Трансперсональная психология

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ
область психологических исследований, не связанных с какой-либо специфической социальной культурой, т. е. фактически распространяющихся на все человеческие культуры. См. трансличность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(т. е. психология за пределами личности) – появившееся в 60-е гг. направление в психологии, изучающее измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф – чехословацкий, позже американский психолог. Согласно исследованиям представителей этого направления проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, былые целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками Т. п. признаются, как правило, психоанализ, восточные философские системы и психологические учения с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира. В Т. п. используется понятие «коллективное бессознательное» (см. Архетипы). Главной отличительной чертой трансперсонального подхода С. Гроф считает модель человеческой души, в которой признается «значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОЛОГИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ
появилась в 60-е годы XX в. Претендует на роль "четвертой силы". Ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых "трех сил" - психоанализа, бихевиоризма и психологии гуманистической. Первоочередно это относится к предельным возможностям психики, к так называемым мистическим переживаниям, мистическому сознанию и прочему, - формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда не с традиционных научных позиций.
В центре психологии трансперсональной - "психологии за пределами личности" - так называемые состояния сознания измененные (-> сознание: состояние измененное), переживание коих может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидер этого направления - С. Гроф, разработавший метод дыхания холотропного, иначе называемого ребефингом.
Согласно мнению сторонников психологии трансперсональной, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания - что часто бывает связано со страданием и его преодолением - ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в новые, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками психологии трансперсональной признаются психоанализ и восточные философские системы с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.
Главная отличительная черта подхода - модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Трансперсональная психология
Словообразование. Происходит от лат. trans - сквозь, через + рersоna - личность и греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория. Ряд психологических направлений.
Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф, Р.Ассаджоли, К.Дюркгейм. В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания, спиритический опыт, "ключевые переживания", сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии - обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А.Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.Фрейд (1930) трактовал медитативные ("океанические") ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф.Александер трактовал медитацию как "самоиндуцированную кататонию". Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это - относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это - сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(С.Гроф)
Концепция личн. в Т. п. разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеч. сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.
Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности" и "расширение переживаний за пределы объективной реальности". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.
Практическим применением концепции Грофа явл. метод голотропного дыхания, основанный на сочетании ритмич. музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматич. моменты жизни индивида , которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.
В целом концепция Грофа представила новые возможности изучения индивид. и коллективного бессознательного личн., описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипич. знаний, переживания из предыстории жизни данной личн., ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТРАНСПЕРСАНАЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / TRANSPERSONAL PSYCHOLOGY– течение психологии, которое изучает измененные состояния сознания и религиозный опыт, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира. Главные понятия Т. п.– недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. В Т. п. используется понятие «коллективное бессознательное» (см. Архетипы). Главной отличительной чертой Т. п. являются модели человеческой души, в которых признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. Т. п. ищет пути и способы выхода за границы создания и возможность использовать полученный опыт для расширения возможностей человека, его самосовершенствования. Т. п. появилась в 1960-е гг. в США на фоне повышенного интереса широких масс к традиционным религиям, переживаниям и использованиям различного рода духовных практик, приводящих к измененным состояниям сознания. В научных исследованиях того периода также накопилось достаточно данных, свидетельствующих о специфических измененных состояниях сознания (в том числе под воздействием психоактивных веществ, в ситуациях сенсорной депривации, под действием специальных упражнений и т. д.), которые воздействуют на психику, деятельность, но их довольно