ТИПОЛОГИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТИПОЛОГИЯ
классификация, подразделение на типы объектов, явлений или процессов по общности некоих признаков.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Типология
метод научной классификации и Изучения явлений и объектов, предполагающий выделение их общих и специфических свойств и разделение их на типы.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ТИПОЛОГИЯ
1. Вообще – изучение типов и процессы классификации по типам. 2. Любая схема классификации, в которой различные образцы группируются вместе согласно определенным критериям.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТИПОЛОГИЯ
Патологически низкая способность говорить. Этот термин обычно предназначается для тех случаев, которые возникли в результате или умственной отсталости, или моторной дисфункции; если это результат мозгового расстройства, соответствующим термином будет афазия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Типология
(греч. typos отпечаток, образец + логия) — научный метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Для диагностики типологии человека применяют методику изучения условных двигательных рефлексов. Исходя из учения Гиппократа о четырех «соках» тела, Гален разработал типологию темпераментов.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

ТИПОЛОГИЯ
способ представления и познания каких-либо предметов или явлений, предполагающий их систематизацию по тем или иным основаниям (критериям), т. е. выделение среди них отдельных типов (групп) предметов и явлений по общим и специфическим для них признакам, отличным от признаков, свойственных другим типам (группам) предметов и явлений. См. характеров типология, конституциональные типы, Кречмера типы, типы психологические (по К. Юнгу).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Типология
Учение о физических и психических характеристиках людей, классифицированных в определенном числе типов. Существует множество типологий (классификаций), построенных на базе различных классификационных критериев. В основном все типологии делятся на две большие группы: а) построенные на основе данных специфической организации тела, так сказать, на основе физических критериев; при них используются морфологические измерения и физиологические данные индивидуумов; б) построенные на основе поведения и отношения индивидуумов к восприятию мира.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ТИПОЛОГИЯ
TYPOLOGY)
Система, разработанная Юнгом для демонстрации и подтверждения разных способов психологического функционирования людей. Для разграничения психологических типов он обратился к базисным установкам в отношении мира и определенным свойствам функций психической жизни. Некоторые индивиды в большей степени побуждаются и снабжаются энергией внутренним миром, другие - внешним;
это, соответственно, интраверты и экстраверты. Юнг выделил четыре функции психической жизни: 1) мышление- знание того, что представляет собой предмет, обозначение его и сопоставление с другими предметами; 2) чувство - суждение о ценности чего-либо или точка зрения относительно перспективы чего-либо; 3) ощущение- все факты, доступные органам чувств: регистрация того, что вещь существует, но не того, какова она; 4) интуиция - ощущение того, где нечто происходит и каковы связанные с этим возможности. Юнг указывал, что люди обладают первичной или высшей функцией той или иной из этих четырех категорий, если она наиболее развита и отчетлива;
вспомогательной функцией- если она лишь немного уступает высшей; и низшей функцией- если она наименее развита, наиболее бессознательна, наименее доступна и вызывает наибольшие проблемы.
Используя представления об установках экстраверсии и интроверсии, высших и вспомогательных функциях, можно создать перечень шестнадцати базисных типов личности. Ряд психологических тестов, основанных на гипотезе Юнга, применяются в клинической практике, а также применительно к проблемам образования и индустрии. Некоторые аналитические психологи принимают эту типологию за ее 'научность', другие используют ее кок руководство, дающее возможность всесторонней оценки функционирования личности. Юнг использовал свою типологию для понимания различий между собой и Фрейдом (себя Юнг считал интравертом, Фрейда - экстравертом) о также полагал, что межличностные нарушения можно понять с точки зрения типологических различий.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ТИПОЛОГИЯ
(Typology; Typologie). Юнг хотел проиллюстрировать работу сознания на практике, а также объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному (19636 с. 223). Он сформулировал общую теорию психологических типов, надеясь вычленить компоненты сознания. Впервые эта теория была опубликована в 1921 г. (Собр. соч. Г. 6). Одних индивидов в большей степени побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир, а других — внутренний; соответственно их называют экстравертами и интравертами. Помимо этих базисных установок по отношению к миру, существуют также определенные свойства или функции сознания. Юнг различал их следующим образом: мышление, под которым подразумевал знание того, что собой представляет та или иная вещь, ее наименование и связь с другими вещами; чувство, которое для Юнга означает