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ).
Читать PDF
738.69 кб

Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания

Волокитина Т. В., Тихонова О. Н., Гринюк Н. В.
Проведено изучение психомоторных функций у детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания.
Читать PDF
293.49 кб

Развиваем произвольность и внимание - важнейшие новообразования дошкольного возраста

Денисенкова Н.С., Нисская А.К.
Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и п
Читать PDF
191.07 кб

Эффективность произвольного внимания у школьников с разным профилем моторной асимметрии

Медведев Илья Николаевич, Никишина Нина Алексеевна
У школьников с правополушарным типом моторной асимметрии изучалась роль зрительных, слуховых и кожных сенсорных зон коры правого и левого полушария в структуре функциональных систем реализующих процессы внимания.
Читать PDF
255.39 кб

Результаты исследования произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Рябева А. В.
Читать PDF
421.18 кб

Формирование навыков произвольной саморегуляции и концентрации внимания у первоклассников

Кутанов В.А., Митяева Л.В.
Читать PDF
615.80 кб

Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания

Грибанов А. В., Канжина Наталья Николаевна
В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем развития произвольного внимания, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических ис
Читать PDF
569.22 кб

Проблемы мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом

Сема Анастасия Викторовна
В статье рассмотрены проблемы в развитии мелкой моторики и внимания у обучающихся с детским церебральным параличом. Обследование обучающихся с детским церебральным параличом.
Читать PDF
728.43 кб

Развитие произвольного внимания в онтогенезе у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией

Поляков Владимир Матвеевич, Колесников Сергей Иванович, Рычкова Любовь Владимировна, Прохорова Жанна Владимировна, Бердина Ольга Николаевна, Домашенкина Анастасия Сергеевна, Ярославцева Ирина Владиленовна, Конопак Игорь Александрович
Проведено исследование динамики показателей произвольного внимания в онтогенезе у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ) и здоровых лиц в возрасте от 10 до 18 лет.
Читать PDF
164.90 кб

Характеристика произвольного внимания у больных артериальной гипертензией с различным уровнем вазоди

Толстова Екатерина Анатольевна, Черный Валерий Станиславович, Александров Михаил Всеволодович
Проведено сопоставление параметров произвольного внимания и степени сохранности функции эндотелия у больных с артериальной гипертензией.
Читать PDF
936.08 кб

Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв

Мартыновская Ирина Анатольевна, Шорохова Мария Васильевна
В статье отражены результаты исследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Похожие термины:

  • Внимание произвольное или целенаправленное

    сосредоточенность на деятельности, требующая осознанных усилий со стороны индивида. Из психопатологии известно, что этот вид внимания нарушается при психическом расстройстве в первую очередь.