ВИММЕРА-ШТЕРНА СИМПТОМ Вина невротическая

ВИНА

Найдено 11 определений термина ВИНА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Вина

Guilt). Осознание человеком того, что он отклонился от важных ролей, с помощью которых он сохраняет отношения с другими.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий к книге «Теории личности»

Вина

Guilt). Чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий к книге «Теории личности»

Вина

это эмоциональное состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психофизиология состояний человека: терминологический словарь

ВИНА

причастность личности к совершению общественно опасного противоправного деяния, игнорирование личностью общественных интересов, влияет на характер наказания за содеянное.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ВИНА

Эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он нарушил моральные нормы. Большинство авторов определяет эмоциональное состояние как вину только тогда, когда индивид придерживается инериоризированных моральных норм общества; таким образом, это различается с простым страхом наказания со стороны внешних источников – вина, по сути, самонаказание. Следует различать со стыдом, при котором знание о проступках других является важной частью понятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ВИНА

в праве) – необходимое условие привлечения к ответственности. Существуют две формы В.: умысел и неосторожность. В уголовном праве преступление, совершенное умышленно, как правило, наказывается более строго. Отсутствие В. исключает уголовную ответственность. В гражданском праве форма В., как правило, не влияет на размер имущественной ответственности. В исключительных случаях допускается ответственность при отсутствии В. (напр., за вред, причиненный источником повышенной опасности).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

Вина (чувство вины)

эмоциональное состояние, при котором человек осознает, что он совершил что-л. отрицательное и переживает это, сожалея, упрекая себя в поступке. Может сочетаться со стыдом, страхом быть наказанным за содеянное, чувством бессилия исправить случившееся. Реакция окружающих, как правило, положительная (удовлетворение, уважение, сочувствие, сострадание), реже – недоверие, оценка возникшего чувства вины как недостаточного по отношению к объему нанесенного вреда. Ср. раскаяние, угрызения совести, чувство вины.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

ВИНА

Guilt; Schuld) - в аналитической психологии данное понятие используется в качестве психологической, а не моральной или юридической категории. Здесь важен сам факт переживания чувства вины, которое может иметь объективные основания или не иметь их.

Юнг пользуется термином "коллективная вина", противопоставляя ее вине "личной". Правда, Юнг не утверждает, что чувство личной вины возникает единственно из личностных обстоятельств индивида; непременно имеет место и архетипический фактор. Аналогично коллективная вина может проявляться и на индивидуальном уровне. Коллективную вину можно сравнить с роком, проклятием, бедствием или с чувством оскверненности. В качестве примера Юнг говорит о чувствах немцев, не нацистов, после окончания Второй мировой войны и разоблачения преступлений Гитлера против человечества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь аналитической психологии

Вина

1. проступок, провинность, преступление; 2. чувство личной ответственности за указанные в п.1 отклонения в поведении; 3. причина, источник (чего-либо нежелательного, неблагоприятного); 4. субъективно тягостное чувство неспокойной совести с потребностью в раскаянии, наказании со стороны других людей и самонаказании, возникающее при осознании индивидом того, что он нарушил какую-то серьезную норму морали или права - в отличие от чувства стыда, при котором нормы морали и права не усвоены в должной степени и индивид не боится своего собственного суда, он боится лишь осуждения со стороны других людей в случае, если они узнают о его неблагововидном поведении; 5. в психопатологии - болезненное чувство вины, феноменологически аналогичное или идентичное упомянутому в п. 4, возникающее, как принято считать, исключительно при меланхолической депрессии и которое является или а) аутохтонным, совершенно необоснованным, то есть связанным с надуманными, воображаемыми проступками, или б) обыденными ошибками и промахами, возведенными пациентом в степень тяжелого, непростительного прегрешения. Так, пациент обвиняет и не может простить себя за то, что однажды в детстве он украл у кого-то в гостях конфету и тайком ее съел. При других формах депрессии чувство вины, предположительно, выражено лишь в той степени, в какой представлен тоскливый компонент депрессии. Чувство вины может возникать и у людей, переживающих ситуацию горя, в том числе и болезненную реакцию горя, но в этом случае оно, чувство вины, бывает представлено обычно на втором-третьем плане и возникает большей частью потому, что задним числом едва ли всякому человеку представляется, что он имел реальную возможность предотвратить несчастье, но по своей беспечности или занятостью делами упустил благоприятный для этого момент либо, полагаясь на «везение», не пожелал ею воспользоваться; 5. индийский музыкальный инструмент..