трудно вызывать, фиксировать и изучать (работы Дж. Лилли, Т. Лири, В. Райха и др.). В науке назрела необходимость объяснения такого рода явлений, возможного управления ими и их использование. Т. п. как направление в психологии противопоставляет себя психоанализу, бихевиоризму и гуманистической психологии, хотя изначально развивалось именно в рамках гуманистической психологии. В частности, А. Маслоу декларировал необходимость создания психологической школы или теории, специализирующейся на описании и индуцировании «пиковых переживаний», измененных состояний сознания, таких как религиозный экстаз, мистический опыт, творческий подьем, интуитивные озарения. В 1969 г. А. Маслоу, С. Гроф и Э. Сутич начали выпускать «Журнал трансперсональной психологии», а в 1971 г. была создана Ассоциация трансперсональной психологии. Однако после 1976 г. Т. п. раскололась на три направления: одно было основано на идеях С. Грофа, второе– на идеях К. Уилбера, третье (самое крупное) не имело единого интеллектуального лидера. В России идеи Т. п. стали проникать в начале 1990-х гг. Наиболее известными были работы и подход С. Грофа. Согласно исследованиям этого направления, психологические проблемы и ограничения взрослого человека закладываются еще в процессе внутриутробного, пренатального развития, а также в процессе родов. Наличие осложнений на одной из четырех клинических стадий родов фиксируется в бессознательном и в дальнейшем детерминирует появление различного рода психологических проблем или дезадаптивного поведения. Психотерапия, основанная на идеях С. Грофа, предполагает погружение в глубинную личную историю, дородовый период, проживание пренатального периода и рождения, а также других событий в измененном состоянии сознания, что ведет к вступлению в иные, былые целостные отношения с миром. Среди отечественных психологов теоретические и прикладные идеи Т. п. развиваются в работах В. В. Майкова, В. В. Козлова и др. Т. В. Разина.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Трансперсональная психология (I)
transpersonal psychology I) Примечание редактора. Т. п. - очень важный вопрос, связанный со взаимопроникновением концепций двух психол. наук - Запада и Востока - и созданием из них производной концепции, к-рая сразу обрела независимость. Именно поэтому я обратился к доктору Н. Сандбергу, психологу, и к доктору Р. Уолшу, психиатру, с просьбой написать разные статьи. Они, в свою очередь, привлекли к этой работе своих коллег, и теперь читатель имеет возможность познакомиться с двумя (отчасти совпадающими, но тем не менее все-таки различными) т. зр. на явление, к-рое может иметь большое значение не только для психол. науки, но и вообще для всего человечества. Р. Корсини Т. п. имеет непродолжительную историю, но у нее богатое прошлое. В качестве самостоятельного раздела психол. науки она оформилась конце 1960-х гг. как одно из направлений гуманистической психологии. Однако проблемами, к-рые она изучает, человечество заинтересовалось еще в доисторические времена. У. Джемс писал о Т. п. еще в 1902 г.; первым, кто заговорил о "трансперсональном бессознательном", был, судя по всему, К. Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима термина "коллективное бессознательное". Мн. специалисты по Т. п. рассматривали складывавшуюся на их глазах традицию как признак интеграции древней мудрости и совр. науки, проявляющейся в сближении восточной мистики и западного рационализма. Слово "трансперсональная" буквально означает "выходящая за границы отдельного чел. или индивидуальной души". Оно используется для обозначения экспансии или расширения сознания за пределы привычного "Я" и за границы времени и/или пространства, и связано с теми аспектами психологии, к-рые имеют отношение к "предельным челов. способностям и потенциальным возможностям, к-рым не уделяется систематического внимания ни в позитивистской, или бихевиористской, теории ("первая сила"), ни в классической психоаналитической теории ("вторая сила"), ни в гуманистической психологии ("третья сила")". Эта формирующаяся "четвертая сила" охватывает эмпирические исслед., разраб. прикл. аспектов и теорет. анализ огромного количества тем, включая ценности, объединяющее сознание, мистицизм, священность повседневной жизни, космическое сознание, космическую игру, синергию индивида и биолог. вида, духовные пути, теории и техники медитации, сострадание и трансперсональную кооперацию. Особенно важны системы представлений или убеждений, поскольку они выходят за пределы "Я" и предполагают идентификацию с более значимыми ценностями и целями групп и об-в, к-рые нередко становятся мотивами поведения зрелого, неэгоистичного чел. Трансперсональная перспектива яв-ся метаперспективой, открывающей вид на относительные достоинства различных систем представлений. Не последнюю роль в становлении Т. п. сыграло отсутствие у ортодоксальной научной психологии однозначного ответа на вопрос о происхождении знания. Трансперсональная т. зр. на эту проблему заключается в том, что существует как неск. способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по к-рым функционирует нормальное сознание. Ч. Тарт, приравнивающий трансперсональное к духовному, подчеркивает важность изучения мистических, субъективных и эфемерных явлений - явлений, к-рые с готовностью воспринимаются мн. культурами. По мнению нек-рых психологов, изучение и описание подобных явлений - задача, сопряженная со специфическими трудностями, поскольку речь идет о процессах обработки информ., протекающих преим. в