УМЕНИЕ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УМЕНИЕ
способность человека выполнять определённые действия с высоким качеством и с хорошими количественными результатами.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

УМЕНИЕ
способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Умение
способность человека выполнять Определенные действия с высоким качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей в себя эти действия.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

УМЕНИЕ
это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков (К.К. Платонов).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

умение

психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Умение
Категория. Этап формирования двигательного навыка.
Специфика. Способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

УМЕНИЕ
подготовленность человека к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-л. действий на основе приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в измененных условиях

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Умение
способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

умение

подготовленность к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний, навыков и жизненного опыта. У. – "способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшихся на основе ранее приобретенных знаний и навыков" (К.К. Платонов).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Умение
способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что-то делать при частом его повторении и закреплении превращается в автоматизированный навык. Термин имеет как положительные, так и негативные коннотации – в зависимости от того, насколько умение является просоциальным.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

УМЕНИЕ
совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях; освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание в действии); овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Проходя через ряд этапов формирования, У. в конечном счете перерастает в мастерство и творчество.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Умение
Психологическое понятие, которым определяется возможность достижения успеха при выполнении определенных заданий большей сложности на базе знаний и прошлого опыта. У. зависит от способностей, знаний, опыта. Измерение степени умения осуществляется посредством использования дифференцированных тестов. При развитии невротических и психических расстройств во многих случаях У. может понизиться - то, что человек делал до заболевания, уже не может делать во время болезни (а в некоторых случаях - и после нее).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

УМЕНИЕ
Способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Хотя этот термин первоначально употреблялся преимущественно в отношении двигательной активности, сейчас он часто используется в отношении вербальных и социальных умений. Обратите, однако, внимание, что в этих последних случаях имеется тенденция использовать этот термин с коннотацией того, что умение – часть поведенческой модели, имеющей целью влияние на других людей и манипулирование ими.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

УМЕНИЕ
освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.
Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех классов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Умение
освоенный человеком способ выполнять действия и осуществлять деятельность, опираясь на приобретенные знания, а также в соответствии с предписанными правилами и инструкцией.
У. выполнять действие (операциональное У., навык) и деятельность (деятельностное У.) существенно различаются как структурно, так и по особенностям их формирования. Первое складывается из ряда простых операций, второе — из операциональных умений (навыков). Прежде чем деятельностное У. (учить детей, изготавливать детали и т. д.) будет оформлено, ему предшествует формирование навыков; овладение же операциональным умением на уровне навыка (т. е. автоматизации действия) базируется на первичном умении, т. е. попытке осуществить действие на основании сложившегося о нем представления, показа и объяснения.
Литература
Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.
Ходжава 3. И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси, 1960.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

УМЕНИЕ
это цикличнофйоВопромежуточный этап усвоения-овладения субъектом новационными модусами-способами-приемами действия, кот. основаны-базируются на каких-либо максимах-принципах, каком-либо знаний кот. и конгруэнтны-изоморфны применению принципов-правил-знания-методик в процессе решения самим индивидом тех или иных целей-задач, еще не на уровне феноменов навыка, но обеспечивающих конституирование-тектонизацию самого навыка; отметим, что на различных дифференциально-индивидуально-апостериорных этапах продуктивные способы-приемы действия регулируются-контролируются знанием, ментально-интеллектуальными способностями субъекта, а, в зависимости от целей-задач-проектов-программ, феномены У. реинкарнируются-метаболизируются с учетом их трансиндукции-трансперехода-трансплантации в навык, когда уже сам навык референцируется-исполняется-репродуцируется как неосознаваемо-автоматизированное действие, например, экспресс-осмысление правил-принципов-задач, — чтение, счет, письмо, точная экспрессперцепция-экспрессфиксация предметов-объектов и т.д.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

УМЕНИЕ
совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях. Проходя через ряд этапов формирования, У. (см. приведенную ниже схему) в конечном счете перерастает в мастерство и творчество.
Этапы формирования и психологическая структура умений
5. Мастерство
4. Высокоразвитое умение
3. Отдельные общие умения
2. Недостаточно умелая деятельность
1. Первоначальное умение
Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (напр., умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.)
Творческое использование знаний и навыков данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения Надежное творческое использование различных умений

