Толмен Эдвард Чейс

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Толмен Эдвард Чейс (1886-1959)

Толмен известен прежде всего своей теорией научения. Многие психологи называют ее "когнитивно-полевой теорией", хотя в своих многочисленных экспериментальных исследованиях, проводимых преимущественно на белых крысах, Толмен всегда делал упор на поведение. Считается также, что именно Толмен ввел в психологию понятие "промежуточная переменная".

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ТОЛМЕН Эдвард Чейс

(1886-1959) - американский психолог, представитель необихевиоризма. Основная работа - «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), в которой он изложил концепцию и экспериментальные данные по проблемам формирования результатов научения и тогда, когда подкрепление отсутствует (например, при исследовании животным ситуации возможного действия - «латентное научение») Исследование целенаправленности упражнений в научении было положительным явлением, но Толменн: а) отождествлял закономерности поведения человека и животных; б) не дал причинного объяснения целенаправленности действий

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

Толмен Эдвард Чейс
14.04.1886 – 19.11.1959, Беркли) — американский психолог, создатель „когнитивного“ направления необихевиоризма. Автор программной книги „Целевое поведение у животных и человека“ (Purposive behavior in animals and men) (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Толмен (Tolman) Эдвард Чейс
(14.04.1886 - 19.11.1959, Беркли) - американский психолог, создатель "когнитивного" направления необихевиоризма.
Биография. Окончил Массачусетский технологический институт, затем аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском университете. С 1918 г. - профессор университета Беркли. В 1958 г. его работы были отмечены специальной премией Американской психологической ассоциации.
Исследования. Автор программной книги "Целевое поведение у животных и человека" (Purposive Behavior in Animals and Men. 1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или "молярного", подхода к анализу поведения (молярный бихевиоризм). Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.
Методы. В его экспериментах были использованы специальные лабиринты.
Сочинения. Collected Papers in Psychology. Berk., 1951

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС

1886-1959) -амер. психолог, создатель "когнитивного" (или "молярного") необихевиоризма. В противовес элемен-таристскому подходу к поведению Дж. Уотсона, Т. (под влиянием современной ему гештальт-психологии) разрабатывал идеи целостного ("молярного") подхода к анализу поведения животных и человека. Единицей поведения, по Т., выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и опосредованный т. н. когнитивными картами. Последние представляют собой образы ситуации, которые складываются у субъекта в опыте, в т. ч. в процессе выполнения данного акта. В многочисленных экспериментах Т. и его последователи использовали специально сконструированные лабиринты и ящики. Т. убедительно доказал несостоятельность механистической схемы поведения бихевиоризма Уотсона (схемы S-R) даже применительно к животным: напр., крысы строили "гипотезы", руководствовались сложившимися у них в процессе научения "когнитивными картами", обнаруживали способность к выбору (селективность поведения) и "латентному научению", т. е. научению даже в отсутствие подкрепления и т. п. Т. предложил более 100 психологических терминов, в т. ч. "знаковый гештальт" и "латентное научение". Программный труд Т. - "Целенаправленное поведение у животных и человека" (Purposive behavior in animals and men, 1932). Он внес существенный вклад в изменение сложившихся к тому времени моделей поведения, хотя справедливую критику вызывало отождествление Т. (как и всеми бихевиористски ориентированными авторами вообще) закономерностей поведения животных и человека. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС
(Tolman Edward Chace) (1886—1959)-американский психолог, один из создателей необихевиоризма, который он сам предпочитал называть целенаправленным бихевиоризмом. В этом учении, в отличие от классического бихевиоризма, поведению (и реализующему его организму) приписывалась определенная цель, которая изнутри (со стороны организма) управляет им и организует его. Целенаправленность поведения, по Т.Э.Ч., не предполагала ментализма, но определялась в терминах объективного бихевиоризма без ссылок на интроспекцию. Фактически, говоря о цели, Т.Э.Ч. имел в виду только организованную на достижение определенной цели последовательность реакций организма, зависящую от «промежуточных» переменных, среди которых и находилась гипотетическая «цель», чаще всего выступающая в виде некоторой, требующей удовлетворения органической потребности. Новая, необихевиористическая формула поведения приняла в работах Т.Э.Ч. следующий вид: S-O-R, где S-стимул, R-реакция, О-промежуточные переменные. Все возможные причины или источники поведения организма Т.Э.Ч. разделил на пять групп: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственные факторы, опыт предшествующего научения и возраст. Важную роль в понимании и объяснении поведения Т.Э.Ч. отводил научению, предложив свою, когнитивную теорию научения. Он выделил и описал особый вид научения, который получил название латентное. Суть такого научения выражается в том, что оно происходит скрытно, без подкрепления. Взгляды Т.Э.Ч. оказали существенное влияние на психологию научения, а также на развитие когнитивной психологии в США.
Соч.:Purposive Behavior in Animals and Men. New York, 1932. См. бихевиоризм, бихевиоризм целенаправленный, интроспекция, когнитивный, ментализм, научение, необихевиоризм, ожидание, переменные промежуточные, потребности органические, психология когнитивная, Уотсон Джон Б.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТОЛМЕН Эдвард Чейс

ТОЛМЕН (Tolman) Эдуард Чейс (1886-1959) — американский психолог, специалист в области общей и экспериментальной психологии, психологии личности, социальной психологии, философской и теоретической психологии. Теоретик необихевиоризма, создатель его когнитивного направления. Президент АРА (1937), председатель Общества психологических исследований социальных проблем (1940), поч. д-р наук Йельского ун-та (1951), ун-та Макгилл (1954), поч. д-р права Калифор-нйского ун-та. Лауреат премии Американской психологической ассоциации (1958). Окончил Массачусетский технологический ин-т (бакалавр, 1911), затем аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском ун-те (магистр, 1912; д-р, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии Северо-Западного ун-та (1915— 1918). С 1918 г. — преподавал в Калифорнийском ун-те в Беркли (ст. преподаватель, 1920-1922; доцент, 1923-1928; профессор, 1928—1954). Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. Ее созданию предшествовало экспериментальное изучение процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. Это были опыты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс, которые бросали вызов теориям стимул-реакия, доминирующим после 1930-х гг. В противовес строгому бихевиоризму Дж. Уотсона, Т. доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа стимул— реакция, а из целостных актов. Эти акты включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и опосредствуются когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. Поэтому сущность обучения, по Т., определяют познавательные экспектации (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутренние моменты объединялись Т. в понятие промежуточные переменные, т. е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией, и мыслились Т. как образования физические, а не психологические. Свой вариант бихевиоризма Т. назвал молярным с целью противопоставить взгляд на поведение (как на целостный процесс) молекулярному бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолированных актов. Исследования Т. внесли много нового в трактовку классическим бихевиоризмом процесса научения. Преодолевая механистический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия (латентное научение). В статье Cognitive maps in rats and men (Psychological Review, 55, 1948) Т. не только приводил доказательства против бихевиористской теории стимул-реакия, но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущий к ненависти и нетерпимости, порождаемый узкими когнитивными схемами. Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как ненаблюдаемое , целенаправленность действия не получала причинного объяснения. Когнитивный поворот в теории научения, произошедший после 1960-х гг. нельзя считать возвращением к Т. Основанные на компьютерной технике теории сознания действительно пользуются терминами экспектиции и когнитивные карты , введенными Т.,но по своей сути они ближе к механистическим теориям Халла, чем к его концепциям взаимосвязанности. Т. был великим психологом, но ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-х гг. в области. Основные труды Т.: Purposive Behavior in Animals and Men, 1932; Collected Papers in Psychology, Berk., 1951; Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning, U. C. Press, 1958 и др. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС
Эдвард Чейс Толмен родился 14 апреля 1886 г. в Вест-Ньютоне, штат Массачусетс, США. Он рос в состоятельной либеральной семье, его отец занимался частным бизнесом. Сначала Толмен поступил в Массачусетский технологический институт, где изучал электронную инженерию. Обучаясь на последнем курсе, он увлекся психологией ив 1911 г. поступил в Гарвардский университет на факультет философии и психологии. В то время в университете работал ученый Мюнстерберг, который организовал при Гарварде экспериментальную лабораторию, где и стал работать Толмен. Исследования, проведенные здесь и ставшие основой его диссертации, были посвящены влиянию запахов на запоминание бессмысленных слогов. В 1912 г. он защитил магистерскую, а через три года - докторскую диссертацию. Огромное влияние на взгляды Толмена оказали теории Уильяма Джемса и Д.Б. Уотсона. С трудами этих психологов Толмена познакомил Йеркс, преподававший в Гарварде сравнительную психологию. У. Джеймс критиковал атомистический взгляд на сознание и придерживался мнения, что сложные отношения могут восприниматься непосредственно, без разделения их на элементарные составляющие. Эта точка зрения была развита многими его учениками и последователями, в том числе и Толменом. В 1918 г. Толмен перешел из Северо-Западного университета в университет Беркли в Калифорнии и начал преподавать новый курс сравнительной психологии, который базировался на моделях Йерк-са. Кроме того, ученый проводил экспериментальные исследования по обучению крыс в лабиринте. Теории бихевиоризма, с которыми столкнулся Толмен, противопоставляли себя психологии. Ученый поставил задачу избавиться от этого противопоставления, определив понятия психологии сознания через данные поведения. Вместе со своими студентами Толмен проводил эксперименты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс. Так как его теория занимала промежуточное место среди распространенных в то время различных теорий, Толмену необходимо было найти признание среди коллег-бихевиористов, а также показать, что он в состоянии оценить все сложности поведения. Результаты этих исследований, опубликованные в середине 1920-х гг., расходились с теориями «стимул-реакция», доминировавшими после 1930 г. В книге «Целенаправленное поведение у животных и человека», изданной в 1932 г., Толмен описал свою теорию, возникшую на основе проведенных лабораторных исследований. Основой этой теории стали введенные им понятия промежуточных переменных, представляющих собой совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между непосредственным стимулом и ответным поведением. Выводя основные принципы теории, Толмен основывался на двух классах промежуточных переменных: по-требностных, как например потребность в пище, безопасности, сексуальное влечение, и познавательных (восприятие, умения). Главной задачей психологии Толмен считал сведение психических явлений к серии функциональных отношений, при помощи которых можно их предсказывать и контролировать. В качестве основной предпосылки он брал утверждение о том, что низшие и высшие животные познают мир только в целях поведения. Отсюда он делал вывод, что, если в мире есть что-то, что не может быть познано таким способом, значит, оно не может быть познано вообще. В своих теориях Толмен называл поведение молярным, противопоставляя это понятие существовавшей в то время теории «молекулярного» поведения. По его мнению, акт поведения - это психологическое образование, являющееся качественным, специфическим целым, не сводимым к совокупности отдельных физиологических компонентов. В таком случае задачу психологии можно понимать как изучение поведения в этой его психологической специфичности, в особенностях, которые отличают его от физических и физиологических компонентов, лежащих в его основе. Толмен считал, что немецкий язык очень важен для его теории. И для того чтобы изучить этот язык, он даже ездил в Германию, где познакомился с Куртом Коффкой. По его мнению, английский, родной язык ученого, как бы приспособлен для восприятия всех явлений по отдельности. В немецком языке, по сравнению с другими, очень велика доля многосоставных слов, что, по словам ученого, подтолкнуло к новой оценке зависимостей, которые он наблюдал в поведении крыс. По Толмену, организм вырабатывает по отношению к объектам среды конкретную установку, которую можно определить, как готовность соотнести средства и цели еще до того, как совершается реакция. Он выучивается знанию о том, «что к чему ведет» и «что откуда следует», приобретает своеобразную систему ожиданий. После 1930 г. в теории научения стали доминировать теории Халла и его коллег, изучающие взаимовлияние стимула и реакции. Толмен оказался в оппозиции, его теории не принимались общественностью. В начале 1940-х гг. он вернулся к изучению латентного научения, однако занимался уже не столько продолжением разработки собственных взглядов, сколько направил свои усилия против восторжествовавшей теории «стимула-реакции». Приводя в пример опыты с крысами в лабиринте, Толмен считал, что только с помощью промежуточных переменных можно объяснить, как подопытные животные приобретают навыки прохождения лабиринта. По его мнению, в процессе научения животные намечали и постепенно проверяли своеобразные «гипотезы», у них существовали ожидания, установки и готовность реагировать. Основываясь опять же на лабиринтных опытах, Толмен подверг сомнению законы упражнения и эффекта, принятые в теории «стимула-реакции». Истинный смысл упражнений, считал он, состоит вовсе не в упрочнении связей между раздражителем и ответной реакцией, а в образовании определенных познавательных структур. Что касается закона эффекта, в котором говорится о том, что любое движение не сохранится без прямого подкрепления его состоянием удовлетворенности или дискомфорта, то Толмен считал, что этот закон далеко не универсален. В своих исследованиях он показал, что процесс научения происходил и в тех случаях, когда подкрепление отсутствовало. Во время войны он написал книгу «Влечения к войне», которая вышла в 1942 г. В ней напрямую отразились склонности Толмена к пацифизму и его неприятие войны. Он стал одним из основателей Общества психологических исследований социальных проблем и возглавил движение протеста против клятвы верности в Калифорнийском университете. В 1951 г. Толмен выпустил книгу «Психологическая модель», в которой несколько пересмотрел свою теорию промежуточных переменных и выделил теперь 3 группы последних. Помимо уже существовавшей системы потребностных переменных, он определил и систему ценностных мотивов, под которой понимал явление предпочтения одних объектов другим, и бихевиористское поле - ситуацию, в которой совершается действие. Эта книга Толмена стала предпосылкой для развития новых программ теории исследования научения, которые завоевывали определенные позиции в научном мире, тем самым отодвигая теорию «стимула-реакции» на второй план. Эдвард Толмен отрицал внутреннюю психологическую природу поведенческого акта, а потому определял поведение не по внутренним, а по внешним проявлениям. Таким образом, он выделял следующие особенности поведения: - каждый поведенческий акт направлен на выполнение какой-либо определенной цели или происходит из целевой ситуации; - в качестве средств поведенческого акта используются объекты поведения; - поведенческий акт носит избирательный характер, причем преимущественно используются средства, ведущие к цели более короткими путями. Эдвард Чейс Толмен умер 19 ноября 1959 г. в Калифорнии. Будучи последователем теории бихевиоризма, он пытался совместить его с психологией, определив психическое через термины и понятия бихевиоризма Ему постоянно приходилось противостоять последователям других теорий, доказывать свою правоту. Ученый создал научную базу, которая послужила основой для создания других теорий, многие психологи использовали его методы, применявшиеся в опытах над крысами.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004