ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
См. креативность. Также ср. с критическим мышлением.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ
один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов.
Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным (=> творчество).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Мышление творческое
особый вид мышления, обеспечивающий возможность создания нового продукта. М. т. неотделимо от самого творчества, при этом его своеобразие обусловлено максимальной субъективностью. Практически невозможно описать то, как происходит осуществление этого процесса, поскольку у каждого человека он глубоко индивидуален. Другой особенностью М. т. выступает его связь с познавательными процессами. Оно не предполагает использования готовых знаний и умений — наоборот, направлено на поиск новых решений, создание новых программ, целей, смыслов и др.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ
мышление, в результате которого человек решает задачу, которую никто до него не решил, или находит новое решение известной задачи. Творческим может быть любой из видов мышления: теоретическое и практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Творческое М. имеет ряд специфических особенностей.
Первая его особенность заключается в том, что творчески мыслящий человек в решении известных или типичных задач почти никогда не идет известным путем; всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее решенных им задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению поновому, не так, как он действовал раньше.
Вторая особенность творческого М. состоит в том, что творчески мыслящий человек почти никогда не довольствуется единственным, уже найденным способом решения задачи, и стремится отыскать все возможные способы решения задачи. Более того, из разных известных ему способов решения задачи он предпочитает наиболее оригинальный и простой. Третья характерная черта творческого М. состоит в стремлении творчески мыслящего человека найти среди всех возможных, доступных ему способов решения задачи самое лучшее решение и максимально усовершенствовать его. Четвертая особенность творческого М. заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и умело использовать различного рода подсказки, опираясь на которые, можно быстрее решить задачу.
Творчески мыслящие люди кроме необычности их мышления обладают некоторыми специфическими личностными свойствами. Творчески мыслящий человек – это, как правило, неординарная личность, во многом не похожая на остальных людей. Это человек, который нередко ведет себя не так, как большинство других людей. Используя известное образное сравнение, по поводу такого человека можно сказать, что он «не боится быть белой вороной», т. е. быть не похожим на остальных людей. Более того, творчески мыслящий человек, особенно в своем мышлении, почти всегда стремится быть не таким, как все. Творчески мыслящий человек-это критически настроенный человек, которые склонен критически относится не только к собственному М., но и к М. других людей. В связи с этим у такого человека далеко не всегда складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми. Творчески мыслящая личность обычно не любит, когда на нее оказывается психологическое давление, и в условиях такого давления творчески мыслящий человек продуктивно работать не может. Творчески мыслящая личность довольно часто поступает по-своему, проявляет самостоятельность, не дожидаясь помощи со стороны. Творчески мыслящие люди нередко обладают и некоторыми детскими чертами, например повышенной обидчивостью, упрямством. Психологическая природа указанных выше типичных личностных отличий творчески мыслящих людей от обычных людей до сих пор не выяснена. Данные, которыми располагает наука, не позволяют, кроме того, однозначно ответить на вопрос о том, можно ли развивать творческое мышление. Среди множества обычных людей встречается не так уж много творчески мыслящих, одаренных личностей, и совсем мало таких, чей творческий потенциал, будучи реализованным, приводит к великим достижениям и открытиям.
Неоднократно предпринимавшиеся попытки развить творческое мышление у детей не привели к сколько-нибудь значительным успехам. Во всяком случае, никому еще не удалось бесталанного человека превратить в гения или хотя бы в творчески одаренную личность, которая впоследствии достигла бы выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности. Нередко творческие способности передаются от поколения к поколению. Известно, например, что в семье Бахов (Иоганн Себастьян Бах-известный композитор) и в семье Бернулли (Я.Б. Бернулли-не менее известный математик) было немало одаренных в музыке и в математике людей, представлявших несколько поколений. Все это говорит в пользу того, что талант, творческие способности и творческое М., по-видимому, являются врожденными, обусловленными генотипически.
Но есть и другая группа фактов, рассмотрение которых приводит к прямо противоположному выводу относительно возможностей развития творческого мышления. Во-первых, развитое творческое М. у людей, как правило, проявляется уже в зрелом возрасте, т. е. намного позднее того времени, когда практически завершаются созревание и развитие организма человека по генетически заданным программам. Это значит, что для полноценного проявления творческой одаренности и полного развития творческого мышления человека необходим значительный жизненный опыт, который накапливается в результате обучения, воспитания и опыта многолетней профессиональной деятельности. Во-вторых, ранние продук ты творчества человека со временем совершенствуются и, в конечном счете, уступают более поздним продуктам творчества того же самого человека. Творения взрослого, зрелого и опытного специалиста, например, инженера или художника, существенно отличаются от технического и художественного творчества детей. Значит, и здесь мы имеем дело с влиянием научения и приобретаемого жизненного опыта на творческий процесс. В-третьих, если М. человека сознательно и целенаправленно не развивать, то его творческий потенциал вряд ли спонтанно проявится или не проявится в полной мере. Есть немало одаренных детей, которые, обладая с детства хорошими задатками, став взрослыми, никак не проявляли своей одаренности. Наконец, в-четвертых, почти все исторически известные достижения творческого М. людей связаны с цивилизациями, в которых существовала достаточно развитая система образования. Без такой системы образования сколько-нибудь значительные достижения творческой мысли практически невозможны. Отсюда вывод о том, что творческие способности на высших уровнях их развития являются приобретенными, а не врожденными, и их, следовательно, можно у человека развивать. См. мышление (виды).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
63.08 кб

