Трудности в общении

Найдено 1 определение
Трудности в общении
Из многочисл. терминов, обозначающих Т. в О. и имеющих хождение в обиходном и науч. языке, можно назвать следующие: коммуникативные и психол. барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях терминологической упорядоченности выделим 3 осн. понятия - нарушения, трудности и барьеры. Нарушения в протекании О., трудности и барьеры О. объединяет то, что все они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутр. напряжением, неудовлетворенностью в О., отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести протекания и психол. последствиям, по степени неудовлетворенности О. и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения. По степени выраженности этих критериев трудности О. можно расположить в след. порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), трудности, барьеры. Т. в О. могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в О. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, к-рым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции (как и все прочие трудности, обусловленные личностными особенностями). В Т. в О. следует выделить сугубо психол. и коммуникативный аспекты. Психол. аспект разнообразных трудностей и помех в О. связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной О. и включает в себя, с одн. стор., отчужденность и аутистичность, а с др. стор. - избыточность, бессодержательность О. Трудности межличностного неформального О., в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психич. напряжением. Они различаются по степени нервно-психич. напряжения, по типу ситуаций, в к-рых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность О. К субъективно переживаемым Т. в О. относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психол. контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого О. (начальник - подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость - поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, к-рые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор. Т. наз. объективные трудности, т. е. вызванные объективными и устранимыми причинами, - это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиол. особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психол. культуры О.). По причинной обусловленности (в рамках психич. нормы) Т. в О. делятся на первичные и вторичные. Первичные Т. в О. зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиол., личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и др. личностные особенности, тесно связанные с темпераментом. Вторичные Т. в О. могут быть психогенными и социогенными. Психогенные Т. а О. как следствие психол. травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой опр. негативные изменения, прежде всего в доверительном О. Социогенные Т. в О. являются следствием внеш. барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, опр. условий О. (напр., невозможность уединиться или депривация в детском возрасте). Эти трудности появляются и как следствие О. с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным, настырным и т. д. партнером. Наиболее типичным примером вторичных трудностей неформального межличностного О. являются психол. последствия сверхинтенсивного профессионального О. в условиях чрезмерной скученности при одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, длительное плавание на подводной лодке, геологические экспедиции и т. п.). Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия. Ростов-н/Д, 1999; Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985. В. Н. Куницына

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
829.25 кб

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Токарев Олег Александрович
В статье рассмотрены возможные трудности, которые возникают в общении одаренных детей со сверстниками.
Читать PDF
1.20 мб

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ - ВИРТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Иксанова Гульнур Насибулловна
Современные исследования затрудненного общения у детей и взрослых затрагивают несколько аспектов деятельности, в частности, актуальные форы коммуникативного взаимодействия посредством интернет-коммуникаций.
Читать PDF
62.79 кб

Необходимые условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е. М.
Читать PDF
3.67 мб

Инструментальный подход к исследованию трудностей общения в подростковом возрасте

Петрова Дина Борисовна, Мишанкина Наталья Анатольевна
В данной работе анализируется проблема изучения трудностей общения в подростковом возрасте.
Читать PDF
164.95 кб

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е. М., Непомнящий А. В.
Читать PDF
3.72 мб

Особенности становления рефлексии подростков с трудностями общения со сверстниками

Петрова Дина Борисовна, Мишанкина Наталья Анатольевна
Данная работа посвящена выявлению специфики становления рефлексии в подростковом возрасте в процессе реализации ведущей деятельности.
Читать PDF
485.15 кб

Личностные детерминанты трудностей в общении у подростков с аутодеструктивным поведением

Ипатов Андрей Владимирович
В статье описывается исследование психологических свойств личности аутодеструктивных подростков, особенностей отражения такими подростками социальной ситуации и специфики реагирования во взаимодействии с людьми.
Читать PDF
885.84 кб

Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии)

Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В., Левченкова Н.С., Антонова А.Н.
Обсуждаются трудности взаимоотношений студентов 3-5 курсов с пациентами на амбулаторном приеме.
Читать PDF
973.21 кб

Психологические трудности общения и оценка жизненных событий детей мигрантов и не-мигрантов

Гейденрих Лариса Александровна
Читать PDF
353.84 кб

Исследование трудностей межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Тарасенко Мария Львовна
Исследование посвящено специфике проявления трудностей межличностного общения у студентов с разным уровнем социального интеллекта.
Читать PDF
493.34 кб

Кросс-культурные различия коммуникативных трудностей взрослых в общении с подростками-неформалами

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается актуальная проблема отношения взрослых людей к подросткам, включенным в различные субкультурные объединения; отражена специфика социальной перцепции старшим поколением подростков-неформалов и характера меж
Читать PDF
278.26 кб

О некоторых трудностях в общении между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстник

Малеванов Е. Ю.
Обоснована необходимость интеграции детей с ограниченными возможностями и здоровых детей в специально созданной среде, моделирующей социальные отношения.
Читать PDF
423.92 кб

Преодоление коммуникативных трудностей при обучении иноязычному общению детей с особенностями психоф

Круглова Людмила Васильевна, Штерн Ольга Владимировна
Рассматривается вопрос коммуникативных трудностей, возникающих у детей с особенностями психофизического развития при обучении иностранному языку.
Читать PDF
261.70 кб

О некоторых трудностях развития умений иноязычного устноречевого общения учащихся с депривацией зрен

Насырова Анна Анатольевна
Рассматриваются некоторые трудности овладения умениями иноязычного устноречевого общения учащимися с депривацией зрения.
Читать PDF
319.85 кб

Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективной коммуникации в конфликт

Архимук Алексей Николаевич, Липницкий Анатолий Владимирович
В статье раскрывается широкий круг закономерностей общения: понятие и функции общения, коммуникативные трудности и драмы, коммуникативная компетентность, затруднения общения в конфликтах и способы их преодоления.

Похожие термины:

  • ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ

    коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.
  • ТРУДНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

    внешние и внутренние (психологические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми. На уровне межгосударственн
  • Гештальт-терапия в устранении трудностей в общении

    нем. Gestalt - образ, целостная форма) - форма психотерапии, основанная на понятиях единства и целостности (предложена Ф. Перлзом). Гештальт-терапия (Г.-т.) обычно проводится в группах. Групповая психотер
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья

    Трудности в О. изучаются в контексте разл. концептуальных схем. К ним можно подойти и с позиций психологии здоровья (Творогова, 2003). По определению Б. Ф. Ломова (1984), психология здоровья - это междисци