УАЛИХАНОВ ШОКАН

Найдено 1 определение
УАЛИХАНОВ ШОКАН
1835-1865) Одна из замечательных личностей в дореволюционный период. Ученый и путешественник А.П. Семенов-Тян-Шанский считал его одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Современники называли его «гениальным молодым человеком», «честнейшей и чистейшей личностью». Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 г. в урочище Кушмурун Кокчетавской области в семье старшего султана-правителя Чингиза Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей, бабушка, была умной, образованной, знала несколько языков. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном ауле Кушмуруне в частной казахской школе, где научился казахскому языку. Великий казахский ученый - востоковед, историк, этнограф, фольклорист, просветитель - демократ. В 1853 г. он окончил Омский кадетский корпус, где обучался и воспитывался у разносторонне образованных по тому времени демократически настроенных педагогов К.К. Гутковского, Н.Ф. Костылецкого. Именно под их влиянием молодой Ш. Уалиханов увлекся историей, географией и стал мечтать об изучении родного края, истории и фольклора Востока. Осенью 1856 г. Ш. Уалиханов путешествовал по Семиречью, а феврале 1857 г. как талантливый исследователь Средней Азии и Казахстана был принят в действительные члены Императорского Географического общества. В 1857-1858 гг. принимал участие в путешествиях по Кашгарии и исследовал г. Кашгар. Он хорошо владел арабским, немецким, французским, турецким языками, поэтому мог изучать тексты и карты на иностранных языках. Многие его труды издавались в Германии и Великобритании. В 1864 г. он женился на сестре султана Айсаре, но вскоре, в апреле 1865 г., скончался после продолжительной болезни (туберкулез) на Алтынемеле. Ш. Уалиханов не писал специальных педагогических трактатов, но он отнюдь не стоял в стороне от культурной жизни Казахстана. Как ученый-просветитель боролся за распространение образования среди своего народа. Он защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа. Просветительские идеи его были органически связаны с горячим желанием служить своему народу. В своих произведениях («Письменности казахов», «Очерки Жонгарии», «Казахский эпос») он придавал большое значение необходимости распространения образования среди своего народа. В своих воззрениях на просвещение он придерживался идей революционно-демократической педагогики. «Для нормального роста и развития народа необходимы свобода и знание. Выходит, что, прежде всего нужно учить» – писал Уалиханов. При создании школ для казахских детей он считал необходимым руководствоваться принципом народности в воспитании и обучении. Он заботился о серьезном народном воспитании «не в виде школ толмачей и других административных потребностей, а в виде системы органов распространения европейской науки и гуманности». Первым из казахских просветителей внес неоценимый вклад в изучение природы, истории, быта и культуры своего народа, стремясь, сблизить русский и казахский народы, создать предпосылки для развития и взаимопонимания между ними. Широкие по масштабу и глубокие по научной значимости исследования позволили ему сделать важные выводы об уровне культуры своего народа, «наш народ имеет богатую и нелишенную поэтических достоинств замечательную литературу…» Однако как и другие просветители, он не придерживался материалистического понимания общественных явлений, по его мнению, только распространение просвещения, «истинных знаний» и подъем культуры являются темы решающими средствами, при помощи которых можно достигнуть социального прогресса и демократических преобразований в степи. Ошибочность взглядов Уалиханова проявилась в его отношении к религии. Критикуя ислам, он смотрел на него, как на главную причину общественных пороков и застоя, не понимая, что действительные их причины, кроются в экономических факторах, в условиях материальной жизни общества. Великий казахский писатель, академик М.О. Ауэзов, «революционно - демократические идеи… русских мыслителей казались Шокану… преждевременными в применении к отсталому казахскому обществу». Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие педагогической мысли в Казахстане.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент