Творческий потенциал

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Творческий потенциал
общеславянск. «творъ» - вид, существо, творение + потенциал) – аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению. Как установлено, существует положительная корреляция между показателем JQ и показателем творческого потенциала, однако последний считается недостаточно надежным индикатором интеллектуальной продуктивности, нежели собственно JQ, хотя и последний отнюдь не обусловливает однозначным образом творческие достижения в артистической, литературной и/или научной сферах деятельности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ
существенную роль в ак- меологическом изучении творчества играет психологическое исследование проблемы развития и реализации творческого потенциала человека. П.т. может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и организаторских или инновационных способностей, побуждающих к изменению, совершенствованию, оптимизации существующего положения дел, деятельности. Творцам присущ особый рефлексивно- интенсивный, интуитивно-обостренный стиль мышления, деятельности, характеризующийся углубленными, «мировоззренческими чувствами» (C.JI. Рубинштейн), т. е. рефлексии.
Актуальное проявление творчества является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который служит предпосылкой их дальнейшего развития. В общем виде П.т. трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а проявление - внезапное «озарение», появление идеи. Акмеологический анализ специфики П.т. предполагает использование категориальной оппозиции «естественное - искусственное». Причем оба процесса - постепенное (сукцессив- ное) развитие П.т. и его одномоментная (симультанная) реализация могут рассматриваться как естественный процесс стихийного характера, и как управляемый, организуемый.
В первом случае развитие П.т. носит стихийный характер, а его реализация осуществляется спонтанно. Во втором - напротив, велика роль специальных внутренних усилий субъекта и целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий. В силу этого вмешательства в непроизвольное осуществление П.т. обеспечивается управлением обоими процессами, т. е. стихийное развитие П.т. приобретает более оптимальные формы и виды, а его спонтанная реализация осуществляется более эффективными путями и способами, определяемыми состоянием как психологических знаний о творческом потенциале, так и базирующимися на них педагогическими технологиями и рекомендациями, которые направлены на усиление креативного компонента развития человека и на оптимизацию реализации его П.т. посредством активизации и развития рефлексивной культуры профессионата.
Итогом реализации П.т. человека является положительная или отрицательная социальная оценка его творческих усилий и достижений (определяемая именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциатьных предпосылок их функционирования), которая оказывает соответствующее обратное влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека. Творчество мобилизует его жизненные силы, гармонизируя функционирование психических процессов в уникальный ансамбль и раскрывая психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные резервы.
Психологический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала человека заключается в раскрытии природы этого креативного стиля бытия человека-творца, изучение интуитивно-рефлексивных механизмов функционирования его психических процессов и определение условий, путей и способов управления ими в целях обеспечения социально-значимых достижений и культурно-прогрессивных инноваций.

Источник: Акмеологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
128.83 кб

Творческий потенциал личности

Байгильдина З. Ф.
Данная статья посвящена исследованию творческого потенциала личности.
Читать PDF
120.21 кб

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО ОЦЕНКА

Марков Василий Николаевич
Рассматривается понятие творческого потенциала и предлагается социальный критерий творческой новизны, состоящий в экономии свободного времени.
Читать PDF
265.49 кб

Развитие творческого потенциала персонала

Нетребина Н.С., Шендель Т.В.
Представлено определение понятия «творческий потенциал», раскрыта его структура и уровни развития.
Читать PDF
315.54 кб

Ценность личности и её творческий потенциал

Глаголев Владимир Сергеевич
Читать PDF
145.01 кб

Творческий потенциал личности и его развитие

Горовая Валерия Ивановна, Петрова Нина Фёдоровна
Читать PDF
312.65 кб

Homo loquens: творческий потенциал и артистизм

Марченко Ольга Игоревна
Человека, действующего словом, со времен античности изучает риторика.
Читать PDF
135.45 кб

Творческий потенциал личности будущего инженера

Бегидова Светлана Николаевна, Липилина Елена Юрьевна
В статье раскрывается сущность творческого потенциала личности будущего инженера и составляющих его компонентов: потенциала личности и креативности, обеспечивающих личности профессиональное становление, обосновывается необходимост
Читать PDF
158.19 кб

Концепция развития творческого потенциала учащихся

Петров Константин Владимирович
Движение человека к акме начинается в детстве.
Читать PDF
195.63 кб

Творческий потенциал: различные подходы к изучению

Хачатурова Карине Робертовна
Читать PDF
572.38 кб

Духовный потенциал культурной среды творческого вуза

Малянов Евгений Анатольевич
Рассматривается образовательная и воспитательная деятельность творческого вуза, дается авторская интерпретация понятия «культурная среда вуза», выявлены ее уровни (микросреда, мезосреда, макросреда, ино-среда).
Читать PDF
299.72 кб

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА-АГРАРИЯ

Тимошенко Вячеслав Михайлович, Дорошенко Сергей Владимирович
Рассмотрены условия формирования личности студента-агрария при изучении им естественно-научных и инженерных дисциплин.
Читать PDF
2.07 мб

Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития

Мартишина Нина Васильевна
Автор раскрывает сущность и структуру творческого потенциала педагога, представляет его критерии и показатели, показывает взаимосвязь состояния данного профессионально-личностного феномена и осуществляемой педагогом деятельности,
Читать PDF
228.75 кб

Развитие творческого потенциала современного школьника

Веретенникова Людмила Кузьминична
В статье раскрываются концептуальные основы развития творческого потенциала современного школьника.
Читать PDF
318.62 кб

Творческий потенциал повседневности: философский анализ

Розенберг Наталья Владимировна
Статья посвящена анализу творческого потенциала современной повседневности, которая рассматривается как поле реализации творческих потребностей человека.
Читать PDF
212.88 кб

Личность в организации: развитие и творческий потенциал

Леоненко Н.В.