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

УМЕНИЕ
способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. У. – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков. Формирование У. предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение воинами своих реальных действий с показываемыми командирами приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процессе деятельности и его настойчивое совершенствование – необходимые предпосылки укрепления У. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, командир вооружает подчиненных рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысления задач будущей деятельности. Структура деятельности воинов по овладению У. может быть представлена как единство следующих компонентов: осознание личной значимости овладения У.; установка на овладение определенными У.; актуализация знаний, лежащих в основе формируемых У.; раскрытие содержания каждого У. как определенной совокупности действий и операций его составляющих и способов выполнения действий; организация практической деятельности и упражнений по овладению У; контроль за уровнем сформированности У., учет и оценка хода и результатов деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

УМЕНИЕ
УМЕННЕ / COMPETENCE, SKILL– это способность к действию, не достиг шему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения задач. Простое элементарное действие (письмо, чтение, некоторые движения) обычно быстро формируется как навык. Сложное действие, состоящее из многих шагов, при любом совершенствовании остается умением, не превращаясь в навык. Такое действие формируется как У., в состав которого входит один или несколько навыков. Поэтому У. и навыки различаются в зависимости от характера соответствующих действий. У. в деятельности учения делятся на общие и специальные. Первые характерны для разных видов познавательной деятельности, используются в разных областях, при работе с разными знаниями (У. планировать и контролировать; быть внимательным и У. наблюдать; У., характеризующие приемы логического мышления: сравнение, доказательство, классификация и др.). Специальные умения входят в определенные виды деятельности и знаний (математические действия с цифрами или символами, звуковой анализ). Процесс формирования У. является длительным, а многие из них формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

УМЕНИЕ
основной человеческий способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных им знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в измененных условиях. Когда говорят, что человек умеет что-либо делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу. У. представляет собой сложное психическое образование, базирующееся на приобретенных новых знаниях. Умелое действие — это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знание о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса; физических и иных Законов, определяющих этот процесс; машины, которой человек управляет, и т. д. Другими словами, У. формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда. У. проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку работника в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества. Если человек освоит некоторую систему навыков, но не может применить ее в новых условиях, его нельзя называть умелым. У. и навыки развиваются в неразрывном единстве: с одной стороны, овладение определенным кругом навыков, необходимых для формирования У., с другой — человек, обладающий У., может более легко освоить и новые навыки.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

УМЕНИЕ
англ. ability, skill) - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У, так и от У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У: понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также Умственные действия.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
327.97 кб

Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык»

Гончаров Виктор Иванович
До сих пор не утихают споры о соотношениях понятий «двигательное умение», «двигательный навык», об уместности их использования по отношению к тому или иному уровню овладения движениями.
Читать PDF
384.09 кб

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка.
Читать PDF
66.22 кб

Умение завоевывать доверие как показатель профессионализма педагога-психолога

Копылова Юлия Николаевна
Автор рассматривает феномен доверия как необходимый компонент в деятельности педагога-психолога.
Читать PDF
293.43 кб

Сахарный диабет - умение управлять

Широкая распространенность сахарного диабета (СД) 2-го типа в мире, его непрерывное прогрессирование, увеличение количества больныгх, имеющих сердечно-сосудистые осложнения и высокий риск смертности, представляет собой серьезнейшу
Читать PDF
272.15 кб

Умение работать в социо-культурном пространстве залог эффективной предпринимательской подготовки

Борисов А. С.
Читать PDF
1.16 мб

Умение плавать для студентов-геологов как допуск к учебно-полевой практике

Кладкин Николай Николаевич
Читать PDF
425.38 кб

Умение провести дипломатическую беседу

Юсупов Мирзо Юсуфович, Алиљонова Адиба , Ysupov M. Y., Alijonova A.
Авторы данной статьи на основе фактов и примеров приводят свои доводы о том, что такое дипломатии. На их взгляд, на этот вопрос очень чётко и ёмко ответил в своей книге профессор Академии дипломатии при МИД РФ В.Попов.
Читать PDF
100.56 кб

Умение музицировать как профессиональное качество учителей начальных классов

Дьяченко Ирина Юрьевна
В статье рассматриваются возможности совершенствования музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных школ.
Читать PDF
167.87 кб

Обучение переменам: умение учиться, общаться, выбирать

Карпова Анна Юрьевна, Карпов Дмитрий Андреевич, Крючков Юрий Юрьевич
Представлен обзор образовательной практики в современном университете на основе компаративистского анализа систем высшего профессионального образования на примере университета Лувена (Бельгия) и элитного технического образования в
Читать PDF
261.46 кб

