Вербализм
Вербализм
Вербализм – это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым. (1.5.12, 213) См. Значение
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ВЕРБАЛИЗМ
1. Формально правильная фраза, некоторое утверждение, не имеющее общепринятого значения или особого смысла. 2. Преобладание словесной формы высказывания над его содержанием (слов над их смыслом или значением). См. значение, смысл.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Вербализм
Словесный способ выражения, формально составленного правильно, но без смысла. Наблюдается при расстройствах мыслительной деятельности (шизофрения, органические и функциональные изменения психической деятельности в целом и мыслительного процесса, в частности).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Вербализм
лат. verbalis — словесный) — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка. В. был впервые описан Л.С. Выготским на материале умственно отсталых детей, компенсаторное обучение которых строилось целиком в речевой форме. Однако В. может сформироваться и у нормального ребенка, если взрослые, озабоченные его умственным развитием, сосредоточивают свои усилия исключительно на вербальной сфере (учат с ребенком большое количество стихов, заботятся о расширении его словарного запаса, очень рано начинают учить его читать и писать и т.п.), не уделяя внимания тем формам детской деятельности, которые наиболее существенны для общего психического развития. В дошкольном возрасте ребенок с В. часто оценивается окружающими как «вундеркинд», однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это обычно приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. В. является психопатизирующим психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм. Коррекция В. представляет собой очень серьезную психологическую проблему, поскольку требует восполнения глубоких и многочисленных пробелов в психическом развитии ребенка. А.Л. Венгер