ВЕЧНОЕ ДИТЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕЧНОЕ ДИТЯ
(Puer Aetemus). Вечная молодость; обозначает архетип, рассматриваемый как невротический компонент личности, как архетипическая доминанта или образ одного из полюсов в парной связке противоположностей, действующих в человеческой психике и стремящихся к единству (второй полюс этой пары — senex — старец). В «вечном дитяте» Юнг видел архетип детства и умозрительно предполагал, что его постоянно возобновляющееся для многих очарование есть проекция человеческой неспособности обновить себя. Способность рискованного отрыва от собственных корней, способность пребывать в непрерывном развитии, чистосердечием искупать грехи, зримо воображать новые начинания — вот необходимые качества этого нарождающего дитяти-спасителя. Фигура «вечного дитяти» становится манящим символом (даже для него самого в реально жизни) возможности примирения борющихся противоположностей. Наиболее поражающей чертой в puer aetemus, воспринимаемом как расстройство личности, является его сосредоточенность или сверхфиксация на духе. Фон Франц (1971) использовала термин «puer» («дитя») применительно к мужчинам, которые не могли остепениться, казались нетерпеливыми, ни с чем не связанными, идеалистичными, всегда готовыми начать все заново, с виду неподвластными возрасту, бесхитростными, склонными к полетам воображения. Но «дитя» содержит в себе и положительные качества. Наряду с «вечной» юностью, ведущей к ощущению жизни как чего-то предварительного, неокончательного, Хиллман (1979) видел в «дитяте» отражение «нашей собственной первичной природы, нашей изначальной золотой тени... нашей ангельской сущности, сущности Божьего посланника». Он делает вывод, что именно через этот архетип нам дано чувство судьбы и смысла существования. Соответствующие атрибуты женского образа «дитяти» только начинают становиться объектом исследования (напр., Leonard, 1982).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ВЕЧНОЕ ДИТЯ
лат. - Puer aeteraus относится к мужчине; puella aeternus - к женщине), пуэр - алхимический термин, обозначающий божественную вневременность "младенчества" и "дитяти". Психологически - понятие вечной молодости; обозначает архетип, рассматриваемый как невротический компонент личности. Вечное дитя - это архетипическая доминанта или образ одного из полюсов в парной связке противоположностей, действующих в человеческой психике и стремящихся к единству (второй полюс этой пары - сенекс - старец].
Используется в мифологии для обозначения вечно юного бога-дитя; это общая всем мифологиям черта: их герои, хотя бы в каком-то определенном аспекте, неизменно удерживают на вечные времена свой возраст. Грекам, изображавшим Зевса бородатым мужем, нисколько не мешало именовать его же "величайший мальчик". Если евангельский Христос совершил во времени круг своей земной жизни, то для культа и культового искусства он остается на все времена - наряду с прочими своими аспектами - еще и "младенцем Христом": "Отроча младо, предвечный Бог". Психологически относимо к взрослому человеку, чья эмоциональная жизнь остается на детском или юношеском уровне, как правило, в связи с очень сильной зависимостью от матери (для женщины соответственно к отцу). В интерпретации Юнга архетип "вечного" мифологического дитяти имеет психологический смысл констатации неразрушимости некоторых инфантильных черт в психике взрослого мужчины.
Жизнь "вечного дитяти", или пуэра, полна условностей вследствие страха быть пойманным в ситуацию, из которой ему будет трудно ускользнуть. Его судьба редко оказывается такой, какой она ему видится, и когда-то ему придется что-то с этим делать, - но только не сейчас. Поэтому все планы на будущее растворяются в фантазиях по поводу того, что будет, что может и должно быть, при этом никаких решающих действий к изменению ситуации не предпринимается. Пуэр стремится к свободе и независимости, раздражается и нервничает по поводу любых ограничений и презирает всякие границы и преграды на своем пути.
Общие симптомы психологии пуэра - образы тюрьмы и вообще любых ограничений свободы: цепи, оковы, пещеры, решетки, засовы, капканы, корсеты, бандажи и т. п. Сама жизнь, существующая реальность воспринимается как тюрьма. Эти преграды, барьеры бессознательно связываются со свободной жизнью в свободном мире раннего детства. В архетипической парной связке противоположностей, действующей в психическом, тенью пуэра является сенекс.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008