ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ПАМЯТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ПАМЯТИ
Wechsler D., 1945]. Тест для психометрического исследования функции памяти. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Дает возможность сопоставить слуховую и зрительную, кратковременную и долгосрочную память. Вычисляются абсолютные показатели и с поправкой на возраст - корригированный показатель памяти. Последний по специальной таблице может быть преобразован в эквивалентный показатель памяти, соответствующий ранжированию уровня интеллекта по шкале интеллекта Векслера.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ВЕКСЛЕРА ПАМЯТИ ШКАЛА
(Wechsler Memory Scale, WMS) — методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций. Разработана Д. Векслером в 1946 г.
Задания методики объединяются в 7 субтестов:
I субтест — ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ—1 балл).
11 субтест — ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ — 1 балл).
Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушения ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении последующих субтестов.
III субтест — психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном
порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные
баллы.
IV субтест—логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.
V субтест — воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и
обратном порядке).
субтест — воспроизведение геометрических фигур (рис. 15). Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция --10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована — в зависимости от числа
воспроизведенных элементов фигур.

субтест — воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар — «легкие ассоциации», следующие 4 пары — «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены
вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями — 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный. Результат
теста получают при сложении половины суммы удавшихся «легких ассоциаций» с суммой «трудных ассоциаций». Первичные результаты по всем субтестам суммируются, и используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляется возрастная поправка,
рассчитанная для возрастных групп 15—79 лет, Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам IQ-показателя стандартного. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок но отдельным субтестам
в оценки шкальные. Таким образом тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер, 1945).
Достоинством В. п. ш. является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения
методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.
В. п. ш. получила наибольшее распространение в отечественной психодиагностике клинической.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.