невербальном правом полушарии головного мозга, тогда как научное знание преим. передается линейно, в словах и в числах. Даже в естественных науках сторонники трансперсонального подхода находят возможность объяснять явления, не подчиняющиеся обычным законам причинности, используя такие понятия, как "формационная каузальность" и "синхронистичность". Хотя мн. именитые ученые проявили интерес к предложенному Юнгом понятию синхронистичности (имеющее смысл, многозначительное, но акаузальное стечение событий), наука лишь совсем недавно смогла принять во внимание такой необычный феномен - событие, не укладывающееся в пространственно-временную причинно-следственную последовательность. Это стало возможным благодаря революционным открытиям в совр. физике, приведшим к формированию совершенно нового взгляда на мир, и далеко идущие последствия этих открытий таковы, что способны изменить сами основы науки. Объединение теорет. основ Т. п. и практ. исслед. в этой области в единую стройную систему - дело будущего. Возможностей для проведения исслед. немало. Один из аспектов йоги, когда-то считавшийся мистическим и не поддающимся проверке, уже перешел в разряд "нормальных" областей психологии, а именно контроля автономных функций тела, где уже проведено немало исслед. биолог. обратной связи, нашедшей широкое практ. применение. Вторым традиционным объектом изучения Т. п., к-рый, судя по всему, завоевывает признание, яв-ся медитация. Изучив специальную литературу, Уолш пришел к выводу, что медитация - недорогая, саморегулируемая и эффективная процедура, способная привести к глубочайшей трансформации идентичности, стиля жизни и отношения к миру. Вместе с гуманистической психологией, в недрах к-рой она сформировалась, Т. п. придерживается антиредукционистского взгляда на источники челов. опыта и обращает осн. внимание на феноменологию сознания, прежде всего на те его состояния, к-рые очевидно превосходят ощущение личной изоляции, центрированности и самодостаточности. Как междисциплинарное и кросс-культурное движение, трансперсональное направление ставит множество проблем перед традиционной психологией. Имея серьезную поддержку со стороны нек-рых разделов совр. физики, она тж заставляет усомниться в незыблемости общепринятых представлений о линейности, причинности, постоянных пространственно-временных отношениях и чисто механистических представлений о Вселенной. Вряд ли стоит говорить о том, что крайности Т. п. порождают изрядный скептицизм. См. также Восточная/западная психология, Религия и психология, Трансперсональная психология (II) Н. Сандберг, К. Кетцер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Трансперсональная психология (II)
transpersonal psychology II) Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей челов. природы и потенциала, отличных от моделей, создаваемых на основании рез-тов изучения патологий. Значительная часть новой информ. противоречит традиционным моделям, и Т. п. обратилась к западной науке и к восточной мудрости, пытаясь интегрировать знания о культивировании психол. благополучия, накопленные обеими традициями. Термин "трансперсональная" был введен для описания состояний, о к-рых сообщали совершенно здоровые люди и люди, занимающиеся различными видами тренировки сознания, такими как медитация и йога, опыт к-рых расширяется за пределы личного (персоны, личности или эго). Т. п. возникла в конце 1960-х гг. преим. на базе гуманистической психологии. Ее появлению способствовало развитие мн. направлений психол. науки и культуры в целом, включая возросший интерес к природе сознания и его изменениям и к появлению психоделиков, совпавшее по времени с ростом интереса к культуре и науке Востока. Постепенно пришло осознание того факта, что нек-рые незападные психологии в ряде свойственных только им аспектов - не менее развитые науки, чем зап. психология, и что они проявляют особый интерес к психич. здоровью и челов. потенциалу. Накопление рез-тов эмпирических исслед. в таких областях, как биолог. обратная связь, измененные состояния сознания и медитация, постепенно сформировало исследовательскую базу, на к-рой и возникла трансперсональная перспектива, т. е. произошло событие, аналогичное тому, к-рое произошло в совр. физике. Т. п. признает, что все варианты психологии яв-ся по сути моделями, и как таковые не могут претендовать на роль "абсолютной истины"; они, скорее, представляет собой лишь некий неизбежно ограниченный образ реальности. Более того, эти модели дополняют друг друга, а не противоречат одна др. Именно поэтому Т. п. особенно заинтересована в широкой интеграции различных идей, представленных в самых разных школах психологии, - Восточной и Западной, поведенческой и динамической, экзистенциальной и соц. Трансперсональная модель Сознание. Т. п. исходит из того, что спектр состояний сознания весьма широк и что нек-рые состояния потенциально полезны и функционально специфичны, а нек-рые представляют собой поистине высшие состояния. Термин "высшие" в данном контексте означает, что эти состояния обладают не только всеми свойствами и возможностями низших состояний, но и дополнительными свойствами и возможностями. Более того, широкий круг публикаций о разнообразии культур и практик личностного роста содержит указание на достижимость этих высших состояний. Однако традиционная зап. перспектива признает существование весьма узкого спектра состояний, напр., бодрствование, сон, интоксикация, делирий. Более того, почти все измененные состояния считаются вредными, а "нормальность" признается