ТЕСТ ЛЮШЕРА
тест Люшера
проективный тест, предназначенный для исследования личности путем анализа ее субьективных предпочтений при выборе цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 73 квадратов различного цвета. Упрощенная процедура исследования состоит из анализа 8 цветов. Каждому цвету приписывается определенное значение: красному – стремление к власти, доминированию; зеленый – упорство, настойчивость и т.д. Кроме того, значение имеет порядок выбора цветов: первые цвета в ранжированном ряду по степени предпочтения выражают явные цели деятельности личности и способы их достижения, последние – подавленные, вытесненные стремления.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ТЕСТ ЛЮШЕРА
тест предпочтений цветовых) - относится к тестам проективным, к группе тестов импрессивных. Предложен швейцарским психологом М. Люшером в 1948 г. В самом распространенном варианте материал представляет набор цветных карточек. Полный набор содержит 73 карточки 25-ти разных цветов, но чаще применяется неполный набор из восьми разноцветных карточек. Все они предъявляются одновременно на белом фоне, и клиенту предлагается расположить их в порядке предпочтения.
При интерпретации исходят из того, что каждый цвет имеет определенное символическое значение и что позиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая цели личности, способы достижения целей, подавленные потребности и пр.
При интерпретации исходят из того, что каждый цвет имеет определенное символическое значение и что позиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая цели личности, способы достижения целей, подавленные потребности и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЛЮШЕРА ТЕСТ
(Luscher Farfcrwahl Test) — проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов (см. ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД ТЕСТ). Опубликована М. Люшером в 1948 г.
Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов.
Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному
предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета
располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, напр.: красный — стремление к власти, доминированию, а
зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом выделяется функциональная значимость позиции, занимаемой конкретным цветом. Напр., первые две
позиции ряда полагаются как определяющие цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавленные потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди
дополнительных — со сферой бессознательного.
В разработанной М. Люшером теории личности два основных психологических измерения: активность — пассивность и гетерономность — автономность. Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором (см. схему).
В зарубежных исследованиях, посвященных Л. ц. в. т., отмечается умозрительность теории его автора, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности Л. ц. в. т. неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием
допускается групповое. В отечественных исследованиях изучалась валидность Л. ц. в. т. (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки
на основе Л. ц. в. т. методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980).
Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов.
Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному
предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета
располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, напр.: красный — стремление к власти, доминированию, а
зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом выделяется функциональная значимость позиции, занимаемой конкретным цветом. Напр., первые две
позиции ряда полагаются как определяющие цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавленные потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди
дополнительных — со сферой бессознательного.
В разработанной М. Люшером теории личности два основных психологических измерения: активность — пассивность и гетерономность — автономность. Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором (см. схему).
В зарубежных исследованиях, посвященных Л. ц. в. т., отмечается умозрительность теории его автора, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности Л. ц. в. т. неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием
допускается групповое. В отечественных исследованиях изучалась валидность Л. ц. в. т. (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки
на основе Л. ц. в. т. методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980).
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.