Тренинги общения: классификация

Найдено 1 определение
Тренинги общения: классификация
В психол. науке существуют разл. т. зр. на классификацию видов тренинга. Сложность классификации тренингов общения (Тр. о.) в том, что значительное число совр. тренингов эклектичны, т. е. сочетают в себе элементы разл. тренингов, отобранные по признаку эффективности для решения конкретных задач. Отнести такие тренинги к какой-либо конкретной психол. парадигме не всегда представляется возможным. В целом психологический тренинг - явление многогранное, существующее в разл. модификациях: социально-психол., партнерского О., коммуникативной компетентности, коммуникативных навыков и умений, межличностных отношений, публичного выступления, делового О., телефонного О., перцептивный, лидерства, продаж, банковских услуг и т. п. Тр. о. позволяет решать широкий круг задач. Есть неск. перспектив рассмотрения тренинга как вида обучения: по цели - передача технологий действия; по содержанию - опр. концепция реальности; по форме - интерактивное обучение, в к-ром участники активно действуют и взаимодействуют друг с другом и с тренером. Какой бы подход к классификации Тр. о. (основания, критерии) ни был выбран, тренинг всегда создается для кого-то и для чего-то. В зависимости от целей и задач применяется неск. видов классификации Тр. о.: 1) по тематике: коммуникативной компетентности, сенситивности, межличностных отношений, ассертивности, партнерского О., формирования команды, продаж, презентаций, ораторского искусства и т. д.; 2) по уровням проблем: индивидуальный уровень (относится к потребностям, к-рые связаны с навыками конкретных сотрудников); системный (потребности, связанные со взаимодействием внутри компании, управлением конфликтами, решением проблем компании и т. п.); стратегический (потребности, относящиеся к стратегическому развитию организации); 3) по составу аудитории (клиентов): а) по контингенту участников, на к-рый они рассчитаны. Осн. контингент Тр. о. (социально-психол. тренинга) - представители профессий, предполагающих интенсивное О., и люди, испытывающие трудности в сфере межличностных контактов. В основу классификации Тр. о. может быть положен возраст (дети, подростки, взрослые), социальный или профессиональный статус участников (студенты, педагоги, родители, продавцы, управленцы и т. д.), пол (мужчины, женщины); б) по степени сходства различия участников в группах тренинги принято делить на гомогенные (группа состоит из участников, сходных по возрасту, по социальному статусу, иногда по полу) и гетерогенные (участники различаются по этим параметрам); в) по возможности изменения состава участников тренинга разделяют на открытые (допускается изменение состава участников из разл. организаций по ходу работы, а также людей, самостоятельно принявших решение о необходимости получения знаний, навыков и умений по данной теме) и закрытые (состав группы неизменный). К закрытым относятся и корпоративные тренинги, проводимые с четко опр. составом сотрудников компании; г) по количеству участников в тренинговой группе различают: малые (ориентировочно 6-10 участников), средние (10-30 участников) и большие группы (более 30 участников). Тренинг можно разделить: 1) по временной организации работы: на проводимые в режиме отдельных встреч при средней продолжительности каждого занятия около 4-6 часов, погружения (2-5, иногда и больше дней интенсивной работы подряд), марафоны (16-36 часов непрерывной работы с минимальными паузами только для удовлетворения физиол. потребностей); 2) по пространственной организации: на стационарные (как правило, проводятся в помещении) и выездные (подразумевают выезд группы куда-либо, чаще на туристические базы); 3) по обучению межкультурной. коммуникации: а) эмпирический тренинг, не ориентированный на конкретную культуру; б) эмпирический культурно-специфический; в) дидактический общекультурный; г) дидактический культурно-специфический. Лит.: Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007; Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989; Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989; Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2004. В. Н. Федорчук

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011