нечто иное, нежели аффект или эмоция, а именно соображение о ценности чего-либо или наличие точки зрения, взгляда на что-либо; ощущение, которое обеспечивает доступность всех фактов органам чувств, говоря нам, что некое нечто существует, но не говоря, каково оно; и, наконец, интуиция, под которой Юнг подразумевал некое ощущение, что где-то что-то происходит, ощущение самой возможности этого при отсутствии сознательного доказательства или знания об этом. Дальнейшее уточнение состоит в том, что эти четыре функции разделены на две пары — рациональную (мышление и чувство) и иррациональную (ощущение и интуиция). То, что Юнг подразумевает под данными категориями, и, в частности, использование слова «чувство», до сих пор сохраняет известную проблематичность (см. АФФЕКТ). Сегодня мы в состоянии описать общий тип сознания человека, как и его ориентацию по отношению к внутреннему и внешнему мирам. Модель Юнга достаточно уравновешена, сбалансирована. Человек имеет основной (или высший) тип функционирования; в нашем случае это одна из четырех функций. Высшая функция исходит от одной из двух пар рациональных или иррациональных функций. Разумеется, человек не зависит исключительно от этой высшей функции, а использует и вторую, вспомогательную функцию. Она, согласно наблюдениям Юнга, исходит от противоположной пары функций, рациональной или иррациональной, в зависимости от того, какая пара является источником для высшей функции. Так, напр., человек с высшей функцией чувства (из рациональной пары) имеет в виде вспомогательной функции либо ощущение, либо интуицию (из иррациональной пары). Используя эти две установки и высшую и вспомогательную функции, возможно составить перечень из шестнадцати основных типов. Иногда Юнг представлял четыре функции на диаграмме в виде креста. Эго имеет в своем распоряжении энергию, которая может быть направлена к любой из четырех функций; разумеется, возможность экстраверсии-интроверсии дает иное измерение (см. ЭНЕРГИЯ). Юнг считал, что число «4», хотя и полученное эмпирически и психологически, подходит для символического выражения чего-то такого, что включало бы в себя все, что включает описание сознания. В дальнейшем Юнг выдвигает предположение, превращающее его типологическую теорию из обычного описательного академического упражнения в ценный инструмент для диагноза, прогноза, оценки и вообще устанавливающий связь с психопатологией. Итак, мы наделены двумя из четырех функций сознания; а что же другие две? Юнг заметил, что другая функция из пары, обеспечивающая высшую функцию, часто оказывается причиной многих трудностей для человека. Допустим, что высшая функция — чувство. Если Юнг прав, то тогда у человека могут возникать проблемы с другой функцией из той же самой рациональной категории, а именно с мышлением. Можно увидеть, как такой подход работает на практике. Все мы знаем людей, обладающих зрелым, уравновешенным отношением к жизни и кажущихся устойчивыми; с эмоциями и оценкой личных взаимоотношений у них все в порядке. Но у них может недоставать интеллектуальной выносливости или способности к систематическому мышлению. Они даже могут считать мышление вещью ужасной, ненавидеть логику и гордо отзываться о себе как о неразбирающихся в точных науках, математике и т. п. Но гордость может скрывать за собой чувство неполноценности, и проблема не решается так просто. Юнг назвал эту проблематичную функцию низшей функцией. Это та сфера сознания, которая трудна для данного человека. С другой стороны, низшая функция, по большей части остающаяся в бессознательном, содержит огромный потенциал изменения, которое можно вызвать при попытках интегрировать содержания низшей функции в сферу эго-сознания. Достижение этого, понимание своей низшей функции является основным элементом индивидуации, поскольку включается в процесс «завершения» личности. Важно уяснить, что в построении своей системы Юнг использовал теорию противоположностей. В пределах широкой категории «рациональности» мышление и чувство являются противоположностями, и этот факт поразил Юнга гораздо сильнее, чем более очевидная противоположность между рациональным и иррациональным, напр. между мышлением и интуицией. Это и есть та самая связь их разделенной рациональности, дающая возможность мышлению и чувству быть постигаемыми как противоположности. Юнг чувствовал, что поскольку человек склонен быть либо более рациональным, либо более иррациональным, соответственно можно провести и Т. Этот момент его теории требует акцентирования, поскольку в некотором смысле, противоречит здравому смыслу, утверждающему, что истинные противоположности — это рациональные и иррациональные тенденции. Юнг выдвинул предположение, что при взрослении и индивидуации эти разнообразные типологические противоположности сливаются таким образом, что сознательные установки человека и, следовательно, большая часть его самопознания становятся богаче и разнообразнее. Интересен вопрос о хронологии образования типов. Юнг описывает двухлетнего ребенка, который не мог войти в комнату до тех пор, пока ему не называли мебель, находящуюся там. Юнг считал это, среди прочего, примером ранней интроверсии. Временная проблема ведет к головоломке по поводу того, насколько фиксирован или изменчив тип человека. Юнг думал, что функции