См. уровни осознания.
УРОВНИ СОЗНАНИЯ
УРОВНИ СОЗНАНИЯ
СОЗНАНИЯ УРОВНИ
С. может существовать на разных уровнях. К выводу о том, что уровни С. действительно существуют, ученые пришли еще тогда, когда наряду с С. было признано существование бессознательного в психике человека. Уже в это время (XVII—XVIII вв.) возник вопрос о том, как происходит переход от бессознательного к С. и, наоборот: от сознания к бессознательному.
Самая высокая точка, в которой по уровню своего развития может оказаться С. человека, получила название апперцепция (первый уровень). Этот термин ввел в научный оборот немецкий ученый Г. Лейбниц, а далее его использовали И. Гербарт и В. Вундт. Они понимали под апперцепцией наиболее яркое, отчетливое состояние С. человека, при котором он лучше всего воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, наиболее точно может описать происходящее. Апперцепция включает не все содержание С. человека, а лишь его наиболее отчетливую часть, например, то, на что в данный момент времени направлено или на чем сконцентрировано повышенное внимание человека. Апперцепция-это состояние С., в котором человек может быть лишь в отдельные моменты или эпизоды своей жизни, например, тогда, когда он полностью здоров, бодр, спокоен, положительно эмоционально настроен и особенно сильно заинтересован чем-либо.
Второй уровень С. представлен тем, что входит в определение С. как обычного, повседневного психического состояния человека. Это то состояние, в котором человек может воспринимать, припоминать, представлять происходящее в данный момент времени; это его обычные, повседневные образы, мысли и переживания.
Третий уровень С. представлен тем, что лишь частично осознается человеком, что он, в принципе, в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать, но делает это не вполне уверенно, недостаточно точно и с большим трудом. Например, человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни, кое-что из содержания своих сновидений, но быть при этом не вполне уверенным в том, действительно ли это происходило с ним, или это только показалось, приснилось, почудилось ему. Образы, мысли, чувства человека в этом случае могут то появляться, то исчезать из сферы его сознания. В одни моменты времени человек может быть в состоянии описывать содержание своего С., в другие моменты времени быть не в состоянии это сделать. Данный уровень С. занимает промежуточное место между С. и бессознательным и может называться по-разному: предсознание, подсознание, полусознание. Четвертый уровень-это собственно уже не С., а бессознательное, т. е., такое состояние психики человека, при котором невозможно обнаружить ни один из описанных выше признаков сознания.
Самая высокая точка, в которой по уровню своего развития может оказаться С. человека, получила название апперцепция (первый уровень). Этот термин ввел в научный оборот немецкий ученый Г. Лейбниц, а далее его использовали И. Гербарт и В. Вундт. Они понимали под апперцепцией наиболее яркое, отчетливое состояние С. человека, при котором он лучше всего воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, наиболее точно может описать происходящее. Апперцепция включает не все содержание С. человека, а лишь его наиболее отчетливую часть, например, то, на что в данный момент времени направлено или на чем сконцентрировано повышенное внимание человека. Апперцепция-это состояние С., в котором человек может быть лишь в отдельные моменты или эпизоды своей жизни, например, тогда, когда он полностью здоров, бодр, спокоен, положительно эмоционально настроен и особенно сильно заинтересован чем-либо.
Второй уровень С. представлен тем, что входит в определение С. как обычного, повседневного психического состояния человека. Это то состояние, в котором человек может воспринимать, припоминать, представлять происходящее в данный момент времени; это его обычные, повседневные образы, мысли и переживания.
Третий уровень С. представлен тем, что лишь частично осознается человеком, что он, в принципе, в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать, но делает это не вполне уверенно, недостаточно точно и с большим трудом. Например, человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни, кое-что из содержания своих сновидений, но быть при этом не вполне уверенным в том, действительно ли это происходило с ним, или это только показалось, приснилось, почудилось ему. Образы, мысли, чувства человека в этом случае могут то появляться, то исчезать из сферы его сознания. В одни моменты времени человек может быть в состоянии описывать содержание своего С., в другие моменты времени быть не в состоянии это сделать. Данный уровень С. занимает промежуточное место между С. и бессознательным и может называться по-разному: предсознание, подсознание, полусознание. Четвертый уровень-это собственно уже не С., а бессознательное, т. е., такое состояние психики человека, при котором невозможно обнаружить ни один из описанных выше признаков сознания.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007