Травма рождения

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ
birth trauma) Идея о том, что рождение является травматическим опытом (см. ТРАВМА), была впервые высказана Отто Ранком. На протяжении нескольких лет она пользовалась популярностью и рассматривалась, например, Freud (1915), как объяснение предрасположенности человека к ТРЕВОГЕ. Сейчас она представляет только исторический интерес. Похоже, теория о том, что тревога является повторением травматического опыта рождения, получила свою привлекательность благодаря тому, что дала возможность объяснить одно универсальное человеческое переживание, т.е. тревогу, ссылкой на другое переживание, рождение, а также тому, что позволила рассматривать ПСИХОНЕВРОЗЫ как особую форму ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Травма рождения
Автор. Понятие впервые введено З.Фрейдом в 1900 г.
Категория. Психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение.
Специфика. Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить - со всеми эмоциональными нюансами - акт своего рождения, и тем самым сделать его достоянием своего сознания. С момента возникновения эти представления о роли акта рождения в дальнейшей психологической жизни индивида подвергались решительной критике. В частности, за то, что не было предпринято никаких попыток проверить статистически выдвигаемую гипотезу. Так как шок при рождении Ранком связывался с резким изменением ощущений (от ощущения тепла, мягкости, насыщения - к ощущениям холода, жесткости, асфиксии и голода), то нет серьезных препятствий выявить влияние, оказываемое на психическую жизнь, родов той или иной степени сложности. Позднее Ранк несколько отошел от этих представлений.
Литература. Kubie L.S. Psychoanalyse ohne Geheimnis. Reinbek, 1956;
Rank O. Das Trauma der Geburt. Wien, 1924

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Травма рождения
birth trauma) Т. р. - представление о том, что роды представляют собой физически трудный и психологически устрашающий опыт для новорожденного, память о к-ром сохраняется в бессознательном. Эта идея по меньшей мере столь же стара, как Будда, к-рый считал роды одним из пяти неизбежных страданий в челов. жизни. Психоаналитик О. Ранк, один из учеников Фрейда, развил эту исходную идею в своей книге "Травма рождения" (Тhe trauma of birth). Он пояснял, что опыт оставления материнской утробы с изобилием пищи, тепла, покоя и кислорода ради выхода в грубый мир голода, холода, шума и затруднений дыхания непременно будет травмирующим. Согласно психоаналитической теории, любой травмирующий опыт оставляет шрам в душе чел., мешающий нормальному, рациональному мышлению. Ранк высказал предположение, что роды относятся к таким травмирующим событиям. Нек-рые психологи и психиатры, среди них Р. Д. Лэйнг, соглашаются с формулировкой Ранка. В рез-те этого они побуждают взрослых пациентов попытаться заново пережить опыт своего рождения, чтобы вернуть в сознание погребенные воспоминания, к-рые, возможно, деформируют дальнейшее развитие. Нек-рые врачи пытались ослабить страдания новорожденного при внезапном переходе из матки во внешнюю среду. Наиболее видным из них яв-ся Ф. Лебуйер, к-рый в книге "Рождение без насилия" (Birth without violence) описывает "пытку невинного", какой яв-ся роды в совр. больницах, восклицая: "Как напрасно думать, что такой громадный катаклизм не оставит своих следов!". Лебуйер предложил ряд мер для обеспечения "мягких родов", среди к-рых - отсрочивание перерезания пуповины, приглушение света и шума в родильном отделении, купание новорожденного в теплой воде, - все для того, чтобы замедлить быстрый переход из одного мира в др. Др. психологи и врачи считают Т. р. скорее фантазией, чем фактом. Они обращают внимание на то, что такие процедуры, как обрезание или вправление сломанной кости (весьма болезненные для детей более старшего возраста), сопровождаются гораздо меньшим криком у новорожденных. Кроме того, если новорожденных помещают рядом с матерью (обеспечивая безопасный телесный контакт) или уютно заворачивают в мягкую пеленку сразу после родов, они быстро успокаиваются и проявляют любопытство - поведение, не наблюдаемое обычно после травмирующего опыта. Тем не менее, хотя Т. р. остается недоказанным предположением, мн. родители и мед. персонал пытаются сделать первые моменты после родов более приятными для новорожденного. В последнее время уже не так часто можно увидеть, как новорожденного держат вниз головой и шлепают или сразу уносят, не дав матери подержать его. См. также Психоанализ, Ранкианская психология К. С. Бергер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ
бессознательные переживания человека, связанные с его появлением на свет. Впервые представления о травме рождения были выражены австро-американским психоаналитиком О. Ран-ком (1884–1939) в работе «Травма рождения» (1924).