имеют физиологическую базу с психическим компонентом, который частично контролируется эго (СМ. ТЕЛО; ПСИХИКА). До некоторой степени человек может выбирать, как ему действовать, однако ограничения, по всей вероятности, носят врожденный характер. Никто не может обойтись без любой из четырех функций; они присущи эго-сознанию. Но использование одной определенной функции может сделаться привычным и потеснить другое. Вытесненная функция остается нетренированной, неразвитой, инфантильной или архаичной и, возможно, полностью бессознательной и не интегрированной в эго. Но возможно также, что каждая функция может быть отдифференцирована и с ограничениями интегрирована. Так или иначе, по социальным, образовательным или семейным причинам какая-то функция может стать односторонне доминирующей, что не очень согласуется с индивидуальным складом личности.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ТИПОЛОГИЯ
Typology; Typologie) - система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. В отличие от более ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.
"Целью психологической типологии не является классификация людей на категории - само по себе это было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, - обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Во-первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии, если он стремится свести хаотический избыток индивидуального опыта к некоторому порядку. В этом отношении типологию можно сравнить с тригонометрической сеткой или, еще лучше, с кристаллографической системой осей. Во-вторых, типология - большой помощник в понимании широкого разнообразия, имеющего место среди индивидов, а также она предоставляет ключ к фундаментальным различиям в ныне существующих психологических теориях. И наконец, что не менее важно, это существенное средство для определения "личностного уравнения" практического психолога, который, будучи вооруженным точным знанием своих дифференцированной и подчиненной функций, может избежать многих серьезных ошибок в своей работе с пациентами. Предлагаемая мной типологическая система является попыткой, основанной на практическом опыте, дать объяснительную основу и теоретический каркас для безграничного разнообразия, которое до этого преобладало в формировании психологических понятий. В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений" (ПТ, пар. 986 - 987).
Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсию и экстраверсию - и четыре функции - мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.
Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.
"<...> на основе множества наблюдений и опытов [я] пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии. Первый тип установки - в норме - характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип - в норме - характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором - объект" (ПБ, с. 77-78).
На практике продемонстрировать экстравертную и интровертную установки как таковые невозможно; в изолированном виде они просто не существуют. Принадлежность человека к тому или иному типу становится более очевидной лишь в связи с одной из вышеуказанных четырех функций.
Ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует, мышление говорит нам, что представляет собой это нечто существующее, чувство сообщает, что чего стоит, а через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано. Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира, для этого, пишет Юнг, требуются все четыре:
"Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации (ПТ, пар. 900).
На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо. Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. Разумеется, здесь речь не идет об оценочных суждениях типа "лучше - хуже". Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая. Ведущая функция выступает в том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, подчиненная вовсе не означает какой-либо патологии - она попросту используется гораздо меньше (или вовсе не используется) по сравнению с функцией "излюбленной".
Здесь позволительно задать вопрос, а что же тогда происходит с этими "малоиспользуемыми" функциями?
"Они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются лишь частично или даже и вовсе не осознаются. Относительно неразвитые функции составляют некую специфическую неполноценность, характеризующую любой тип и являющуюся интегральной (составляющей) частью его целостного характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное развитое ощущение вредит интуиции и наоборот" (ПТ, пар. 955).
В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым - интуитивный и ощущающий. Применение термина "иррациональный" не означает чего-то неблагоразумного, подразумевая лишь нечто выходящее за рамки рассудочного. Юнг комментирует:
"Лишь просто потому, что [иррациональные типы] подчиняют суждение восприятию, было бы совершенно неправильным считать их "неблагоразумными". Гораздо более правильным было бы сказать, что они являются в высшей степени эмпирическими. Иррациональные типы основываются исключительно на переживании - настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут поспеть за их переживаниями" (ПТ, пар. 6 6).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
148.01 кб