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ВИНА

guilt) Психоанализ имеет дело не с фактом вины, а с чувством вины, т.е. с ЭМОЦИЕЙ , которая следует за нарушением морального предписания. Более характерно для психоанализа иметь дело с НЕВРОТИЧЕСКИМ чувством вины, т.е. с теми ощущениями своей виновности, которые нельзя объяснить с позиций нарушения сознательных ценностей пациента. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ , невротическое чувство вины возникает в результате конфликта между СУПЕР-ЭГО и ИНФАНТИЛЬНЫМИ сексуальными и агрессивными желаниями (см. СЕКС и АГРЕССИЯ ), причем этот конфликт представляет собой интернализованное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и увековечение конфликтов между ребенком и его родителями (см. также ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ). Положение, однако, осложняется тем, что, по теории, Супер-эго черпает свою энергию из собственной АГРЕССИИ ребенка; в результате этого на чувство вины оказывает прямое влияние степень выраженности агрессивных чувств индивида, которые он направляет на самого себя в моральном осуждении.

Вина отличается от ТРЕВОГИ тем, что:

а) тревогу испытывают по отношению к чему-то пугающему в будущем, тоща как вина ощущается в отношении уже совершенного действия; и

б) способность переживать вину зависит от способности интернализовать объекты, тогда как способность испытывать тревогу с этим не связана; животные и младенцы могут испытывать тревогу, но только лица, осознающие время и других людей, могут чувствовать вину. Невротическую вину и тревогу можно легко спутать вследствие того, что невротическое чувство вины ассоциируется со страхом наказания и возмездия.

Аналитики, которые верят в наличие врожденного деструктивного инстинкта, неизбежно верят и в неотъемлемое от него чувство вины, идущее от осознания желания разрушить то,что любимо, и бросить вызов тому, от чего одновременно зависят.

Все ЗАЩИТЫ , используемые для уменьшения тревоги, могут быть использованы и для уменьшения чувства вины, но одна защита, РЕПАРАЦИЯ , - попытка компенсировать тот воображаемый вред, который якобы был нанесен, - используется только для уменьшения чувства вины.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

ВИНА

состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

   В психоанализе речь идет прежде всего о чувстве вины. На возникновение этого чувства психоаналитики смотрят иначе, чем многие представители академической психологии, этики и права. Последние считают, что виновным является тот человек, кто нарушил установленные в обществе предписания, совершил проступок или преступление. Психоаналитики исходят из того, что чувство вины может возникнуть у человека как вследствие осуществления им преступного или противомо-рального деяния, так и вследствие имеющегося у него соответствующего намерения. Клинический психоанализ имеет дело с невротическим чувством вины, возникающим на почве внутрипсихических конфликтов, разыгрывающихся в душе человека.

   З. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению вопроса о происхождении чувства вины и сознания вины. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) он показал, что чувство вины у человека может существовать до свершения им проступка. Оно не возникает из проступка. Напротив, сам проступок совершается потому, что человек до этого испытывал чувство вины. Основываясь на клинической практике и анализе художественных произведений, З. Фрейд пришел к выводу, что таких людей можно назвать «преступниками вследствие сознания вины».

   Говоря о происхождении первоначального бессознательного ощущения чувства вины, З. Фрейд исходил из представления, согласно которому источником возникновения этого чувства является эдипов комплекс (эротическое влечение мальчика к матери и враждебное чувство к отцу). Чувство вины – это реакция на два преступных замысла: убить отца и иметь кровосмесительную связь с матерью. В основе данного чувства лежат исторические события, имевшие место в далеком прошлом, в первобытной орде, о чем З. Фрейд писал в работе «Тотем и табу» (1913). Согласно его гипотезе, убийство первобытного отца сыновьями породило у них последующее раскаяние и привело к возникновению сознания вины. Это, по словам З. Фрейда, «творческое сознание вины» существует и у современного человека. Оно действует как покаяние в совершенных преступлениях и как мера предосторожности против новых преступных деяний. У невротиков же сознание вины покоится не на фактических поступках, а на психической реальности, на тех мыслях, чувствах и фантазиях, которые овладевают человеком и воспринимаются им как нечто запретное, постыдное, социально неприемлемое.

