Веб-аудитория

Найдено 1 определение
Веб-аудитория (web-аудитория)
общность людей, формируемая тем или иным интернет-ресурсом. Подобная сетевая общность может включать акторов (субъектов виртуальной коммуникации) разл. социального статуса, гендерной роли, этнич. принадлежности, географического положения. «Истинное революционное значение совр. массовых коммуникаций - их способность создавать публику. Это способность формировать исторически новые основы для коллективного разума и действий быстро, постоянно и всепроникающе, минуя прежние границы времени, пространства, статуса» (G. Gerbner). В.-а. более динамична и разнообразна, чем аудитория традиционных СМИ, благодаря высокой возможности индивидуализации информации совр. интернет-ресурсами. Осн. методом качественного изучения В.-а. является онлайн-опрос: вопросы могут рассылаться по электронной почте или быть помещены непосредственно на сайте. С целью количественного исследования используются данные обращения к поисковым системам, каталогам, подсчет времени пребывания в сети и др. Необходимость привлечения В.-а. опр. возраста, пола, социального статуса приводит к разработке соответствующих технологий: продвижение ресурса, поисковая оптимизация, покупка и размещение ссылок, реклама (баннерная, контекстная) на уже популярных серверах с целевой аудиторией. Продуктивным способом привлечения В.-а., особенно к коммерческим проектам, является организация специальных сетевых сообществ (сетевое сообщество), к-рые в свою очередь привлекают др. участников (здесь работает известный сетевой принцип «друг моего друга мой друг»). Отличительная черта В.-а. - возможности коммуникации «от одного ко многим» и «от многих ко многим» (media by the one for the many, media by the many for the many) (Collins A., Neville P). Интерактивность интернет-ресурсов позволяет каждому не только получать, но и продуцировать разл. контент, а также формировать и выражать личностное отношение к нему. Феномен В.-а. состоит в том, что ситуационно объединенные дискретные индивиды часто анонимные др. для др., могут впоследствии формировать устойчивые социальные связи эконом., культурного, полит. характера, выходящие, в т. ч. и за пределы сетевой среды. В.-а. является важным фактором формирования обществ. мнения благодаря высокому потенциалу партисипационности социальных сетевых сервисов (соучастие всех граждан в решении актуальных социальных проблем). Полученная информация может быть сразу принята к обсуждению, что повышает степень активности личности, позволяет реализовать возможности электронной демократии. Лит.: Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. М., 2004; Фомичева И. Д. Социология СМИ М.: Аспект Пресс, 2007; Чугунов А. В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. СПб., 2006; Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory // Sociology of Mass Communications. 1979; Collins A., Neville P., Bielaczyc K. The Role of Different Media in Designing Learning Environment // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2000. О. В. Яковлева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011