Психолого-экономическая типология мотивов благотворительности

Бажина Ульяна Николаевна
Приводятся различные взгляды на природу альтруистических поступков, описаны экономические теории мотивации благотворительной деятельности, приведены результаты исследования связи социально-экономических, демографических и индивиду
Читать PDF
318.24 кб

Социальная типология субъектов физкультурной деятельности

Эльмурзаев Махмутгири Атуевич
В статье обосновывается необходимость создания социально-психологической типологии субъектов физкультурной деятельности.
Читать PDF
222.60 кб

Классификация (типология) посетителей казино, залов игровых автоматов

Караваев Александр Федорович, Панов Сергей Леонидович, Замулло Андрей Андреевич
В статье с социальной и нравственно-психологической позиции дается характеристика лиц, имеющих определенную зависимость от занятия азартными играми.
Читать PDF
201.12 кб

Типология переживания кризиса профессиональной идентичности

Озерина Анна Александровна
Статья посвящена проблеме кризиса профессиональной идентичности у студентов-психологов, обучающихся по направлению бакалавриат. В результате эмпирического исследования выявлена и описана типология переживания кризиса студентами.
Читать PDF
292.54 кб

Типология и факторы формирования осознанного родительства в молодой семье

Овчарова Р. В.
Читать PDF
2.64 мб

Типология субъектности младших школьников и младших подростков

Вьюнова Наталья Ивановна, Лапкова Оксана Сергеевна
Читать PDF
57.23 кб

Типология личности преступников-военнослужащих, самовольно оставивших часть или место службы

Муртузалиев Андрей Шайхул-исламович
Читать PDF
148.51 кб

Типология моральных представлений современной российской молодежи по критерию аморализма

Булгакова Екатерина Александровна
Содержательно показана типология моральных представлений современной российской молодежи. Типология получена в результате теоретического обоснования аморализма как референта этих представлений.
Читать PDF
305.98 кб

Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие дове

Баранова Мария Михайловна
В статье обобщаются опубликованные за последние несколько десятилетий результаты теоретико-экспериментальных данных, посвященных развитию сознания на ранних этапах речевого онтогенеза.
Читать PDF
448.38 кб

Психологическая типология ценностных ориентации руководителей

Журавлёва Н. А.
В статье рассматриваются особенности и результаты изучения психологических типов ценностных ориентации руководителей с разными личностными характеристиками [1J.
Читать PDF
288.65 кб

Типология временной организации профессиональной деятельности

Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Кузьмина Ольга Викторовна
Статья посвящена исследованию проблемы временной организации деятельности. Представлена выделенная в ходе эмпирического исследования типология этого явления.
Читать PDF
342.01 кб

Типология деструктивного поведения

Клейберг Юрий Александрович
Читать PDF
3.38 мб

Типология преступников, совершающих серийные убийства на сексуальной почве

А.Ю. Лаговский, М.С. Басенко
Читать PDF
423.11 кб

Рекламный прессинг или реклама в прессе. Тренды и типология

Хохловкин Д.В.
Читать PDF
0.00 байт

Клиническая типология дезадаптивных форм поведения при шизофрении в эволюционном контексте

Жданок Дмитрий Николаевич
В статье рассматривается клиническая типология дезадаптивных форм поведения при шизофрении, к которым отнесены такие типологические варианты как делинквентное, аддиктивное, психопатологическое, девиантное поведение на базе гиперсп

Похожие термины:

  • Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности

    Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек може
  • Личности типология, по Адлеру