оптимальным состоянием. Мотивация. Трансперсональные модели склонны признавать орг-цию мотивов по иерархическому принципу, аналогично тому, как это делал А. Маслоу, к-рый первым из зап. психологов предложил четкую иерархическую модель, включавшую "высшие" мотивы. Подобные модели можно найти и в восточной психологии. Первым из этих высших мотивов яв-ся самотрансценденция - внутреннее побуждение к получению опыта и бытию, к-рые превосходят обычные эго-состояния и границы опыта и идентичности, или, говоря иначе, влечение к трансперсональным сферам. Полагают, что у редкого чел., к-рый достигает этих уровней (напр., у того, кто послужил прототипом мудреца, гуру или святого для даосизма, буддизма, дзэн-буддизма или индуизма), границы эго-идентичности и личных мотивов были преодолены. На первых ступенях этой иерархической лестницы располагаются чисто физиолог. потребности; чем выше ступень, тем более психологична потребность; потребности, занимающие в этой иерархии разное положение, отличаются тж и "по качеству": при переходе с низших ступеней на более высокие наблюдается сдвиг от сильных потребностей к более хрупким, от более устойчивых - к менее устойчивым и сравнительно легко разрушаемым, от дефицита (D-потребности) - к достаточности (S-потребности), от эгоцентризма - к децентрации, от избегания - к приближению, от поиска поддержки извне - к опоре на собственные внутренние силы, от полезависимости - к поленезависимости, от спонтанных потребностей - к требующим культивирования, от распростр. в популяции - к редким потребностям, и от потребностей, давно признанных зап. психологией, - к тем, к-рые признаны ею лишь недавно. Идентичность. Зап. психологи традиционно считают, что наша нормальная, естественная и оптимальная идентичность центрирована на собственном "Я". Однако восточная и Т. п. исходят из того, что наше чувство собственного "Я" потенциально м. б. гораздо более гибким, чем принято думать. Кроме того, мн. приемы медитации и йоги направлены на то, чтобы очистить сознание и направить его на пристальнейшее изучение чувства "Я". При таком сосредоточенном рассмотрении то, что раньше считалось стабильным, неизменным "Я", осознается как постоянно изменяющийся поток мыслей, образов и эмоций; именно об этом в течение мн. вв. говорили йоги, и именно об этом недавно заговорили представители зап. культуры, включая и психологов, владеющих техникой медитации. При подобном внимательном рассмотрении выясняется, что чувство собственного "Я" в основном - иллюзорный продукт неточного осознания и что с устранением этого чувства возможна более широкая идентификация с человечеством и с миром. Считается, что на самых глубоких уровнях озарения, при достижении самой высокой степени трансценденции и самых дальних пределов челов. развития, дихотомии "Я-не Я" и "Я-другие" полностью разрушаются, что приводит к полной утрате эгоцентричности и к идентификации со всеми людьми и всеми объектами. Психотерапия Т. п. с ее заинтересованностью в исключительно высоком уровне благополучия способна выйти за рамки традиционного предназначения терапии и ее целей. Признавая, что чел. обладает большим потенциалом для психол. благополучия, она нацелена на предоставление тем людям, к-рые готовы к этому, возможности функционировать на трансперсональных уровнях. Следовательно, трансперсональной терапии свойственна тенденция к эклектике. В идеале трансперсональный психотерапевт должен владеть всем арсеналом средств традиционной зап. психотер., а тж методами медитации и йоги. Помимо эклектизма и приспособляемости, от трансперсонального терапевта можно ожидать знакомства с потенциальными возможностями индуцирования состояний, переживаний (опытов) и степеней благополучия за пределами нормального эго-развития. Теоретический и эмпирический базис трансперсональной психологии Трансперсональная модель создана и поддерживается на основе конвергентной сети понятий, к-рые в свою очередь, заимствованы из взаимно перекрывающихся аспектов неск. направлений зап. психологии, психологии и философии Востока, исслед. состояний сознания, медитации и биолог. обратной связи, совр. теорет. представлений о здоровье и, возможно, совр. физики. Рез-ты эмпирических исслед. пока что, к сожалению, малочисленны, но у Т. п. их не меньше, чем у большинства др. психол. школ. Есть немало эксперим. данных о медитации, нек-рое количество - об измененных состояниях сознания и совсем мало - об исключительно здоровых (и благополучных) людях. Ограничения Прежде всего, это явно недостаточная эмпирическая база. Кроме того, трансперсональные модели еще недостаточно широко интегрированы в др. зап. психол. и терапевтические школы. Т. п. переживает период популярности, а популярность - палка о двух концах. Она привлекает к себе все большее количество людей, однако далеко не все они имеют необходимую теорет. подготовку и практ. навыки. Ни у кого из тех, кто глубоко проник в идеи Т. п., нет сомнения в том, что адекватная личная подготовка совершенно необходима психотерапевту как для глубокого понимания теорет. проблем, так и для практ. деятельности. Поскольку сферы приложения Т. п. и ее потенциал практически неисчерпаемы и знач. превышают исследовательские возможности большинства отдельных людей, можно с уверенностью сказать, что одним из факторов, ограничивающих возможности этого направления психол. науки, яв-ся пределы нашего личного понимания и роста. См. также Восточная/западная психология, Религия и психология, Трансперсональная психология (I) Р. Уолш, Ф. Воэм

