ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Творческий процесс
взаимосвязь внутренних и внешних факторов, ведущих к созданию творческого продукта. Проблема структуры и этапов Т. п. проходит через всю историю психологии и до сих пор является одной из центральных в теории творчества. Попытки дать анализ вариантов структуры Т. п. предприняли многие зарубежные и отечественные психологи (М. Арнаудов,
М. А. Блох, Г. Я. Буш, Н. А. Венгеренко, Р. Вудвортс, Г. Гельмгольц,
А. Гордон, В. Н. Дружинин, Н. Н. Кириллова, Б. А. Лезин, Н. Ливсон, А. Матейко, А. М. Матюшкин, А. И. Половинкин, Я. А. Пономарев, А. А. Потебня, О. К. Тихомиров, Г. Уоллес, В. Н. Харькин и др.). Т.
п. функционирует как единая целостная система. Особенности Т. п. обусловлены объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), а также спецификой индивидуальной структуры креативности, в частности, взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов.
В теоретических моделях структура Т. п. представлена как иерархия различных уровней, этапов, стадий, фаз, которые связаны с существованием многих особенностей, типов связи, субординации этих уровней. Классификации фаз у разных авторов в той или иной мере различаются как по количеству выделенных этапов, так и по линии их характеристик, однако в целом они во многом сходны. В самом общем виде структура Т. п. включает шесть фаз:
1. Инициация — результат первичных мотивационных импульсов, осознание и формулировка проблемы, интеллектуальная творческая установка готовности и особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для генерации новой идеи. На этом этапе доминирует сознательная работа.
2. Информация — подготовка, накопление информации, опыта переживаний, впечатлений. Эту фазу можно также назвать фазой логического анализа. На данном этапе решения проблемы человек использует информацию, которой он обладает и которую можно применить в данных условиях. Отвергая один за другим способы решения, индивид действует осознанно и целенаправленно, логически контролирует процесс и результаты поиска. Творческая ассимиляция информации, возникновение и переработка первичных импульсов происходят бессознательно.
3. Инкубация — созревание, бессознательная работа над проблемой, интуитивное преобразование информации, полученной на предыдущем этапе. Я. А. Пономарев определяет этот этап как фазу интуитивного решения. Она наступает, если на предшествующей фазе обнаруживается неадекватность логических программ. Бессознательно формируется интуитивная модель ситуации. Решающую роль здесь играют побочные продукты («подсказка»). Успех зависит от того, насколько человеку удалось освободиться от шаблона, сохранить интерес к задаче и выйти за пределы намеченной области. Эффективность инкубационного этапа зависит от способности индивида к расщеплению стереотипных связей, преобразованию и реконструкции сложившихся моделей.
4. Инсайт, озарение. Переход бессознательного в сознание описывается как вдохновение, «виртуальная психическая реальность», креативное состояние. Данная фаза характеризуется повышенной активностью, продуктивностью деятельности, трансцендентностью переживания, «просветленностью сознания», обостренностью всех высших психических функций. Осознание факта решения задачи происходит неожиданно. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения (открытия, изобретения, художественный образ) вначале в виде гипотезы, принципа, замысла. Процесс перехода идеи из бессознательных пластов в область сознания и способ решения не осознаются.
5. Интеграция — воплощение идеи, ее оформление и проверка. На данном технологическом этапе происходят поиск средств и реализация идеи. Универсальной формулы разработки идеи не существует. Индивидуальные варианты многочисленны. Задача этого этапа — придать найденному решению завершенный вид.
6. Интерпретация и оценка результата. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение "как-то само" возникает в их сознании и что им остается только записать "услышанное" или "увиденное". Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта "озарения" издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.
Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят 1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время развивается 2-я стадия Т. п. - созревание (incubation). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует 3-я стадия - озарение (инсайт), за которой идет 4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии).
На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени "творческая" задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.
Анализ самонаблюдений показывает, что процесс "озарения" нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. "озарения", как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, "раскручивают" мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.
В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.
Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С т. зр. теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной "заторможенности", но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.
Один из вариантов интерпретации терминов "понимать" и "порождать" м. б. связан со след. рассуждениями. Термин "понимать" подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово "формировать" в данном контексте используется в смысле "формировать по инструкциям". "Человек понимающий" должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, напр, вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.
"Человек творящий", напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие "прыжки" мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.
При сравнении актов "порождения" и "понимания" выявляется определенный парадокс. Характерная особенность "человека понимающего" состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее "человеком творческим". Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.
Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).
1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур "усеченного", неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.
2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. Явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.
3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).
4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.
В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась "удачная" система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность. (В. М. Кроль.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
261.29 кб

