УЛЫБКА
УЛЫБКА
движение губ как мимика удовольствия, свойственное уже младенцам как их первая форма общения и некоторым животным.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
УЛЫБКА
выражение внутреннего благополучия и готовности человека к общению с другими людьми. Естественная, открытая улыбка – универсальный знак положительного отношения к установлению и поддержанию контакта, к сближению, особенно в начале знакомства. Правильное понимание улыбки и ее роли во взаимовосприятии – признак социально-психологической культуры человека. Угрюмость, насупленность командира снижает его воспитательные возможности.
УЛЫБКА
выражение внутреннего благополучия и готовности человека к общению с др. людьми. Естественная, открытая У. – универсальный знак положительного отношения к установлению и поддержанию контакта, к сближению, особенно в начале знакомства. Правильное понимание У. и ее роли во взаимовосприятии – признак социально-психологической культуры человека. Угрюмость, насупленность педагога снижает его воспитательные возможности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Уместная У. играет большую роль в уменьшении напряженности межличностных отношений. Умение конфликтолога открыто улыбаться также способствует установлению контакта между ним и участниками конфликта.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
УЛЫБКА
УСМЕШКА / SMILE– мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее приветствие, удовольствие, внутреннее благополучие и готовность человека к общению с другими людьми. Естественная, открытая У.– универсальный знак положительного отношения к установлению и поддержанию контакта, к сближению, особенно в начале знакомства. Правильное понимание У. и ее роли во взаимовосприятии– признак социально-психологической культуры человека. К. Изард называет У., относимую им к онтогенетически более древним эмоциональным реакциям, примером правильного завершения цикла или так называемого эмоционального огреагирования. Исследованию У. в психологии посвящены работы Р. Шпица, K. Вольфа, M. Д. Бернштейна, П. Экмана и др. В настоящее время феномен У. изучают Д. Ганнери, С. Центор рино, С. В. Зорина, О. Ю. Данилова, К. Кушлев, Р. Триведи и др. У. выполняет функции поддержания социального контакта и создания позитивной самопрезентации (если это необходимо). Выделяют два вида У.: «настоящую», У. Дюшена (названа в честь французского психолога), и социальную, вызываемую присутствием другого человека, что сближает ее с преднамеренным смехом. Однако, в отличие от непроизвольного смеха, У. Дюшена можно сфальсифицировать. Точность опознания искренних У. выше при положительном настроении воспринимающего субъекта. В психологии и смежных дисциплинах У. изучается в связи с проблемой эмоционального благополучия личности, формированием межличностного доверия, восприятием рекламных образов, эффективностью коммуникации и др. Так, У., воспринимаемые как честные, служат развиваемым сигналом, стимулирующим сотрудничество в ситуациях, требующих взаимного доверия. В общении с незнакомым человеком частота подлинных У. значимо ниже, если участники отвлекаются на смартфон. Для женщин-потребителей улыбающаяся рекламная модель того же пола оказывает большее влияние на позитивное изменение отношения к бренду и на намерение покупки. Необходимым условием эффективности У. как средства формирования эмоционального благополучия О. Ю. Данилова называет способность личности к эмоциональной экспрессии и такие личностные характеристики, как базовое доверие, позитивная Я-концепция и самооценка, общительность и т. п. С. И. Хонский.