ТРУДНЫЕ ДЕТИ

Найдено 1 определение
ТРУДНЫЕ ДЕТИ
– категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуальнопсихологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебновоспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к Т. д. отнят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Т. д. – широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научнопопулярной литературе, а также в педагогической публицистике.
В отечественных психологопедагогических науках в 2030е гг. 20 в. данным термином обозначали практически всех детей, чье обучение и воспитание представляли значительные трудности. К Т. д. фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К трудным относили также беспризорников, малолетних преступников и других детей, которых также характеризовали как «морально дефективных». В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда и др. было показано, что так называемая моральная дефективность не является изначально присущей отдельным детям особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение детей на нормальных и морально дефективных.
В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Одной из причин, порождающих затруднения в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так называемые пограничные состояния. Ребенок, страдающий, например, психопатией или РДА, безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории трудных не вполне оправдано, т. к. подобные отклонения подлежат преимущественно медицинской коррекции. Если поведение ребенка заставляет заподозрить наличие у него нервнопсихических отклонений, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными). В отдельных случаях рекомендуется индивидуальное обучение.
Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями. Которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления алкогольного синдрома (возникающие вследствие алкогольной интоксикации плода на пренатальной стадии развития). К так называемым нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития. Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебнокоррекционных мероприятий.
В большинстве случаев медицинское обследование Т. д. констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними факторами – социальными и педагогическими.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
829.25 кб

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Токарев Олег Александрович
В статье рассмотрены возможные трудности, которые возникают в общении одаренных детей со сверстниками.
Читать PDF
315.70 кб

Дети с трудностями обучения: диагностика, коррекция, помощь

Читать PDF
142.01 кб

Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект)

Ковальчук А. В., Журавлев Д. Н.
Читать PDF
211.91 кб

Врачи, отцы и дети: трудности взаимоотношений с законными представителями пациентов

Мустафина-Бредихина Диана Мядхатовна
Читать PDF
257.15 кб

Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности

О. В. Жданова
Читать PDF
717.46 кб

ДЕТИ, ОКАЗАВШИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ситак Л.А., Ларионова Е.Г.
В статье рассматриваются некоторые аспекты воспитания детей, относящихся к группе риска.
Читать PDF
88.55 кб

Билингвальные дети: неиспользованные возможности и потенциальные трудности обучения, воспитания и пс

Чеснокова О.Б.
Язык является не только главным средством общения и познания окружающего мира, но и обладает способностью отражать картину мира его носителя.