Учет личности собеседника

Найдено 1 определение
Учет личности собеседника
Всегда надо рассчитывать на то, что ваш коммуникант может воспринять речь со своих социально-психологических позиций, а следовательно, не воспринять того, что не входит в его понятия и представления, неправильно понять какие-то суждения. Например, не надо обращать высоких речей к неподготовленным для них людям, давать сложную научную информацию малознакомым с данной наукой. Не объясняйте малообразованному, косному человеку тонкости художественных произведений, философских учений (он вас не поймет и будет недоволен).
Ср. ситуацию разговора с «бывшим» (начальником, заведующим, директором и т. п.), которого отстранили от его должности, особенно о делах сферы его деятельности. Сюда же относятся и другие лица – отставные офицеры, недавние пенсионеры, которые еще не отрешились от своей многолетней службы, работы и переживают свой уход. Коммуниканты ежесекундно должны осознавать эту ситуацию: пенсионеры, отставники, разжалованные начальники очень чутки к намекам, стилю обращения с ними, мнительно отмечая перемены в сторону меньшей уважительности. Они могут высоко оценить того, кто сочувствует им, оказывает помощь, поддерживает прежние отношения.
Необходим учет вполне вероятного внутреннего ощущения морального или духовного неравенства собеседника-индивида относительно лиц, принадлежащих к другой части общества (это относится к психологическому понятию «социальная дистанция»). Необходимо корректировать «тон» общения: нельзя делать себя равным социально высшему. Со стороны низшего коммуниканта не должно быть потребительского отношения к собеседнику высокого положения (обращение к нему преимущественно с просьбами), обид вследствие отказа: подчас думают, что отказ – проявление зазнайства и пренебрежения, но это может быть вызвано объективными причинами и соображениями, неизвестными просителю.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010