Топологическая психология
ПСИХОЛОГИЯ ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ
одно из названий психологической теории поля, предложенной К. Левином. См. поля теория (К. Левина), топология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Описательный термин, часто употребляемый в отношении теории поля Курта Левина. См. топология.
Топологическая психология
Topological psychology). Метод изображения жизненного пространства индивида средствами топологии (топология - наука о пространстве).
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Топологическая психология
Словообразование. Происходит от греч. topos - место, psyche - душа и logos - учение.
Категория. Гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К.Левином.
Специфика. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.
Категория. Гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К.Левином.
Специфика. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.
ПСИХОЛОГИЯ ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ
гештальтистская концепция личности, разработанная К. Левином, согласно коей описание поведения человека во внешнем мире может достигаться путем использования особых математических понятий топологии (науки, изучающей пространственные преобразования) и анализа векторного. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с внешней средой используется язык топологии. За исходное принимается "жизненное пространство" индивида как целостное поле, внутри коего возникают и изменяются его психологические силы - стремления, намерения и прочие, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения (-> теория поля).
Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают. Это качество объектов названо их валентностью - положительной или отрицательной, характеризующей мотивационную структуру поведения, движимого силами поля. Поведение - функция целостной ситуации, включающей саму личность и ее психологическое "пространство", где локализованы цели, барьеры на пути к ним, и пр.
При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из коих помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, кои в силу этого приобретают определенную валентность и начинают притягивать или отталкивать личность, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, - происходит замещение.
Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе коего находятся перцептивные и моторные системы.
Попытка перестроить психологию на основе топологии не имела успеха, но трактовка мотивации как динамической "системы напряжений", где нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты, легла в основание ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических фактов и понятий (-> эффект действия незавершенного; уровень притязаний).
Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают. Это качество объектов названо их валентностью - положительной или отрицательной, характеризующей мотивационную структуру поведения, движимого силами поля. Поведение - функция целостной ситуации, включающей саму личность и ее психологическое "пространство", где локализованы цели, барьеры на пути к ним, и пр.
При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из коих помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, кои в силу этого приобретают определенную валентность и начинают притягивать или отталкивать личность, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, - происходит замещение.
Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе коего находятся перцептивные и моторные системы.
Попытка перестроить психологию на основе топологии не имела успеха, но трактовка мотивации как динамической "системы напряжений", где нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты, легла в основание ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических фактов и понятий (-> эффект действия незавершенного; уровень притязаний).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Топологическая психология
topological psychology) Курт Левин надеялся найти общий способ точного описания и объяснения психол. состояний и событий, основанный на использовании мат. понятий. Топология как раздел математики имеет дело с пространственными отношениями и не учитывает ни формы, ни направления, ни масштаба, ни даже величины; основными понятиями топологии яв-ся область, граница, включение, смежность, непересечение, и т. п. Это делает топологию привлекательной с т. зр. составления диаграмм конкретной динамики как индивидуума (по терминологии Левина - "субъекта"), так и ситуации в том виде, как она воспринимается индивидуумом (по терминологии Левина - "жизненного пространства"). Существенная проблема, однако, заключается в том (и сам Левин отмечал это), что такие фундаментальные психол. факты, как потребности, напряжения или цели нередко имеют количественную природу и "направление", а сами эти понятия несовместимы с топологией. Именно поэтому Левин пришел к мысли дополнить свою систему понятием "вектора", решив, что это даст ему возможность воспользоваться и теми преимуществами, к-рые дает топология, и теми, к-рые дает физ. понятие "сила", имеющее как величину, так и направление. Он назвал эту комбинацию, допускающую использование вектора в топологическом описании, годологическим пространством, но не завершил "векторной" части своей системы. Ситуация в том виде, в каком она предстает перед индивидуумом, обычно изображалась Левином в виде овала; все, что находится за его пределами, не яв-ся частью жизненного пространства индивидуума. Индивидуум - это область, как правило, изображаемая внутри овала - жизненного пространства - небольшим кружком, обозначенным буквой Р (от англ. person). Жизненное пространство подразделяется на различные области с более или менее проницаемыми границами; эти области, соответствующие разным отличительны признакам окружающей среды, воспринимаемым Р, связаны между собой определенным образом. Жизненное пространство может также включать в себя и "преграды", или непроницаемые границы, к-рые символизируют психол. барьеры, к-рые, по мнению Р, преодолеть невозможно. Психол. события - это движение, или "локомоция", внутри жизненного пространства. Позднее Левин усложнил эту схему, введя в нее еще и область внутри Р, предположив среди прочего, что у ребенка она значительно менее дифференцирована, чем у взрослого. Он также предположил, что разные уровни реальности, включ. воображаемую, могут быть представлены несколькими слоями наложенных друг на друга жизненных пространств. Эта модель вызвала к жизни огромное количество эмпирических исслед. таких проблем, как психол. насыщение, забывание, замещение, память, личность и мотивация, а тж превратилась в способ выражения влиятельной динамической теории личности Левина, теории поля, теории групповой динамики и др. теорий соц. психологии. См. также Гештальтпсихология М. Вертгеймер
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006