    Adler) – основана на разграничении следующих 4-х типов личности: 1. управляющий тип личности - это самоуверенные, напористые и активные индивиды с назначительным либо отсутствующим социальным интере
  • Типология акцентуированных личностей Леонгарда

    Автор. К.Леонгард. Категория. Типология акцентуаций характера. Специфика. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют р
  • Церковно-сектанская типология

    четырехразрядная типология типов религиозных организаций: церковь, вероисповедение, секта, культ (Беккер, 1950).
  • типология Джеллинека

    Jellineks typology] - Классификация алкоголизма по Джеллинеку, как изложено в его книге Концепция алкоголизма как болезни (1960)13: - альфа-алкоголизм - характеризуется психологической зависимостью без перехо
  • ТИПОЛОГИЯ ЭЙДЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    классификация людей, способных к эйдетическим представлениям, предложенная В.ЙЕНШЕМ на основе исследований, проведенных им вместе с братом Э.ЙЕНШЕМ (Jaensch W. "Grundlage einer Physiologie und Klinik des psychologischen Personlic
  • ЭЙДЕТИК: ТИПОЛОГИЯ

    классификация людей, способных к представлениям эйдетическим, предложенная В. Йеншем на базе исследований, проведенных им вместе с братом Э. Йеншем: 1) "Т-тип" эйдетиков ("Tetanoider Type") - у них
  • Личности типология, по Фрейду

    Freud) - разграничение 4 типов личности, отражающих фиксацию либидо на той или иной стадии психосексуального развития: оральный, анальный, фаллический и генитальный типы характера: 1. оральный характе
  • Личности типология, по Фромму

    Fromm) – предусматривает разграничение 5-ти типов личности, основанное на представлении о существовании у человека уникальных экзистенциальных потребностей: 1) потребности в установлении связей (ал
  • Типология психопатических личностей Ганнушкина

    Словообразование. Происходит от греч. typos - образец и pathos - страдание, болезнь. Автор. П.Б.Ганнушкин. Категория. Классификация патологических и околопатологических личностей. Типы. В ее рамках были о
  • ХАРАКТЕР: ТИПОЛОГИЯ

    практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявлений характера, степень его выраженности, то обозначатс
  • ТИПОЛОГИЯ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К САМОУБИЙСТВУ

    Е. Schneidman, 1980) - это люди, действия которых непосредственно (часто осознанно и преднамеренно) приближают их смерть: -искатели смерти: лица, осознанно и преднамеренно совершающие суицидальные действи
  • КЕРБИКОВА КЛИНИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ПСИХОПАТИЙ

    (Кербиков О. В.). Клинико-патофизиологическая классификация психопатий, различающая возбудимых, неустойчивых, астенических, психастенических, шизоидных и мозаичных (смешанных, полиморфных) психоп
  • Кербикова типология психопатий

    Кербиков, 1955) - включает такие клинические варианты расстройства личности: 1. возбудимая психопатия, 2. неустойчивая психопатия, 3. астеническая психопатия, 4. психастеническая психопатия, 5. шизоидна
  • КОНФЛИКТ: ТИПОЛОГИЯ

    классификация субъективно конфликтных ситуаций на базе динамической модели К. Левина, предложенная Н. Э. Миллером. В качестве основных побуждений деятельности рассматриваются два стремления: дос
  • ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

    классификация Конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семейн
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ КРЕЧМЕРА

    (Kretschmer E.). Основана на корреляции между выделенными типами телосложения (пикнический, лептосомный, атлетический и диспластический) и психологической конституцией (шизоидной и циклоидной). Разница
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПЕНДЕ

    (Pende N.). Построена на основе попытки вывести корреляцию между преобладающим типом телосложения, эндокринной формулой и особенностями нервно-психической реактивности. По психическим свойствам выд
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ШЕЛДОНА

    (Sheldon W). Конституциональная типология, основанная на антропометрических исследованиях и связанная с эмбриогенезом. Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный типы. Эндоморфный конс
  • ЛИЧНОСТИ ТИПОЛОГИЯ ПО РОРШАХУ

    (Rorschach H.). Основана на выделении «типа переживания» при исследовании с помощью метода Роршаха. Выделены четыре типа личности: 1) экстратенсивный - внешние интерпретации по цвету превалируют над кин