Как развить творческое мышление

Масакова Олеся Вячеславовна
Читать PDF
975.22 кб

Условия развития творческого мышления

Першина Кристина Владимировна
В статье анализируются условия развития творческого мышления. Особенно остро этот вопрос встает сейчас, в век научно-технического прогресса.
Читать PDF
263.72 кб

Развитие у студентов творческого мышления

Гордова Р.Л.
В статье рассматриваются вопросы развития творческого мышления у студентов.
Читать PDF
262.62 кб

Исследование проблем творческого мышления

Укуева Бушарипа Кожояровна
В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной психологической науки, а также рассматриваются научные взгляды, мнения о средствах и исследованиях развития творческого мышления студентов в ВУЗах.
Читать PDF
658.01 кб

Творческие основания клинического мышления

Лукьянец Полина Борисовна
Клиническое мышление это творческий акт выявления конкретного образа нездоровья на основе первичного нозологического диагноза и определение конкретных отношений симптомов и синдромов в биосоциальном и духовном контексте, что дает
Читать PDF
1.29 мб

Творческое мышление в конфликтной ситуации

Тевосян Мария
В статье обсуждается роль творческого мышления в конфликтной ситуации.
Читать PDF
1.75 мб

Развитие творческого мышления у дошкольников

Шиян Ольга Александровна
Оправдание творчества Тема экспериментальной площадки детского сада № 1602 ЮВАО г. Москвы «Развитие творческого (диалектического) мышления у дошкольников».
Читать PDF
115.61 кб

Творческое мышление как Высшая форма мышления

Чернецкая Надежда Игоревна
В статье творческое мышление рассматривается как интегральное психическое образование, как обобщенный индикатор психического развития.
Читать PDF
103.25 кб

Трансдуктивная концепция творческого мышления

Рочев С. С.
Вводится понятие трансдукции как логико-гносеологической формы творческого мышления.
Читать PDF
97.75 кб

О механизмах продуктивного творческого мышления

Леденева Галина Леонидовна
Читать PDF
1.43 мб

Развитие творческого мышления младших школьников

Рачева Вера Семёновна
В статье автор представляет креативное занятие. Показаны основные блоки занятия
Читать PDF
1.14 мб

Развитие творческого мышления младших школьников

Макарова Юлия Вадимовна, Кузьмакова Ксения Николаевна, Троицкая Ирина Юрьевна
В статье разбираются вопросы развития творческого мышления детей в начальной школе. Описывается роль учителя в формировании творческих способностей учащихся начальных классов.
Читать PDF
333.22 кб

Развитие творческого мышления в детском возрасте

Чурбанова Светлана Михайловна
Актуальность (контекст) тематики статьи.
Читать PDF
380.65 кб

К изучению проблемы творческого мышления студента

Нейфельд Е. В.
Анализ литературных источников и полученных данных анкетирования студентов свидетельствует об их ориентации на внутренний духовный мир человека, потребность в самореализации и самовыражении.
Читать PDF
422.69 кб

К проблеме гибкости творческого мышления учащихся

Левицкая Татьяна Евгеньевна, Богомаз Сергей Александрович, Залевский Генрих Владиславович
Рассматриваются процессы восприятия и переработки информации в связи с адаптацией детей к образовательной среде. Исследуются типичные формы когнитивного реагирования, на основании чего вычленяются и сопоставляются группы учащихся.

Похожие термины:

  • МЫШЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ТВОРЧЕСКОЕ

    проявляется при решении задач, требующих интеллектуальной инициативы, поиска новых способов действий, видоизменения ранее усвоенных приемов, учета при принятии решения конкретной трудовой ситу
  • Тест творческого мышления Е. П. Торранса

    Тест разработан Е. П. Торрансом в 1962 г. Предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5—6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных групп
  • Вербальный тест творческого мышления необычное использование

    тест «Необычное использование» предназначен для исследования творческой одаренности детей, начиная с 10—11 лет и до 17—18 лет. В качестве стимульных заданий в тесте используются два общеизвестных п