   В трудах позднего периода З. Фрейд развил свои представления о чувстве вины. В работе «Недовольство культурой» (1930) он назвал сознанием вины то напряжение, которое возникает в психике человека между Сверх-Я и Я. В качестве двух источников чувства вины им рассматриваются страх перед авторитетом и позднейший страх перед Сверх-Я (требованиями совести). Страх перед авторитетом заставляет человека отказываться от удовлетворения своих влечений, в результате чего у него не остается чувства вины. Отказ от влечений, обусловленных страхом перед Сверх-Я, не устраняет чувства вины, так как от совести невозможно скрыть запретные желания. С психоаналитической точки зрения, человек оказывается как бы обреченным на «напряженное сознание виновности».

   З. Фрейд не отказался от ранее выдвинутой им гипотезы о происхождении чувства вины. Напротив, исходя из того, что человеческое чувство вины было приобретено вместе с убийством праотца сыновьями, он пришел к следующему заключению. Склонность к агрессии против отца повторяется в последующих поколениях. Чувство вины усиливается при подавлении агрессии и перенесении ее в Сверх-Я. Не имеет значения, произошло ли убийство на самом деле или от него воздержались. «Роковая неизбежность» чувства вины обнаруживается в обоих случаях, поскольку, как полагал З. Фрейд, это чувство является выражением амбивалентного (двойственного) конфликта в человеке, обусловленного «вечной борьбой между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти».

   Изучение неврозов способствует пониманию отношений между чувством вины и сознанием вины. С точки зрения З. Фрейда, при неврозе навязчивых состояний чувство вины навязывается сознанию и играет значительную роль в жизни больного. В случае иных неврозов оно остается неосознанным, находит свое выражение в бессознательной потребности в наказании. Чаще всего чувство вины ощущается в качестве некой тревоги, так как оно является разновидностью страха. В процессе анализа одни пациенты принимают интерпретации, касающиеся их чувств вины, в то время как другие полностью отвергают их, чувствуя себя не виновными, а больными. Нередко чувство вины может проявляться в виде сопротивления выздоровлению.

   Представления З. Фрейда о чувстве вины, страхе и тревоге получили свою дальнейшую разработку у ряда психоаналитиков. Так, для К. Хорни (1885–1952) тревожность стала динамическим центром неврозов, а главным источником невротической тревожности – имеющиеся у человека враждебные побуждения различного рода. Согласно ее позиции, нашедшей отражение в работе «Новые пути в психоанализе» (1939), нельзя ни утверждать, что неспособность соответствовать строгим моральным стандартам Сверх-Я «порождает подлинные чувства вины», ни заключать из наличия чувства вины, что «их источником является подлинная вина». Если З. Фрейд считал бессознательные чувства вины препятствием к излечению тяжелых неврозов, что нашло отражение в его концепции негативной терапевтической реакции, то К. Хорни полагала, что в процессе анализа следует обратить внимание на природу невротических самообвинений, мешающих невротику понять реальные недостатки, и тех уловок, которые препятствуют излечению пациента, полагающего, что сами терзания совести делают его лучше других.

   С точки зрения представителей экзистенциального психоанализа, включая Л. Бинсвангера (1881–1966) и М. Босса (р. 1904), страх и тревога внутренне присущи человеку, а осознание им своей виновности необходимо для его «нового рождения». Согласно Р. Лэйнгу (1927–1989), страх, тревога и виновность человека порождают различные формы психологического давления на него. По убеждению В. Франкла (р. 1905), страдание, вина и смерть – трагическое триединство человеческого существования, а право становиться виновным и преодолевать вину – привилегия человека.

   Э. Фромм (1900–1980) исходил из того, что понимание виновности человека предполагает рассмотрение не только индивидуальной, но и национальной вины. При этом следует иметь в виду, что вина у всех разная, поскольку одни совершали явные преступления при молчаливом попустительстве других. Тем не менее, как считал он, пока люди не отважатся на признание своей национальной вины, они останутся в шорах стереотипного мышления, под воздействием которого «резко осуждаются преступления врагов при полной слепоте в оценке преступлений своего народа».

   В теории и практике современного психоанализа проблемам вины, страха и тревоги придается важное значение и уделяется пристальное внимание.   

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено схем по теме ВИНА — 0

Найдено научныех статей по теме ВИНА — 0

Найдено книг по теме ВИНА — 0

Найдено презентаций по теме ВИНА — 0

Найдено рефератов по теме ВИНА — 0

Вы можете заказать написание реферата: