состояние душевной тревоги, соединенное с грустью.
Тоска
Тоска
Тоска
тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью).
Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003
ТОСКА
неприятное эмоциональное состояние, переживание, связанное с остро ощущаемым дефицитом (недостатком) чего-либо или кого-либо, а также с осознанием того факта, что получить желаемое немедленно, в данный момент времени нельзя или вообще невозможно.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Тоска
похожа на то, чтобы привязать свое сердце невидимой ниточкой к уходящему поезду, а самому остаться на перроне. Переживание желания достичь чего-то (или кого-то), что является в данный момент недоступным. Остается надежда, что другой человек вернется или я сам смогу встретится с ним или теми местами, которые сейчас вынужден оставить (например, вернуться в город после каникул в деревне). Тоска перестает нести свою позитивную функцию поддержания в разлуке эмоциональной связи между значимыми людьми тогда, когда отношения, основанные на этой эмоциональной связи завершаются (я переезжаю в другое место, человек уходит или умирает). Хотя я продолжаю какое-то время тосковать, надеяться, что все еще может быть вернется.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
Тоска
возможно, связано с теснить, ср.: такое-то чувство теснит грудь, беда лежит камнем на сердце) – душевная тревога, уныние, томление души, мучительная грусть, скорбь. Ср. выражение сам не свой.
Она вошла в комнату Даши – пусто, вошла к Долинскому – тоже пусто. Присела на его кресле, и невыносимая тоска, словно как нежнейший друг, так и обняла ее из-за мягкой спинки… «Тоска!» – произнесла про себя Анна Михайловна (Н. Лесков, Обойденные).
Тяжело в ночной тиши
Выносить тоску души
Пред безглазым домовым,
Темным призраком немым,
Как стихийная волна
Над душой она вольна.
(А. Фет, «Тяжело в ночной тиши…»)
На Федора покойники тоскуют по земле (26 января по старому стилю) (Словарь Даля).
Ср. вокальное произведение Р. Вагнера «В теплице», хор девушек из оперы А. Серова «Аскольдова могила»; песни военных лет «В землянке», «Эх, дороги», песню «Ах, зачем эта ночь так была коротка!». Ср. грусть, сплин, хандра, меланхолия.
Она вошла в комнату Даши – пусто, вошла к Долинскому – тоже пусто. Присела на его кресле, и невыносимая тоска, словно как нежнейший друг, так и обняла ее из-за мягкой спинки… «Тоска!» – произнесла про себя Анна Михайловна (Н. Лесков, Обойденные).
Тяжело в ночной тиши
Выносить тоску души
Пред безглазым домовым,
Темным призраком немым,
Как стихийная волна
Над душой она вольна.
(А. Фет, «Тяжело в ночной тиши…»)
На Федора покойники тоскуют по земле (26 января по старому стилю) (Словарь Даля).
Ср. вокальное произведение Р. Вагнера «В теплице», хор девушек из оперы А. Серова «Аскольдова могила»; песни военных лет «В землянке», «Эх, дороги», песню «Ах, зачем эта ночь так была коротка!». Ср. грусть, сплин, хандра, меланхолия.
Тоска
комплексное эмоциональное состояние, имеющее фрустрационную природу (см. Фрустрация) и проявляющееся в единовременном переживании ряда отрицательных эмоций: тревоги, грусти, скуки, сожаления, боязни, печали и др.
Т. возникает как результат неудовлетворения потребности в единении (слиянии), общении, взаимодействии с кемили чем-либо. При этом фрустраторы, детерминирующие ее возникновение, могут иметь как объективный, так и субъективный характер либо быть сплавом реального и воображаемого. (Например, при изменении общественного статуса в связи с выходом на пенсию факторами, обусловливающими проявления Т., могут быть как объективная смена одной из социальных ролей, так и субъективное ощущение ненужности, «выброшенности» из активной жизни.)
Состояние Т. проявляется в пониженном уровне психической активности, легком унынии. Однако Т. может выражаться и в виде эмоционального взрыва, связанного с кратковременным возрастанием психической активности («бешеная тоска»).
В крайних проявлениях данное состояние отражается не только на психологическом, но и на физическом благополучии субъекта, приобретая форму того или иного заболевания; иногда приводя к летальному исходу (отсюда словосочетания «сохнуть от тоски», «предсмертная тоска» или у М. Ю. Лермонтова: «И странная тоска теснит уж грудь мою»).
Некоторые авторы в качестве одного из видов Т. выделяют ностальгию (от фр. nostalgie — «тоска по прошлому»), которую следует понимать как Т. по бывшим когда-то событиям, людям, возможностям и пр.
Т. возникает как результат неудовлетворения потребности в единении (слиянии), общении, взаимодействии с кемили чем-либо. При этом фрустраторы, детерминирующие ее возникновение, могут иметь как объективный, так и субъективный характер либо быть сплавом реального и воображаемого. (Например, при изменении общественного статуса в связи с выходом на пенсию факторами, обусловливающими проявления Т., могут быть как объективная смена одной из социальных ролей, так и субъективное ощущение ненужности, «выброшенности» из активной жизни.)
Состояние Т. проявляется в пониженном уровне психической активности, легком унынии. Однако Т. может выражаться и в виде эмоционального взрыва, связанного с кратковременным возрастанием психической активности («бешеная тоска»).
В крайних проявлениях данное состояние отражается не только на психологическом, но и на физическом благополучии субъекта, приобретая форму того или иного заболевания; иногда приводя к летальному исходу (отсюда словосочетания «сохнуть от тоски», «предсмертная тоска» или у М. Ю. Лермонтова: «И странная тоска теснит уж грудь мою»).
Некоторые авторы в качестве одного из видов Т. выделяют ностальгию (от фр. nostalgie — «тоска по прошлому»), которую следует понимать как Т. по бывшим когда-то событиям, людям, возможностям и пр.
Тоска
общеславянск. «тъска» - первоначальное значение – пустой) - 1. эмоциональное состояние, которое, как указывает его название, истощает, иссушает, «грызет» (грусть), «печет» (печаль), «пакостить сердцю мужеви», в котором индивид целиком сосредоточен на своем несчастье, удаляется от людей и стыдится их, забрасывает все свои дела, истязает себя самообвинениями и воспоминаниями своих неблаговидных поступков так, будто это доставляет ему если не радость и удовольствие, то какое-то никому непонятное чувство удовлетворения, так что тоска для своего развития не нуждается в какой-то очень уж особенной беде, ей бывает достаточно и незначительного повода при чрезмерном, болезненном самолюбии. Тоска легко может превратиться в обиду, озлобленность или даже в ненависть, а связанная с ними агрессия, не находя внешнего выхода, свободно трансформируется в самонаказание и аутоагрессивность. Горе – более человечное чувство, оно никогда не возникает само по себе, в нем индивид меньше всего думает о самом себе и потому он не склонен думать о суициде и тем более думать о нем как об избавлении от своего несчастья. О горе не говорят такого, как «грусть-тоска меня заела», хотя бесспорно, что оно при определенных обстоятельствах способно сокрушить, сломить едва ли не любого самого стойкого человека, если лишает его всего того, для чего он существует. О тоске можно сказать, повидимому, что это горе мазохиста или удел нарцисса, когда к переживанию реальной беды он прибавляет самомучение, почти садистическое «ковыряние» в своих душевных ранах; 2. согласно К.Изарду, тоска есть комплекс эмоций, включающие такие из них (перечисляется по убывающей представленности): напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие; 3. в психопатологии – основное настроение, свойственное, как многими принято считать, тоскливой, меланхолической депрессии. Эмоциональный спектр депрессии, и на это давно обратили внимание клиницисты, в значительной, если не определяющей степени зависит от уровня зрелости личности, типа личности, характера человека, и он сильно меняется с возрастом, а также в зависимости от влияния культуральных условий сушествования. Систематических исследований этой проблемы проводится, однако, мало. Синонимы: Печаль, Грусть, Хандра.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012