ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 1 определение
ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Направление в психотерапии, которое занимается значением и влиянием культурных факторов. Т. п. в данный момент еще не является самостоятельной дисциплиной, здесь уместнее говорить о движении в рамках психотерапии. Сходный подход имеется в психиатрии, где наблюдается формирование транскультурной психиатрии.
Т. п. своими корнями уходит в европейскую психиатрию, занимающуюся физическими болезнями в далеких и "экзотических" странах. Там мы можем найти известные и неизвестные определения для распространенных у нас сегодня "душевных болезней". С точки зрения истории медицины современный подход к "сравнительной психиатрии" берет свое начало от работ немецкого психиатра Крепелина (Kraepelin E.) в 1904 г. Его исследования на острове Ява вошли в историю психиатрии как первый труд по культурному сравнению психических заболеваний. Парен, Парен-Маттей и Моргенталер (Parin P., Parin-Matthey G., Morgenthaler F.) исследовали другие культуры по психоаналитическим критериям. Девере (Devereux G.) предложил в 1950 г. для подобных исследований определение "этнопсихиатрия" и опубликовал в 1972 г. свою книгу "Этнопсихоанализ". Виттковер, Джилек и Джилек-Аалл (Wittkower E., Jilek W. G., Jilek-Aall L.) также во многом повлияли на развитие Т. п. Ее задачи описал Виттковер (1978): "идентификация количественных и качественных различий при сравнении душевнобольных в разных культурах, исследование причин найденных различий и применение полученного знания для лечения и профилактики душевных болезней". В 1980 г. он занимался культурными и транскультурными аспектами психотерапии, начав дискуссию о том, можно ли перенести такие методы, как йога и буддийская медитация, из культур, чуждых западному человеку, и в особенности западную психотерапию за пределы западной цивилизации. Среди немецких специалистов особо выделяется Пфайфер (Pfeiffer W.). Его работа "Транскультурная психиатрия", написанная в 1971 и дополненная в 1994 г., является феноменологически ориентированным собранием определений названий, возникших в данной культуре по отношению к разным психиатрическим группам заболеваний, а также общих постановок вопросов.
По сей день ведутся споры о том, как следует называть это специальное направление в психиатрии и психотерапии (Pfeiffer W., 1994). Понятие "сравнительная психиатрия" было предложено Крепелиным (1904) и затем подхвачено другими учеными. Сформулированный Виттковером термин "Транскультурная психиатрия" стал широко известен во всем мире, как в публикациях, так и в различных профессиональных организациях, таких как, например, Всемирная психиатрическая ассоциация, в которой организована отдельная секция "Транскультурной психиатрии". По Виттковеру, в транскультурной психиатрии образовалось ответвление, представленное социальной психиатрией, которая занимается культурным аспектом возникновения, частоты проявления, формой и лечением психических заболеваний в различных культурах. Приставка "транс" (от лат. - через, сквозь, сверх того) указывает на определенную культурную точку зрения, хотя очень важно в самом начале понимать пациента и картину заболевания исходя из позиций его собственной культуры. В этой же связи обсуждаются термины "этнопсихиатрия" и "этнопсихоанализ" (Деверс (Devereux G.), Вульф (Wulff E.)), "психиатрия культуры", "культурно обусловленная" или "культурно-ориентированная психиатрия" (Pfeiffer W., 1994). У транскультурной психиатрии и транскультурной психологии имеется много общего, и этими проблемами много занимались Триандис, Ламберт (Triandis H. С., Lambert W. W., 1980), а позднее Квекельберге (Quekelberghe С.). Американскими психологами было предложено понятие "multicultural counseling" (мультикультурная терапия) (Ponteretto J., 1995), которое определяется как консультация, проводящаяся между или вместе с представителями другой культуры. X. Пезешкиан (Peseschkian H.) в 1998 г. в диссертации на тему Т. п. на русском языке называет подобный подход как "наблюдение, признание, понимание, принятие во внимание и переработка значения и влияния культурных факторов на пациентов, терапевтов и терапевтические отношения".
В 90-х гг. в США распространился взгляд о том, что помимо трех основных направлений - психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии как "четвертая сила" в психологии должна рассматриваться "multicultural counseling" (мультикультурное консультирование) (Pedersen P. В., 1991). За последние 10 лет в США сильно изменились учебные планы университетов в связи с принятием мультикультурного тренинга как отдельной дисциплины. Также мы можем встретить там бесчисленное множество учебников и публикаций по "Культуре и терапии" (Ponteretto J., 1995).
Т. п. занимается преимущественно следующими проблемами и вопросами:
- лечение пациента - представителя другой культуры (здесь довольно большое значение имеет проблематика миграции и эмиграции);
- лечение пациента, чье заболевание имеет "культурные" причины (интернациональные браки и семьи, проблемы адаптации после эмиграции, общение с ближними - представителями другой культуры, транскультурное непонимание);
- особенности психотерапевтических отношений и самого процесса лечения, если пациент и психотерапевт относятся к разным культурам;
- принятие психотерапевтических методов из других культур, а также трудностей, связанных с их применением (если не проведена культурная модификация);
- транскультурные аспекты заболеваний (и относительность понятий, обозначающих заболевание);
- ответственность психотерапевта в растущем мультикультурном обществе (культурные вопросы идентификации отдельных людей, последствия миграции);
- развитие методов и подходов, эффективных в транскультурном обществе.
Транскультурные специалисты считают, что после окончания "холодной войны" основными мировыми проблемами являются культурные и что различие между индивидуалистическими и коллективными культурами может привести к расколу. Указывается также на недостаток "культурной чувствительности", что требует учета культурных факторов при постановке диагноза (например, DSM-III-R + IV). X. Пезешкиан отмечает (1998), что "мы сегодня, во времена мультикультурных обществ... можем говорить о закате эры монокультурной психотерапии", поэтому "любая форма психотерапии должна быть транскультурной". Б. С. Положий (1997) также утверждает, что "клиническая психиатрия всегда представляет собой транскультурную психиатрию".

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.82 мб

Транскультурная миссия психотерапии: что меняет психологию жителей Востока и Запада?

Сибгатуллина Ирина Фагимовна
Рассматривается новая культурная реальность как результат процесса глобализации, ее восприятие и интерпретация современной личностью, варианты построения человеком модели восприятия мира, полученные в результате смешения индивидуа