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1,009.23 кб

Идеи индийской философии и трансперсональная психология

Пендюрина Людмила Петровна
Статья посвящена проблемам развития трансперсональной психологии и анализу идей индийской философии, используемых представителями трансперсональной психологии для понимания сознания и перспектив развития психики.
Читать PDF
182.06 кб

К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии

Тытарь А. Д., Тытарь Е. Т.
Читать PDF
474.11 кб

Научное и квазинаучное измерения трансперсональной психологии

Стрельник Ольга Николаевна
В статье анализируется трансперсональная психология как один из примеров квазинаучного мифотворчества. Концепция С.
Читать PDF
83.09 кб

Трансперсональная психология о проблеме генезиса религиозных верований

Музалевская-жаркова Г. М.
В данной статье автор сопоставляет трансперсональное понимание религии с религиоведческими теориями происхождения религии.
Читать PDF
429.02 кб

Психолого-педагогические проблемы развития трансперсонального проекта в российском образовании

Ермаков Вячеслав Алексеевич
Целью данной работы является изучение психологических и педагогических проблем развития и внедрения трансперсонального образовательного проекта в российское образование.
Читать PDF
48.70 мб

Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза

Мальцева Татьяна Вячеславна
Рассматриваются проблемы использования психотехнологий трансперсональной психологии для обучения преодолению стрессовых воздействий и предупреждению психосоматических расстройств в образовательной среде ведомственного вуза.
Читать PDF
50.69 мб

Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной

Мальцева Татьяна Вячеславна
Статья посвящена эффективности использования в образовательных организациях МВД России тренинговых форм работы с курсантами как метода развития личностных компетенций.

Похожие термины:

  • Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга

    Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными пре