ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИФЛОПЕДАГОГИКА
наука о воспитании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

Тифлопедагогика
Отрасль педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания людей с нарушенным зрением.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ТИФЛОПЕДАГОГИКА
наука о воспитании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения. В задачи Т., как науки, входит разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение детей с глубокими нарушениями зрения; изучение типологии нарушения функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при детской слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения с учетом возрастных и специфических особенностей этих детей.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ТИФЛОПЕДАГОГИКА
(от греч. typhlos – слепой и педагогика) – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).
Начало разработке проблем Т. было положено В. Гаюи, основавшим в 1784 г. в Париже первый институт для слепых детей. На рубеже XVIII–XIX вв. в Великобритании, Австрии, Германии, США были созданы школы для слепых, в которых обучали письму, счету, музыке и простым ремеслам. С середины XIX в. повсеместное распространение получил созданный Л. Брайлем рельефноточечный шрифт (см. Брайля шрифт), что позволило повысить уровень общего образования слепых. Однако долгое время тифлопедагогический процесс строился без учета возможностей остаточного зрения, рациональному использованию которого начинают уделять внимание с 30х гг. XX в. С 50х гг. возникает новый тип специальных школ, где обучение строилось с опорой на зрение как основной канал получения информации учащимися.
В России первая школа для слепых была открыта в СанктПетербурге в 1807 г. Задача Т. долгое время сводилась к разработке системы призрения слепых детей за счет филантропических организаций.
Позднее обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегосударственную систему образования. Была создана сеть средних и восьмилетних образовательных школ. Современная Т. развивается на основе ведущих положений общей педагогики с учетом особенностей, присущих детям с глубокими нарушениями зрения. Наиболее важная задача Т. – рациональное использование и развитие в процессе обучения остаточного зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Коррекция развития осуществляется как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на специальных коррекционных групповых и индивидуальных занятиях. В Т. разработаны принципы дифференциации детей с глубокими нарушениями зрения на слепых и слабовидящих и специфические методы дифференцированного обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнительные нарушения. Методы обучения, применяемые в Т., позволяют учащимся получать образование в объеме средней школы при некотором увеличении срока обучения. В школах для слепых эффективность обучения достигается применением современных средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также благодаря оптимальному использованию имеющегося у большинства учеников остаточного зрения. В школах слабовидящих для обучения общеобразовательным предметам предусмотрены: напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в которых выделены основные признаки изображенных объектов; тетради со специальной разлиновкой; наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного; оптические и технические средства. Большая роль в повышении качества обучения в школах слепых принадлежит тифлографике и тифлотехнике. Все методы учебной работы предусматривают охрану остаточного и слабого зрения учащихся.
Трудовое обучение в специальных школах для слепых организуется на политехнической основе с привлечением тифлотехнических средств, что позволяет давать учащимся этих школ не только простейшую ремесленную подготовку, но и готовить из них специалистов по современным профессиям. Также расширяется круг профессий, по которым осуществляется трудовая подготовка слабовидящих детей.
Особое значение в Т. придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и имеет не только общеукрепляющее, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся и ориентировки их в пространстве. В процессе коррекционных занятий, проводящихся в младших классах специальных школ, у детей с глубокими нарушениями зрения воспитываются навыки ориентировки в пространстве и самообслуживания; детям оказывается необходимая логопедическая помощь по исправлению недостатков речи; проводятся занятия по развитию остаточного зрения у учащихся школы слепых и по использованию слабого зрения учащихся школы слабовидящих. Учитывая исключительную роль раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в Т. повышенное внимание оказывается дошкольному воспитанию слепых и слабовидящих детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
319.18 кб

Учитель-тифлопедагог в реабилитационно-образовательном пространстве

Кантор Виталий Зорахович
Одной из актуальных тенденций, определяющих в последние десятилетия важнейший вектор развития отечественной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, является ее закономерное сближение с системой их социально
Читать PDF
790.82 кб

Разработка рабочей программы тифлопедагога в процессе повышения квалификации

Андрющенко Елена Валерьевна
В статье представлены структура и содержание рабочей программы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения с конкретизацией основных структурных элементов программы.
Читать PDF
333.72 кб

Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровож

Дружинина Лилия Александровна
В статье рассматриваются результаты исследований в тифлопедагогике и тифлопсихологии, отражающие своеобразие психофизического развития, воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.
Читать PDF
428.30 кб

Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопс

Кантор Виталий Зорахович
В статье в контексте представлений о художественном потен-циале как воплощении реабилитационного потенциала слепых и слабо-видящих применительно к социально-культурной сфере выстраивается его структурная модель, на базе этого дает
Читать PDF
214.72 кб

Некоторые сведения из истории развития тифлопедагогики в Республике Каракалпакстан

Утебаева А.
В данной статье рассматриваются вопросы о разделении школ-интернат для слепых и слабовидящих, об открытии школы-интерната для детей инвалидов.