Тесты оценки юмора

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Тесты оценки юмора
группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Тесты оценки юмора
группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора. В зависимости от способа применения стимульного материала и организации обследования существуют пять типов Т. о. ю.: 1) классификация соответствия юмористического материала (афоризмов, юмористических рассказов, картин и т.д.) смыслу отражаемых тем. Группировка юмористического материала, выполняемая испытуемым, сопоставляется с образцом, полученным в нормативной группе; 2) оценка "качества" юмористического материала с последующим сравнением с нормативными данными; 3) выбор наиболее смешного из предлагаемых возможных окончаний юмористического рассказа или выбор наиболее смешной легенды к комическому рисунку. В таких Т. о. ю. также возможно сравнение с результатами нормативной группы; 4) тесты типа "Истории завершения" методик, "Завершение предложения" методик; 5) свободное творчество испытуемого на заданную тему. Под чувством юмора, на анализ которого прямо или косвенно направлены Т. о. ю., обычно понимается способность создавать вербальные или какие-либо иные произведения, которые могут развлечь, позабавить, вызвать переживание смешного, а также способность находить забавное и смешное в юмористических произведениях. Вторая группа особенностей чувства юмора наиболее легко доступна изучению. На оценку таких проявлений личности направлены первые три из приведенных выше типов Т. о. ю. Относительная ценность методик классификации юмористического материала по "значению" и по "качеству" состоит в том, что при использовании первых акцент делается на оценке чувства юмора по степени когнитивного согласия субъекта с референтной группой, а при использовании второго типа методик — по степени аффективного согласия. Результаты Т. о. ю., основанные на принципе выбора возможного окончания юмористического произведения теста, коррелируют с интеллектуальными факторами. Т. о. ю., актуализирующие деятельность по продуцированию юмористических произведений, близки по характеру к тестам креативности, интерпретация их данных связана со значительной трудностью. Различные исследования особенностей оценки юмора показывают, что результаты тестов более всего подвержены влиянию принадлежности испытуемых к той или иной этнокультурной группе, их культурного уровня, профессиональных особенностей и др. Против ожидания, на показатели оценки "качества юмора" практически не оказывает влияние фактор пола. Напротив, возраст испытуемого имеет весьма важное значение. Одна и та же шутка по-разному оценивается в различные периоды жизни. Л.Ф. Бурлачук

