Вальдорфская педагогика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Вальдорфская педагогика
Waldorf education) Известная тж под названием "педагогика Штайнера", В. п. опирается на философию Рудольфа Штайнера, австрийского ученого и филолога, к-рого попросили организовать школу для детей работников сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте (Германия). Первая такая школа была создана в 1919 г., и с тех пор это движение приобрело междунар. характер, охватив более 300 школ. Обучение осн. на представлении Штайнера о людях как о духовных существах, переживающих повторные воплощения в земной жизни. Т. о., ребенок не является ни чистой грифельной доской, на к-рой следует записывать сведения, ни животным, к-рое необходимо дрессировать, но рассматривается учителем как носитель нераскрытых потенциалов на разных стадиях развития. Задача обучения и воспитания в этом случае заключается в том, чтобы дать возможность в полной степени развиться этим различным потенциям. Штайнеровский взгляд на детское развитие придает крайне важное значение как времени, когда ребенок включается в обучение, так и способу, с помощью к-рого оно осуществляется. В содержание школьной программы входят иск-ва, естественные и гуманит. науки, да и к преподаванию тж относятся как к иск-ву, принимая во внимание, что процесс научения отдельных детей может идти с различной скоростью и различными путями. В такой школе отсутствуют классы, а уч-ся создают свои собственные учебники на основе объяснений учителя. В. п. делает акцент на развитии "целостного человека", учитывая соц., художественный, физ. и интеллектуальный аспекты. Обучение в вальдорфских школах может начинаться с ясельного возраста и заканчиваться в старших классах, в зависимости от конкретной школы. В этих школах нет директора или руководителя, и все педагогические решения принимаются Коллегией учителей. Подготовка учителей включает, по меньшей мере, двухлетнюю последипломную стажировку в вальдорфских ин-тах. См. также Альтернативные педагогические системы, Индивидуальное образование Б. Озаки-Джеймс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГІКА / WALDORF PEDAGOGY– мировая педагогическая система, основы которой заложены антропософом Р. Штейнером, который разрабатывал учение о человеке и духовном познании мира, первую книгу «Образование ребенка» написал в 1907 г. В. п. ориентирована на изменяющиеся по мере взросления потребности ребенка, и главная задача– помочь ему раскрыть свой потенциал, избрать жизненный путь, состояться как личность и раскрыть индивидуальность. При этом основной принцип В. п.– не опережать развитие ребенка, но предоставлять все возможности для его развития в собственном темпе. Учебный материал в процессе обучения подается блоками (эпохами). Преподавание повторяет в своей структуре эпохи развития человечества. День на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовную (преобладает активное мышление), душевную (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практическую (дети учатся творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и т. д.). Все элементы системы обучения точно выстроены, учитывают фазы развития ребенка, его темперамент, суточные и годовые ритмы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания для культивирования духовных импульсов и переживаний. Ученики много занимаются искусством, художественными ремеслами, общению с живой природой. Результатом такого воспитания становятся личности, ориентированные на глубокое, эмоционально прочувствованное, духовное отношение к природному миру и к окружающим людям. Основной метод В. п.– метод «душевной экономии»: что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. В детстве метод «наглядного обучения» отвергается, т. к. формирование понятий естественно для ребенка после 12 лет. Взамен предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Интерес как средство мобилизации внутренней активности ребенка на каждом этапе развития является основным мотивом обучения. В этой педагогической системе считается, что при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому вводится большое количество предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Существует строго определенный ритм дня, в течение которого идет плавный переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств.
В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трех душевных способностей ребенка: воли, чувства и мышления,– которые проявляются на каждом этапе развития в соответствии с возрастными особенностями. Гармония душевной жизни создает благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Большое значение имеет создание здоровой социальной среды, т. к. индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто ее не подавляет. В В. п. предъявляются высокие требования к личности учителя, который организует совместную деятельность в классе и обязан проявлять индивидуальный подход к ребенку, для чего применяется безоценочная система обучения. Сейчас вальдорфское образование практикуется в школах и детских садах, расположенных примерно в 60 странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем. О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
262.46 кб

Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении

Дамовска Лена
В первой половине ХХ века Рудольф Штайнер, идеологический создатель вальдорфской педагогики, представил свою философию образования полную воспитательнообучающую систему, предназначенную для дошкольного, начального и среднего образ
Читать PDF
91.08 кб

Вальдорфская педагогика в школе для "трудных"подростков: диалог культур

Подколзина Людмила Григорьевна
Читать PDF
389.70 кб

Рудольф Штейнер и его вальдорфская педагогика (к 150-летию со дня рождения)

Помелов Владимир Борисович
В статье характеризуется деятельность выдающегося педагога Рудольфа Штейнера, отмечаются основные особенности его учения вальдорфская педагогика.
Читать PDF
621.67 кб

Использование элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования

Рыжова Е. В.
В статье анализируется использование принципов вальдорфской педагогики (принцип антропоцентризма, учета возрастных особенностей, принцип межпредметных связей) в системе отечественного образования на примерах школ Коми АССР, г.
Читать PDF
146.58 кб

Вальдорфская педагогика: художественный образ как фактор духовно-нравственного становления личности

Донгаузер Елена Викторовна
Анализируются основные принципы вальдорфской педагогики и особенности художественного подхода в преподавании. В качестве общетеоретической базы исследования определены труды Рудольфа Штайнера и его последователей.
Читать PDF
262.19 кб

Развитие творческих способностей учащихся элементами вальдорфской педагогики в условиях пришкольного

Нагорная Светлана Михайловна
В статье на основе анализа понятий «творческие способности», «элемент вальдорфской педагогики», «воспитание творческой личности», раскрывается содержание и структура процесса развития творческих качеств личности элементами вальдор