ТРИМОДАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Найдено 1 определение
ТРИМОДАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
теоретическая модель, разработанная R. Stevens [1998], представляющая одно из возможных решений существующего антагонизма между объективистами и субъективистами, позитивистами и интерпретационистами, приверженцами количественных и качественных методов. R. Stevens отме-чает, что "человеческое бытие является продуктом очень длительной био-логической и культурной эволюции. В результате этого эволюционного процесса сформировались три различных формы или основания человеческих действий. Каждая форма развивается на основе предшествующей, но с течением времени обретает качественно отличную форму. К первичным процессам (или первосигнальным в терминологии И.П. Павлова) он отно-сит биологическое отражение, основывающееся на биохимических и пси-хофизиологических процессах, создающих фундамент поведения. Эти процессы детерминированы генетически и их изменение возможно лишь в процессе эволюции - мутациями, естественным и половым отбором. Пер-вичные процессы определяют интеллект и темперамент.
Радикальный рост мозга у человека привел к фундаментальному изме-нению природы человеческой активности. Теперь она становится не толь-ко биологической, но и символической или второсигнальной. Ведущим источником активности становится не биологическая наследственность, а коммуникация и научение. С этого момента изменения происходят через коммуникацию и взаимодействие с окружающими людьми, что приводит к возможности значительно более быстрых изменений по сравнению с био-логической эволюцией. "Способность к символическому мышлению, поя-вившаяся в процессе биологической эволюции, единожды возникнув, при-водит к фундаментальным изменениям в путях генерации действий" [там же, стр. 77].
R. Stevens выделяет в качестве оснований символической формы об-щество с его ценностями, представлениями, социальной практикой и атти-тюдами, внутренне присущими языку, ассимилируемыми из субкультуры в которой непосредственно живет человек, и жизненные переживания дет-ства, формирующие ассимилируемые индивидуальные системы значений через взаимодействие с ровесниками и родителями, которые и создают наши внутренние личностные миры (сфера, например, психодинамических теорий). В субкультуре формируются коллективно разделяемые системы значений или социальные репрезентации, в непосредственном же окруже-нии системы индивидуальных значений.
Над этой вторичной символической формой существует третичная - рефлексивная осведомленность. Ее возникновение связано с формирова-нием у человека способности символизировать и концептуализировать самого себя. Мы можем обозревать и осуществлять текущий мониторинг собственных действий, рассматривать себя, также как и любых других лю-дей, наконец, рассматривать альтернативные способы поведения. Другими словами мы обретаем способность к самоосведомленности и рефлексив-ному выбору. Рефлексивная осведомленность основывается не на биоло-гическом отражении, также как и не на значениях, ассимилируемых из культуры или в годы детской социализации, а на человеческой способно-сти отражать то, что мы делаем, созерцая и инициируя альтернативы и новые действия.
Рассуждая о процессах перехода от вторичной к третичной формам, от символических к рефлексивным процессам, R. Stevens пишет: "Современ-ный комплексный мир вводит изобилие информации через книги, средства массовой информации и путешествия - о представлениях и способах бы-тия, отличных от наших собственных. Расширение альтернатив, открытых для нас может способствовать рефлексивному выбору. Возможно жизнь в этих называемых B. Luckman "множественных мирах современного чело-века" обусловливает нас на рефлексирование различных аспектов нашего существования и размышление о том, каким оно могло бы быть в против-ном случае" [там же, с. 78].
В своей дифференциации сфер приложения R. Stevens идет дальше, распределяя биологическую форму в качестве объекта естествознания, символическую - социальных наук или наук о личности, рефлексивную - моральным наукам, исследующим что может быть и что должно быть. В наиболее общем виде концепция R. Stevens представлена в приложении.

Источник: Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии