ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ
играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее прежде всего зависит существование человека и общества.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
, представляет собой единство внешних легко различимых элементов (предметно-действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. - и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ
один из ведущих видов деятельности; целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением и использованием орудий труда, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Основным элементом производственной деятельности в качестве способа ее осуществления являются двигательные действия, требующие высокой точности, соразмерности и координации движений

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ТД)
В психологической литературе деятельность классифицируют на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность или труд является основным видом деятельности. В чем же сущность трудовой деятельности? Определяя сущность труда, К. Маркс писал:
"Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". В процессе труда "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей".
Рассматривая физиологическую сущность труда, К. Маркс характеризовал ее следующим образом. "Как бы различны ни были отдельные виды полезного, труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.
Подчеркивая специфичность труда человека, К. Маркс писал: "Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально, Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил".
Таким образом, трудовая деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологическом (как "функции человеческого организма"), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль.
Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения предметов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность, реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в плане достижения конкретного результата.

Источник: Узнадзе Д.Н. Основные понятия психологической теории деятельности.1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
83.68 кб

Темпоральность трудовой деятельности

Стрелков Юрий Константинович
Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире уч
Читать PDF
97.47 кб

Темпоральность трудовой деятельности

Стрелков Юрий Константинович
Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире уч
Читать PDF
251.63 кб

Календарь и трудовая деятельность человека

Грищенко В. В.
в статье рассматриваются направления жизни русского народа, обусловленные наличием и распространением календарей, структурирующих трудовую и повседневную деятельность.
Читать PDF
370.69 кб

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДОЛГОЛЕТИЯ

Кулькова И. А., Плутова М. И.
Читать PDF
263.86 кб

Формирование трудовой деятельности в обучении

Кондратьев С. В.
Читать PDF
867.05 кб

Проблема качества жизни в трудовой деятельности

Савченко Т. Н., Головина Г. М.
в статье рассматриваются теоретико-психологические вопросы подходов к эмпирическому исследованию качества жизни в трудовой деятельности.
Читать PDF
91.25 кб

Состояние субъективности в сфере трудовой деятельности

Арямова Т. В.
Читать PDF
197.18 кб

Оценка врачами трудовой деятельности медицинских сестер

Витенко Н. В., Кучумова Н. Г.
Читать PDF
1.07 мб

Методы биомеханики трудовой деятельности и реабилитации

Шукейло Юрий Александрович, Хомутов Виктор Павлович, Хомутов Виктор Викторович
Рассмотрены методы, используемые в биомеханике и позволяющие анализировать движение тела человека, анализировать причины возникновения травм.
Читать PDF
4.85 мб

Мотивация трудовой деятельности: социологические аспекты

Карамышева Н.М.
Читать PDF
349.24 кб

Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе

Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна
В статье дано описание такого явления как совмещение студентами учебы в вузе с трудовой деятельностью.
Читать PDF
342.07 кб

Ирина Ивановна балашева (к 60-летию трудовой деятельности)

Читать PDF
1.32 мб

Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности

Шанц Евгения Альфридовна
В данной статье рассматривается проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности.
Читать PDF
347.23 кб

Трудовая деятельность за пенсионным порогом: первое условие

Беляев Юрий Александрович
Увеличение продолжительности жизни и числа пенсионеров, желающих продолжить полноценную трудовую деятельность, ставит перед государством задачу организации полноценного обновления знаний ветеранов труда, и не только чисто професси
Читать PDF
54.72 кб

Влияние мебикара на трудовую деятельность психически больных

Карпов А. М., Зимакова И. Е., Зимаков А. Ю.
Requirements on psychotropic drugs, limiting their use on the background of working activity are indicated. The original complex of methods and results of treatment of working patients with day tranquili-zer mebicar are described.

Похожие термины:

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    форма организации труда, при которой работник самостоятельно реализует собственную инициативу, что позволяет ему наиболее эффективно использовать свои способности.