ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Визуальное мышление
Словообразование. Происходит от лат. visualis - зрительный.
Категория. Форма мышления.
Специфика. Творческое решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
один из познавательных процессов, направленный на информационную подготовку и принятие решения. В. м. осуществляется посредством либо целенаправленных действий, либо неосознаваемых операций, таких как манипулирование образами, их трансформация, «умственное вращение» и др. Эти операции осуществляются как с первичными, так и со вторичными образами и их предметными значениями. Продуктом В. м. является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение структурированным и видимым. В. м. играет большую роль в деятельности операторов, особенно на этапах перехода от знаково-символических информационных моделей к реальной предметной ситуации, построению ее образно-концептуальных и проблемных моделей.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Визуальное мышление
(от лат. visualis — «зрительный») — одна из форм мышления, проанализированная Р. Арнхеймом. В качестве основы для ее выделения послужила способность человека решать творчески проблемные задачи, связанные с образным моделированием. Составными элементами данной формы выступают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В. м. наиболее развито у художников, архитекторов и дизайнеров.
В настоящее время существует предположение о том, что пространственные задачи более сложны для человека, поэтому они требуют участия лобной боковой коры обоих полушарий, в то время как для решения вербальных задач достаточно работы только боковой коры левого полушария.
Среди отечественных психологов проблемами визуального, пространственного, мышления занимались Л. С. Выготский («инструментальный, технический, практический интеллект»), С. Л. Рубинштейн («наглядно-действенное и наглядно-образное мышление») и др.
Литература
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МЫШЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЕ
англ. visual thinking).
1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (предоглавления, воображения). Описано, напр., в работе А. Р. Лурия "Маленькая книжка о большой памяти" (1968).
2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью по отношению к объектам отражения. М. в. продолжает и завершает процесс обобщенного отражения сущностных особенностей объектов, который был начат мышлением наглядно-действенным и наглядно-образным. Исходные основания этого отражения содержатся в предметном содержании внешних перцептивных и опознавательных действий и в уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов. Результирующая часть этого процесса отражения (М. в.) включает такую форму внутренних викарных перцептивных действий, которая позволяет преобразовывать выделенное предметное содержание в динамическую систему функций объектов или их частей.
Если на более низких уровнях отражения (при мышлении наглядно-действенном и наглядно-образном) викарные перцептивные действия используются для актуализации и преобразования известного - образов памяти при опознании и предметно-понятийных образов при формировании концептуальной модели, то на уровне М. в. эти действия направляются на определение неизвестного - структуры функциональных связей и отношений реальных или идеальных объектов. Благодаря ма-нипулятивной способности зрительной системы могут создаваться и преобразовываться взаимодействия элементов концептуальной модели, воспроизводиться структура внутренних связей и общая динамика функциональных отношений элементов, объединенных в целостную систему.
Обобщение средствами викарных перцептивных действий может осуществляться на широкой основе. С их помощью выявляются границы устойчивого функционального взаимодействия элементов, устанавливается соподчиненность функций элементов, направление, интенсивность и общая динамика функциональных изменений. В свете подобного отражения элементы характеризуются не предметными свойствами, а процедурными особенностями изменений их состояний. Установлением связи элементов процедурного вида воспроизводится действительный "природный" процесс функционирования объектов отражения по их собственным естественным законам. Одновременно функции элементов приобретают "операциональный смысл", из которого могут извлекаться принципы осуществления адекватных практических действий с объектами в реальных условиях. Определение наиболее значимых и специфических функций элементов, устойчивых функциональных связей изменяет и характер манипулятивных действий. С ориентировки и исследования они перестраиваются на более направленное и избирательное выполнение. Происходит как бы функциональная специализация манипулятивных действий, аналогичная той, которая прослеживается в генетическом развитии, когда сформированные "образы вещей" и "образы связей вещей" превращаются в "образы действий" с ними. М. в. проявляется в наибольшей степени в творчестве архитекторов, режиссеров, дизайнеров, скульпторов и др. представителей творческих видов деятельности; оно также проявляется в диагностике и управлении состоянием сложных систем, особенно при выведении их из нештатных режимов работы и аварийных состояний, при принятии стратегических решений, в научной разработке теоретических схем и концепций. (В. М. Гордон.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
150.32 кб