Умение учиться как ключевая компетентность непрерывного образования

Безносюк Александр Алексеевич
Читать PDF
319.42 кб

Умение работать с информацией как основа непрерывного образования

Фещенко Татьяна Сергеевна
В статье охарактеризованы возможные походы к формированию информационной культуры в условиях перехода на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт нового поколения
Читать PDF
294.00 кб

Компенсаторная стратегия и компенсаторное умение как лингводидактические категории и проблема их раз

Коренева М. Р.
Основная цель статьи разграничить понятия «компенсаторная стратегия» и «компенсаторное умение», которые взаимосвязаны, но это не явления одного порядка.
Читать PDF
281.93 кб

Умение работать с информацией как фактор развития личности и основа непрерывного образования

Фещенко Татьяна Сергеевна
В статье рассматриваются возможные походы к формированию умения работать с информацией и информационной культуры учителя и ученика в условиях перехода на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт нового поколения и
Читать PDF
232.07 кб

Универсальные учебные действия или умение учиться

Пономарева Елена Анатольевна
В статье раскрывается, что должен знать и уметь делать учитель, для того, чтобы его ученики овладели универсальными учебными действиями.
Читать PDF
97.09 кб

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Мальцева Наталья Геннадьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы обучения детей младшего школьного возраста работе с информацией.

Похожие термины:

  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

    способность человека внимательно слушать других людей, поощрять их к откровенному разговору, располагать к себе.
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УМЕНИЕ

    Любое умение, которое является предпосылкой для дальнейшего прогресса.
  • Коммуникативное умение

    освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть р
  • Умение работать с людьми

    Human skills) — Навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и другими людьми и создания рабочих команд.
  • Умение подчиняться

    Followership skills) — Поведенческие навыки, которые позволяют индивиду эффективно выполнять распоряжения руководителя.
  • УМЕНИЕ (УМЕНИЯ)

    способность человека успешно выполнять определенные действия, деятельность с высоким качеством и хорошими количественными результатами. См. двигательные навыки и умения, навык, умения базисные,
  • Формирование умений

    skill learning) "Ф. у." (или обучение умениям) - термин, используемый бихевиорально ориентированными педагогами и психологами, в особенности теми, к-рые занимаются проблемами специального обучения и эффек
  • ГРУППЫ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ

    группы, ориентированные бихевиористски, рассчитанные на выработку участниками жизненно полезных умений и навыков, в частности - коммуникативных. Благодаря выработанным умениям клиенты могут изб
  • Набор навыков и умений

    Skill variety) — Комплекс необходимых для выполнения рабочего задания профессиональных знаний.
  • Тренинг коммуникативных умений

    communication skills training) Терапевты, стоящие на различных теорет. позициях, издавна сходятся в том, что клиенты с самыми разнообразными нервно-психическими расстройствами страдают дефицитарностью межлич
  • ТРЕНИНГ КРОССКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ

    совокупность способов, приемов и методик активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей представителей других национальных общностей
  • Специфические расстройства арифметических умений

    (F 81.2 по МКБ-10). Расстройство охватывает специфическое нарушение арифметических умений, что нельзя объяснить только общим умственным отставанием или, очевидно, неадекватным воспитанием в школе. Де
  • Тесты умений и навыков

    группа тестов для изучения зрительно-моторной координации, координации движений рук, точности прохождения лабиринта и т. п.
  • АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

    умения и навыки человека, связанные с выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически, точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны чел
  • УМЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

    способность человека выполнять движения и управлять ими; степень овладения техникой выполнения движений, которая требует повышенной концентрации внимания на составных частях моторного действи
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

    специальные знания и умения человека, составляющие основу его математических способностей.
  • ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ

    В образовании – те умения, которые считаются основными для дальнейшего образования и существенными для изучения других предметов; чаще всего к ним относятся чтение, письмо и счет.
  • Умения рефлексивно-перцептивные педагога

    органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разносторонн
  • Умения педагогические

    совокупность различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выяв- ляют индивидуально-психологические особенности учи
  • Дефицит умения

    (production deficiency) — термин применяется для описания таких случаев, в которых человек может совершить определенные физические или психические операции, если ему об этом напомнят, но оказывается неспос