   О. Ранк считал, что травма, полученная при рождении, является причиной возникновения неврозов, а переживания страха рождения – «первой репетицией», прообразом переживаний всех других ситуаций опасности. Травма рождения и вызванный ею страх, согласно О. Ранку, – основные факторы развития человека и источники невротических заболеваний.
   Во внутриутробном состоянии будущий ребенок органически соединен с матерью. Последующее нарушение этой гармонии между матерью и ребенком при рождении вызывает в нем тревогу. Незащищенность ребенка перед внешним миром может стать причиной того, что у него возникнет стремление вернуться в первоначальное состояние, а невозможность осуществления этого приведет к появлению невроза.
   Взрослый человек на бессознательном уровне в той или иной форме и степени тоже испытывает тоску по утраченной некогда гармонии. В состоянии коитуса у мужчины происходит как бы символическое приобщение к материнскому лону, а у женщины возникает желание вобрать в себя мужчину, чтобы тем самым слиться с ним в единое целое.
   По мнению О. Ранка, невроз возникает на почве внутрипсихического конфликта между стремлением человека вернуться в первоначальное состояние дородовой гармонии и воспоминанием об ужасе рождения. Одна из основных задач психоанализа состоит в устранении воспоминаний о травме рождения путем перевода бессознательных страхов пациента в его сознание и понимания того, что отделение ребенка от матери – неизбежный процесс психического развития.
   З. Фрейд признавал заслугу О. Ранка в том, что он подчеркнул значение акта рождения и отделения ребенка от матери. Но основатель психоанализа не принял крайние выводы, сделанные О. Ранком из представления о травме рождения и распространенные им на теорию неврозов и психоаналитическую терапию. Его критическая позиция по отношению к соответствующей концепции О. Ранка нашла свое отражение в работе «Торможение, симптом и страх» (1926).
   В частности, З. Фрейд считал, что страх – это свойственная всем высшим живым организмам реакция на опасность, между тем как рождение переживается только млекопитающими и подлежит сомнению вопрос о том, имеет ли оно у всех их значение травмы. Стало быть, страх встречается и без прообраза рождения, но обсуждение этого вопроса выходит за границу, отделяющую психологию от биологии. Психоанализ же является, по словам З. Фрейда, частью психологии как науки. Кроме того, если страх – реакция организма на опасность, то опасность при рождении не имеет психического содержания.
   О. Ранк пытался доказать, что ранние фобии (страхи) ребенка непосредственно связаны с актом рождения, с воспоминаниями о травматическом нарушении счастливого внутриутробного существования. З. Фрейд не считал эту попытку удачной. По его мнению, отдельные случаи детских страхов противоречат тому, на чем настаивал О. Ранк. Самые ранние детские страхи не могут быть непосредственно объяснены впечатлениями ребенка при акте рождения.
   По словам З. Фрейда, готовность ребенка испытывать страх не проявляется с наибольшей силой непосредственно после его рождения, а возникает по мере его психического развития и сохраняется в течение определенного периода детства. Если такие ранние страхи длятся дольше обычного, то возникает подозрение в существовании невротического нарушения.
   В конечном счете основатель психоанализа не считал, что представления О. Ранка о травме рождения могут дать исчерпывающий ответ на вопрос о причинах возникновения невроза. «Если исследование вопроса о влиянии тяжелых родов на предрасположения к неврозам даст отрицательные результаты, то значение попытки Ранка окажется ничтожным». При этом З. Фрейд полагал, что потребность найти несомненную и единую «последнюю причину» нервозности «останется всегда неудовлетворительной».   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001