Понимание визуального мышления

Крюкова Светлана Анатольевна
Статья посвящена исследованию понятия визуального мышления в трудах различных ученых, раскрывается понятие «мышление», «визуальность».
Читать PDF
241.35 кб

Развитие визуального мышления в современной культуре

Ткаченко Ольга Николаевна
В статье рассмотрена специфика вербального и визуального типов мышления, особое внимание уделено выявлению возможностей каждого типа мышления для выражения и фиксации мыслей, для решения творческих задач.
Читать PDF
988.43 кб

Развитие визуального мышления учащихся средствами ИКТ

Гаряев А. В., Гаряева Т. П.
Читать PDF
270.87 кб

Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление»

Ваткова Ольга Анатольевна
B качестве организационной формы развития визуального мышления предложен тренинг, работающий на основе когнитивно-визуальных технологий. Скетчноутинг рассматривается как одна из указанных технологий.
Читать PDF
403.04 кб

Виртуальное и визуальное мышления на уроках математики

Побокин Павел Анатольевич
В настоящей статье проанализированы такие понятия, как виртуальное и визуальное типы мышления. Статья освещает основные результаты применения виртуальных обучающих программ на уроках математики.
Читать PDF
1.22 мб

Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления

Кондратенко Ольга Анатольевна
Анализируется развитие визуального мышления как проблема педагогической психологии. В качестве психологического условия развития визуального мышления студента педагогического вуза предлагается инфографика.
Читать PDF
156.60 кб

Возможности визуального мышления в гуманитаризации инженерного образования

Смирнова Татьяна Владимировна
В статье рассматривается концепция визуального мышления, ее возможности в совершенствовании навыков инженерного творчества.
Читать PDF
236.23 кб

Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании

Полякова Евгения Вадимовна
Рассматривается проблема восприятия информации посредствам визуального мышления, дается анализ процессов сопровождающих интериоризацию и воспроизведение полученной информации, разграничиваются понятия «визуализация информации» и «
Читать PDF
251.03 кб

Клиповизация мышления у молодежикак следствие развития визуальных коммуникаций в сми

Симакова Светлана Ивановна
Почему изучению феномена «клиповое мышление» уделяется всё больше внимания в различных научных направлениях, включая и науку о журналистике?
Читать PDF
139.05 кб

Возможности применения метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студентов

Ваткова О.А.
Обсуждается возможность использования метода пиктограмм в исследовании визуального мышления студента педагогического вуза. Приводится теоретическое обоснование применения данного метода.
Читать PDF
276.45 кб

Развитие визуального мышления у учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства

Григорьева Стелла Георгиевна, Соколова Светлана Георгиевна
Статья посвящена вопросам комплексного развития визуального мышления детей.
Читать PDF
206.70 кб

Развитие визуального мышления при формировании профессиональных компетенций студентов колледжа

М. В. Клячина
Читать PDF
740.42 кб

Реализация технологий развития визуального мышления студентов в условиях когнитивного тренинга

Ваткова Ольга Анатольевна
Анализируются широко распространенные в медиа-культуре способы визуального преобразования текстовой информации: инфографика, скетчноутинг, «облако слов».
Читать PDF
680.50 кб

Роль компьютерных средств в формировании визуального мышления учащихся при обучении математике

Жусанова Гульмира Бекежановна
В статье рассматривается вопрос о применении компьютерных средств на уроках математики с целью формирования визуального мышления учащихся. Определено понятие визуального мышления, выделены типы визуальных учебных материалов.
Читать PDF
406.06 кб

Образовательные технологии, развивающие визуальное мышление, в преподавании биологических дисциплин

Цаценко Людмила Владимировна
В статье рассматриваются вопросы визуального мышление и образовательных технологий. Отмечено значение визуального мышления в процессе обучения в вузе, определены основные его функции.