УМЕНИЕ
способность человека выполнять определённые действия с высоким качеством и с хорошими количественными результатами.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
УМЕНИЕ
способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Умение
способность человека выполнять Определенные действия с высоким качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей в себя эти действия.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
УМЕНИЕ
это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков (К.К. Платонов).
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
умение
психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Умение
Категория. Этап формирования двигательного навыка.
Специфика. Способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
УМЕНИЕ
подготовленность человека к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-л. действий на основе приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в измененных условиях
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Умение
способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.
Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016
умение
подготовленность к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний, навыков и жизненного опыта. У. – "способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшихся на основе ранее приобретенных знаний и навыков" (К.К. Платонов).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Умение
способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что-то делать при частом его повторении и закреплении превращается в автоматизированный навык. Термин имеет как положительные, так и негативные коннотации – в зависимости от того, насколько умение является просоциальным.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
УМЕНИЕ
совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях; освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание в действии); овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Проходя через ряд этапов формирования, У. в конечном счете перерастает в мастерство и творчество.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Умение
Психологическое понятие, которым определяется возможность достижения успеха при выполнении определенных заданий большей сложности на базе знаний и прошлого опыта. У. зависит от способностей, знаний, опыта. Измерение степени умения осуществляется посредством использования дифференцированных тестов. При развитии невротических и психических расстройств во многих случаях У. может понизиться - то, что человек делал до заболевания, уже не может делать во время болезни (а в некоторых случаях - и после нее).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
УМЕНИЕ
Способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Хотя этот термин первоначально употреблялся преимущественно в отношении двигательной активности, сейчас он часто используется в отношении вербальных и социальных умений. Обратите, однако, внимание, что в этих последних случаях имеется тенденция использовать этот термин с коннотацией того, что умение – часть поведенческой модели, имеющей целью влияние на других людей и манипулирование ими.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
УМЕНИЕ
освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.
Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех классов.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Умение
освоенный человеком способ выполнять действия и осуществлять деятельность, опираясь на приобретенные знания, а также в соответствии с предписанными правилами и инструкцией.
У. выполнять действие (операциональное У., навык) и деятельность (деятельностное У.) существенно различаются как структурно, так и по особенностям их формирования. Первое складывается из ряда простых операций, второе — из операциональных умений (навыков). Прежде чем деятельностное У. (учить детей, изготавливать детали и т. д.) будет оформлено, ему предшествует формирование навыков; овладение же операциональным умением на уровне навыка (т. е. автоматизации действия) базируется на первичном умении, т. е. попытке осуществить действие на основании сложившегося о нем представления, показа и объяснения.
Литература
Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.
Ходжава 3. И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси, 1960.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
УМЕНИЕ
это цикличнофйоВопромежуточный этап усвоения-овладения субъектом новационными модусами-способами-приемами действия, кот. основаны-базируются на каких-либо максимах-принципах, каком-либо знаний кот. и конгруэнтны-изоморфны применению принципов-правил-знания-методик в процессе решения самим индивидом тех или иных целей-задач, еще не на уровне феноменов навыка, но обеспечивающих конституирование-тектонизацию самого навыка; отметим, что на различных дифференциально-индивидуально-апостериорных этапах продуктивные способы-приемы действия регулируются-контролируются знанием, ментально-интеллектуальными способностями субъекта, а, в зависимости от целей-задач-проектов-программ, феномены У. реинкарнируются-метаболизируются с учетом их трансиндукции-трансперехода-трансплантации в навык, когда уже сам навык референцируется-исполняется-репродуцируется как неосознаваемо-автоматизированное действие, например, экспресс-осмысление правил-принципов-задач, — чтение, счет, письмо, точная экспрессперцепция-экспрессфиксация предметов-объектов и т.д.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
УМЕНИЕ
совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях. Проходя через ряд этапов формирования, У. (см. приведенную ниже схему) в конечном счете перерастает в мастерство и творчество.
Этапы формирования и психологическая структура умений
5. Мастерство
4. Высокоразвитое умение
3. Отдельные общие умения
2. Недостаточно умелая деятельность
1. Первоначальное умение
Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (напр., умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.)
Творческое использование знаний и навыков данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения Надежное творческое использование различных умений
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
УМЕНИЕ
способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. У. – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков. Формирование У. предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение воинами своих реальных действий с показываемыми командирами приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процессе деятельности и его настойчивое совершенствование – необходимые предпосылки укрепления У. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, командир вооружает подчиненных рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысления задач будущей деятельности. Структура деятельности воинов по овладению У. может быть представлена как единство следующих компонентов: осознание личной значимости овладения У.; установка на овладение определенными У.; актуализация знаний, лежащих в основе формируемых У.; раскрытие содержания каждого У. как определенной совокупности действий и операций его составляющих и способов выполнения действий; организация практической деятельности и упражнений по овладению У; контроль за уровнем сформированности У., учет и оценка хода и результатов деятельности.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
УМЕНИЕ
УМЕННЕ / COMPETENCE, SKILL– это способность к действию, не достиг шему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения задач. Простое элементарное действие (письмо, чтение, некоторые движения) обычно быстро формируется как навык. Сложное действие, состоящее из многих шагов, при любом совершенствовании остается умением, не превращаясь в навык. Такое действие формируется как У., в состав которого входит один или несколько навыков. Поэтому У. и навыки различаются в зависимости от характера соответствующих действий. У. в деятельности учения делятся на общие и специальные. Первые характерны для разных видов познавательной деятельности, используются в разных областях, при работе с разными знаниями (У. планировать и контролировать; быть внимательным и У. наблюдать; У., характеризующие приемы логического мышления: сравнение, доказательство, классификация и др.). Специальные умения входят в определенные виды деятельности и знаний (математические действия с цифрами или символами, звуковой анализ). Процесс формирования У. является длительным, а многие из них формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. О. Г. Ксенда
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
УМЕНИЕ
основной человеческий способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных им знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в измененных условиях. Когда говорят, что человек умеет что-либо делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу. У. представляет собой сложное психическое образование, базирующееся на приобретенных новых знаниях. Умелое действие — это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знание о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса; физических и иных Законов, определяющих этот процесс; машины, которой человек управляет, и т. д. Другими словами, У. формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда. У. проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку работника в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества. Если человек освоит некоторую систему навыков, но не может применить ее в новых условиях, его нельзя называть умелым. У. и навыки развиваются в неразрывном единстве: с одной стороны, овладение определенным кругом навыков, необходимых для формирования У., с другой — человек, обладающий У., может более легко освоить и новые навыки.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
УМЕНИЕ
англ. ability, skill) - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У, так и от У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У: понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также Умственные действия.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004