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ТЕСТЫ ОЦЕНКИ ЮМОРА
группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора.
В зависимости от способа применения стимульного материала и организации обследования существуют пять типов Т. о. ю.:
— Классификация соответствия юмористического материала (афоризмов, юмористических рассказов, картин и т. д.) смыслу отражаемых тем. Группировка юмористического материала, выполняемая испытуемым, сопоставляется с образцом, полученным в нормативной
группе (тест чувства юмора А. Робака; Sense of Humor Test (1939); юмористических фраз тест и др.).
— Оценка «качества» юмористического материала с последующим сравнением с нормативными данными (тест юмора Дж. Алмака, или Sense of Humor Test (1928); юмористический тест личности Р. Кэттелла и Л. Луборского — Humor Test of Personality, (1952)
и др.
— Выбор наиболее смешного из предлагаемых возможных окончаний юмористического рассказа или выбор наиболее смешной легенды к комическому рисунку (тест Люсса). В таких Т. о. ю. также возможно сравнение с результатами нормативной группы.
— Тесты типа «Истории завершение» методик, «Завершение предложения» методик.
— Свободное творчество испытуемого на заданную тему.
Под чувством юмора, на анализ которого прямо или косвенно направлены Т. о. ю., обычно понимается способность создавать вербальные или какие-либо иные произведения, которые могут развлечь, позабавить, вызвать переживание смешного, а также способность
находить забавное и смешное в юмористических произведениях. Вторая группа особенностей чувства юмора наиболее легко доступна изучению. На оценку таких проявлений личности направлены первые три из приведенных выше типов Т. о. ю. Относительная
ценность методик классификации юмористического материала по «значению» и по «качеству» состоит в том, что при использовании первых акцент делается на оценке чувства юмора по степени когнитивного согласия субъекта с референтной группой, а при
использовании второго типа методик — по степени аффективного согласия. Результаты Т. о. ю., основанные на принципе выбора возможного окончания юмористического произведения теста, коррелируют интеллектуальными факторами. Т. о. ю., актуализирующие
деятельность по продуцированию юмористических произведений, близки по характеру к тестам креативности, интерпретация их данных связана со значительной трудностью.
Одной из важных причин интереса к Т. о. ю. и их достаточно широкого распространения в психологической диагностике является то, что исследуемые с их помощью психологические особенности тесно связаны с личностью испытуемого. В оценках юмористической
продукции проявляются структура отношений личности, образцы эмоционального реагирования в тех или иных ситуациях, особенности мотивационной сферы. В качестве примеров можно привести способность субъекта посмеяться над шуткой, направленной
в его адрес, возможность внутренней разрядки эмоциональной напряженности и т. д. Юмористический тест личности Р. Кэттелла и Л. Луборского является одним из наиболее известных примеров использования Т. о. ю. в качестве индикатора личностных
переменных. Тест применяется а двух формах и строится на оценке шуток и карикатур. Форма А содержит 104 пары шуток, в каждой из которых испытуемый выбирает более смешную с его т. з. В форме В 130 шуток и карикатур, каждая из которых оценивается
как смешная или несмешная. Таким образом, форма В позволяет контролировать установку на ответы, отмечать в качестве смешных или несмешных разное количество шуток. Форма А дает дополнительную информацию об общей тенденции восприятия юмора испытуемым.
Показатели теста разработаны на основе факторного анализа, при этом выделяются 13 оценочных факторов (А. Анастази, 1982).
Анализ факторов, влияющих на результаты тестов оценки «качества шуток» (под термином «шутка» понимается любая продукция, которая может рассматриваться как юмористическая), проведенный Г. Айзенком в 40-е гг., показывает, что для тестов оценки вербальных
шуток, юмористических рисунков и некоторых других существует общий фактор, ответственный за 16,5 % дисперсии результатов. Этот фактор интерпретируется Г. Айзенком как фактор «чувства юмора» и в значительной мере отражает количество шуток из
общего числа предлагаемых в тесте, на которые испытуемый реагирует положительно. Другими словами, если испытуемый в одном тесте обнаруживает достаточно много смешного или остроумного, то и в другом тесте на другом материале вероятна оценка
большинства шуток как образцов «качественного» юмора. Наряду с общим фактором «чувства юмора» в результатах Т. о. ю. выделяются и более частные. Среди таких — фактор, разграничивающий испытуемых, предпочитающих шутки с сексуальным содержанием,
от тех, которые считают материал такого рода наименее интересным (5,6 % дисперсии); фактор сложности шуток, противопоставляющий испытуемых, предпочитающих простые и сложные, утонченные, «интеллектуальные» шутки (6,2 % дисперсии); фактор предпочтения
шуток, основанных на высмеивании особенностей личности (своей и окружающих), на необычных ситуациях (безличного характера).
Различные исследования особенностей оценки юмора (Т. Андрюс, 1943; Р. Крош, 1939; Дж. Ди-лей и соавт., 1954) показывают, что результаты тестов более всего подвержены влиянию принадлежности испытуемых к той или иной этнокультурной группе, их культурного
уровня, профессиональных особенностей и др. Против ожидания, на показатели оценки «качества юмора» практически не оказывает влияние фактор пола. Напротив, возраст испытуемого имеет весьма важное значение. Одна и та же шутка по-разному оценивается
в различные периоды жизни.
Специальные исследования показывают, что коэффициент надежности тестов «оценки качества» юмора обычно невысок (около 0,55). Т. о. ю. являются перспективным направлением развития тестов личности.
В СССР разработан юмористических фраз тест (1982).
 

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.