ТУРКМЕНЫ

Найдено 1 определение
ТУРКМЕНЫ
представители коренного народа Средней Азии, проживающие в основном на территории Туркмении. Само название народа в переводе на русский язык обозначает "туркообразный". Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полагается обязательно пожелать ему: "Пусть каждое зерно станет тысячей" или "Пусть хорошо взойдет семя". Такие приветствия и пожелания высказываются в адрес любого работающего. Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток -зеленый чай ("чок чай"). Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться особого к себе отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту не медлительные, но и не слишком быстрые. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют данные им поручения. В республике прочно сохраняется большой авторитет, послушание и уважение к старшим - "аксакалам" Если старший по возрасту попросит об услуге младшего, отказываться считается неприличным. В присутствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта. Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в целом в республиках Средней Азии, обусловлены исламской религией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного населения, в том числе и молодежи. Религиозность населения подчеркивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетенными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными отношениями, которые зачастую объясняются и выдаются за национальные народные привычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами их жизни (например, религиозное бракосочетание и т. п.), прибегают не только верующие. Под давлением религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблющихся и неверующих. В процессе исторического развития туркменской нации возникла традиция объединения людей в немногочисленные мобильные группы для решения различных задач; группы при необходимости легко возникают и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисциплины подчинения, исполнения отдаваемых приказаний. В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты. Он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими. Точно так же туркмен сострадателен и нежен к животным и вместе с тем жесток и даже бесчеловечен к другим людям - "врагам". Результатом социально-экономического и культурного развития страны стали такие национально-психологические особенности ее народа, как высокая степень эмоциональности, его воинственность, свободолюбие, неприятие признания власти над собой, умение переносить боль и страдания. Свойственно туркменам и высокое честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Нанесенные даже случайно обиды туркмены помнят долго, переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в присутствии других людей приносит извинения. На их поведении сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через довольно продолжительное время может проявляться в жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
243.71 кб

Наследник «Отца всех туркмен»

Гафарлы Мехман
«Новые Известия», М., 4 июля 2006 г.
Читать PDF
299.40 кб

Применение политических технологий в советской и постсоветской центральной Азии* (на примере Туркмен

Кадыров Шохрат
«Вестник Евразии», М., 2005 г., № 4, с. 202-231.
Читать PDF
287.46 кб

ОТ «ОТЦА ВСЕХ ТУРКМЕН» ДО «ПОКРОВИТЕЛЯ» - ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Новосёлов С.
Читать PDF
199.70 кб

2017.01.022. ГОРСКИ Ф.С., ТУРКМЕН-ДЕРВИС Г. РЕЛИГИЯ, НАЦИОНАЛИЗМ И НАСИЛИЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД. GORS

Мельник С.В.
Читать PDF
94.14 кб

Туркменистан глазами туркмена

Абитов Камиль
"Петербург национальный", СПб., 2003 г., № 12, с.21.
Читать PDF
216.32 кб

Мифы великого Туркменбаши

Горак Славомир
Читать PDF
167.11 кб

Фреймы Туркменбаши: образ покойного президента Туркменистана в западной прессе

Фридман Эрик
Как показывают результаты исследований, сегодня в США и в других странах Запада средства массовой информации уделяют зарубежным новостям существенно меньше, чем прежде, места на полосах газет и времени в эфире, сокращают в этой сф
Читать PDF
103.08 кб

Орденоносец Туркменбаши

Панфилова Виктория
"НГ-дипкурьер", М., 11 октября 2004 г.
Читать PDF
197.12 кб

Туркменбаши пожертвует нейтралитетом ради поддержки со стороны США

Панфилова Виктория
«Независимая газета», М., 29 августа 2005 г.
Читать PDF
246.10 кб

В Туркмении хотят амнистировать русский язык

Савченко Геннадий
«Газета», М., 6 марта 2007 г.
Читать PDF
153.86 кб

Кланы развития Туркмении

Локоткова Светлана
Читать PDF
134.05 кб

Президент Туркмении создал Министерство справедливости

Кожушко Марина
"Независимая газета", М., 3 сентября 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Туркменистан после Туркменбаши. К вопросу о трансформации режимов личной власти

Горак Славомир
Political processes in Turkmenistan with special focus on political elite changes are the main topic of the article. Turkmen elite before the death of Saparmurat Turkmenbashi remain quite narrow.
Читать PDF
259.67 кб

Политическая элита Туркмении: традиции и перспективы

Оськина О.
Читать PDF
269.99 кб

ДОКТРИНА ПОЗИТИВНОГО НЕЙТРАЛИТЕТА И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ ТУРКМЕНИИ

Мирзеханов В.С., Тюльпаков М.В.