Творческий процесс

Любарт Тодд , Муширу Кристоф
Творческий процесс включает последовательность мыслей и действий, которые приводят к созданию оригинальных и осмысленных продуктов.
Читать PDF
263.34 кб

Творческий процесс и его принципы

Рендакова Е. М.
В статье раскрываются основные принципы творческого процесса: пассионарность, знаковость, асимметричность, диалоговость, рефлексивность, открытость.
Читать PDF
874.67 кб

Речевой тренинг - процесс творческий

Васильев Юрий Андреевич
В статье рассматривается новая философия речевых тренингов синхронизированного тренинга сенсорных механизмов пластики, голоса и речи, отражающая диалогичность актерского искусства, объединяющая глубинные процессы порождения действ
Читать PDF
10.02 мб

Освоение культуры - творческий процесс

Кудрявцев Владимир Товиевич
Современная психология рассматривает детское развитие как процесс приобщения ребенка к миру культуры и его самоопределения в нем. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые остаются открытыми и для науки, и для практики.
Читать PDF
145.64 кб

Творческие процессы в студенческой среде

Ромах Н. И., Бобылёва Е. Ю.
Читать PDF
177.71 кб

Детская журналистика как творческий процесс

Коханая Ольга Евгеньевна
В статье автор анализирует творческую и коммуникативно-игровую функции детской журналистики как самобытного российского явления, рассматривает журналистику для детей как инструмент развития творческой личности.
Читать PDF
711.31 кб

Творческий процесс: признаки, этапы и критерии

Гетманская Елена Валентиновна
Многомерность творческого процесса обусловливает объективную трудность выявления его операциональных и качественных характеристик.
Читать PDF
3.86 мб

Стандартизация образования — процесс творческий

Наумченко И. Л.
Читать PDF
271.63 кб

Педагогическая мастерская как творческий процесс

Юркова Жанна Халяфовна
Актуальность выбранной мной статьи вызвана необходимостью познакомить своих коллег с инновационной технологией, которая по многим параметрам отвечает новому ФГОС.
Читать PDF
214.70 кб

Роль веры в творческом процессе научного познания

Теплых М. С.
Читать PDF
214.37 кб

Роль веры в творческом процессе научного познания

Теплых М.С.
Читать PDF
833.89 кб

Основные компоненты творческого процесса учащихся

Гуламова Мохигул Бахтиёровна, Рахимов Бекзод Бахтиёрович
В статье рассмотрены основные компоненты творческого процесса, такие как творческое мышление, способность к сотрудничеству и мотивация творчества, которые являются основой развития у учащихся творческой деятельности.
Читать PDF
3.80 мб

Педагогическая деятельность как творческий процесс

Сластенин Виталий Александрович
Читать PDF
196.09 кб

Значение воспитания в процессе творческого развития

Коловская Александра Захаровна
В статье рассмотрены основные свойства творческой личности, а также особенности ее формирования.
Читать PDF
214.38 кб

Роль «АРТ-парка» в художественно-творческом процессе

Николаева А. Н.
Художественно-творческая деятельность молодежи представляет собой продуктивную форму деятельности, способную раскрыть в каждой личности творческий потенциал, помочь ей проявиться продуктивно значит дать возможность адаптироваться